L-39Z Для повышения экспортного потенциала L-39 на международном рынке и удовлетворения потребностей национальных ВВС конструкторы фирмы "Аэро" в 1973-м начали разработку учебно-боевого L-39Z. На доработанном крыле установили четыре пилона для подвески боевой нагрузки и двух топливных баков (ПТБ). Эта версия в дальнейшем получила обозначение L-39ZO. Затем под фюзеляжем разместили встроенную пушечную установку, потребовавшую серьезного вмешательства в конструкцию. В качестве наземного стенда для компоновки и испытаний (в конце 1974-го) двухствольной пушки ГШ-23 с патронным ящиком в фюзеляже использовали списанный L-39X-03. Полет L-39X-09, первого из трех прототипов, выполненного летчиком-испытателем Ю. Шоуцем, состоялся в июне 1974-го. Ключевыми испытаниями по программе L-39ZO стали пуски реактивных снарядов с оценкой их влияния на работу ТРДД, сброс бомб и ПТБ, а также испытание шасси при повышенной взлетной массе. "Девятка" использовалась и для отработки пушечной установки. Для контрольных испытаний варианта L-39ZO привлекли завершенный к этому времени прототип L-39X-10, поднятый в воздух Ю. Шоуцем спустя два года. На "десятке" проверили новое шасси с уширенными колесами, для которых потребовалось увеличить ниши шасси за счет выколоток в верхней обшивке крыла. Определенные трудности появились при испытаниях на сброс ПТБ емкостью 150 и 350 л, как пустых, так и заполненных водой, имитирующей топливо. После отделения от замков ПТБ поворачивались вокруг поперечной оси со скоростью, зависящей от момента инерции баков и действующих аэродинамических сил.
В отдельных случаях 350-литровые ПТБ били по задней кромке крыла в районе закрылков или прижимались к передней кромке крыла, отваливаясь от нее лишь после посадки. Дефект удалось устранить только после установки на ПТБ стабилизаторов. Модификация L-39ZA отличалась от L-39C измененной конструкцией фюзеляжа. Патронный ящик с боекомплектом в 150 патронов с ленточной подачей размещался под полом гермокабины. Для доступа к нему сделали новый люк на правом борту фюзеляжа. Выступающий заборник воздуха для охлаждения электропреобразователя перенесли вместе с ним на левый борт, расположив его между подножками. Одновременно перенесли антенны радиооборудования. Доработали панель управления оружием. Опорную точку для технологического подъемника в передней части фюзеляжа сместили вбок, так же как и трехштыревую антенну радиоответчика под носовым обтекателем. Обшивку створки люка передней стойки шасси и подфюзеляжную накладку до дульного среза пушки изготовили из стали. Первые же стрельбы из пушки выявили помпажные явления двигателя при больших углах атаки и перегрузках. На прототипе L-39X-11, впервые взлетевшем в мае 1977-го, испытали фотоконтейнер PFK-5, подвешиваемый на левом внутреннем пилоне в комбинации с симметрично подвешеным с ПТБ-350, тем самым продемонстрировав возможности машины при использовании в качестве разведчика. После контрольных войсковых испытаний в конце 1977 г. в Кошице, машину проверили в СССР.
Первой развивающейся страной, получившей L-39, стал Ирак, закупивший 22 L-39C в 1975-м, а позже и 59 L-39ZO с упрощенным бортовым оборудованием (без системы РСБН). В начале ирано-иракского конфликта отдельные самолеты участвовали в боевых действиях, а некоторые получили повреждения при налетах иранских ВВС на аэродромы. В 1977-м ГДР приобрела 21 L-39ZO, а затем еще 38 с полным комплектом вооружения, несколько буксировщиков мишеней из числа сокращавшихся в чехословацких ВВС. С 1978-го начались поставки L-39ZO в Ливию, где они должны были подтвердить свои эксплуатационные качества в пятидесятиградусную жару в пустыне за 1 000 км от морского побережья. Здесь "Альбатросы" вместе с югославскими "Галебами" G-2A стали основными УТС, сменившими Фугу "Мажистер" СМ-170. Летчики, обученные на L-39ZO, переходили впоследствии на "МиГи" и "Миражи". Ливийские L-39ZO имели трехцветный камуфляж и специально доработанный пол кабины под сиденьями для размещения аварийного оснащения, включавшего надувную лодку. Всего ВВС М. Каддафи получили до 1983-го 181 УТС. В 1980-м к арабским покупателям L-39 добавилась Сирия, использовавшая исключительно советские "МиГи" и "Су". Приобретенные ею 55 L-39ZO и 44 L-39ZA эксплуатировались в непростых климатических условиях и самым коварным была высокая запыленность. Во Вьетнаме эксплуатировалось 12 L-39C. В экстремальных климатических условиях, главным из которых высокая влажность воздуха, впервые применили защиты от тропического климата.
|