Истребитель-перехватчик МиГ-25 - одна из наиболее выдающихся работ ОКБ А.И. Микояна. Этот самолет стал первым в мире серийным истребителем, достигшим рубежа скорости 3 000 км/ч. Созданию МиГ-25 предшествовали работы ОКБ над семейством высотных скоростных перехватчиков (Е-150, Е-151, Е-152, Е-152П) и высотным разведывательным самолетом - аналогом американским разведчикам Локхид U-2 и Мартин / Дженерал Дайнэмикс RB-57F. В дальнейшем работы вылились в создание многоцелевого самолета, способного решать (в различных модификациях) как разведывательные, так и истребительные задачи. В 1961г. началось проектирование самолета Е-155, предназначенного для использования в качестве высотного скоростного разведчика (Е-155Р) и истребителя-перехватчика (Е-155П). Все самолеты предполагалось оснастить ТРДФ Р-15, созданным в ОКБ С. Туманского и первоначально предназначенным для установки на стратегические крылатые ракеты и беспилотные разведчики А.Н. Туполева "Ястреб". Разведчик и истребитель-бомбардировщик должны были развивать скорость до 3 000 км/ч) и достигать в горизонтальном полете потолка 23 000 - 25 000 м. Высотные характеристики самолетов делали их неуязвимыми для всех ЗРК стран НАТО (за исключением наиболее мощного комплекса MIM-14B "Найк Геркулес"), а также истребителей-перехватчиков потенциального противника. Главными целями для истребителя-перехватчика являлись американские высотные сверхзвуковые бомбардировщики В-58 Хастлер и В-70 Валькирия. В создании самолета принимали непосредственное участие А. Микоян, М. Гуревич, Р. Беляков, Н. Матюк (главный конструктор МиГ-25).
6 марта 1964г. состоялся первый полет опытного самолета Е-155Р-1 (вариант разведчика). 9 сентября 1964г. в небо поднялся первый опытный перехватчик Е-155П-1 (летчик-испытатель - Остапенко). В 1967г. на авиационном празднике в Москве с большим эффектом была продемонстрирована тройка самолетов МиГ-25, при этом было объявлено, что показанные самолеты способны развивать скорость до 3 000 км/ч. На Западе появление нового МиГа произвел огромное впечатление. Сработал "эффект внезапности": до воздушного парада в Москве западные специалисты просто не знали о существовании такой машины, естественно, не было известно и КБ, создавшее истребитель (некоторое время за рубежом полагали, что он построен в ОКБ Яковлева). МиГ-25 (по классификации НАТО - Foxbat) стал причиной слушаний в конгрессе США: американские законодатели были встревожены резким качественным прорывом русской авиации. В известной степени появление МиГ-25 подстегнуло работы по новым истребителям F-14 и F-15 для ВМС и ВВС США.
В 1969г. на Горьковском (ныне - Нижегородском) авиазаводе приступили к серийному выпуску перехватчиков, получивших обозначение МиГ-25П. В 1970г. самолет был официально принят на вооружение авиации ПВО, началось освоение машины в строевых частях. Экспортный вариант истребителя-перехватчика поставлялся в Алжир, Ирак, Ливию и Сирию. Одновременно с созданием исходной модификации истребителя-перехватчика изучалась возможность дальнейшей модернизации самолета. В середине 1960-х гг. велись работы по модификации истребителя Е-155ПА, способной перехватывать цели, летящие на скорости до 3 500 - 4 000 км/ч и высотах 100 - 30 000 м. Новый самолет со взлетной массой около 40 т, оснащенный двумя ТРДФ Р-15БФ-300, бортовой РЛС "Смерч-100" и УР К-100, должен был развивать максимальную скорость 3 700 - 4 000 км/ч.
|