В начале 1980-х годов США, стремясь не нарушать баланса сил в Юго-Восточной Азии, отказались продать Тайваню истребители Дженерал Дайнэмикс F-16 или Нортроп F-20. В этих условиях в мае 1982г. государственному авиационному опытно-конструкторскому и производственному центру AIDC (Aero Industry Development Center), образованному в 1969г. на основе ранее существовавшего бюро авиационной промышленности BAI, было поручено разработать собственный проект легкого сверхзвукового истребителя завоевания превосходства в воздухе по программе IDF (Indigenous Defensive Fighter). Новый истребитель должен обладать также способностью действовать по надводным целям и предназначается для замены в ВВС Тайваня устаревших самолетов Локхид F/TF-104G и Нортроп F-5E/F. Центр AIDC обладал к этому времени опытом освоения и лицензионного производства начиная с 1974г. 286 американских истребителей F-5E/F. Но решающее значение для успешного проектирования имело значительное техническое содействие, оказанное американскими фирмами Дженерал Дайнэмикс (передавшей спецификации и чертежи самолета F-16 на сумму 40-50 млн долл.), Гарретт (двигатель которой использован в силовой установке самолета), Дженерал Электрик и Вестингауз (РЛС), Лир Астроникс (система управления полетом) и другими. Таким образом, "Цзин Го" (это название самолет получил в 1988г. в честь бывшего президента Тайваня), хотя и является формально первым истребителем, спроектированным и построенным на Тайване, на самом деле представляет собой комбинацию заимствованных за рубежом технических решений.
По конфигурации он аналогичен американскому истребителю-бомбардировщику F/A-18. Было построено четыре опытных летных образца "Цзин Го" (из них один двухместный), первый из которых впервые поднялся в воздух 28 мая 1989г. Несмотря на потерю второго опытного самолета в катастрофе 12 июля 1991г. разработка была продолжена и в марте 1992г. ВВС Тайваня для войсковых испытаний был передан первый предсерийный истребитель, постройка которого велась с 1990г. Поставка серийных машин должна начаться в январе 1994г. По первоначальным планам предполагалось построить до 1997г. 256 серийных самолетов (включая 40-50 двухместных учебно-боевых), которые должны были стать основой парка ВВС Тайваня, однако в связи с полученным в 1992г. согласием США и Франции продать Тайваню соответственно 150 истребителей F-16 и 60 истребителей Мираж 2000-5 эти планы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения. В 1985г. стоимость исследований и производства 256 самолетов "Цзин Го" оценивалась в 1 млрд долл., в 1991г. - в 10 млрд долл. США.
Конструкция. Одноместный двухдвигательный самолет "Цзин Го" выполнен по нормальной балансировочной схеме с трапециевидным среднерасположенным крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Крыло умеренной стреловидности имеет большие корневые наплывы, обеспечивающие благоприятное вихревое обтекание крыла на больших углах атаки. Почти всю заднюю кромку крыла занимают флапероны, носки крыла отклоняемые. Фюзеляж выполнен в соответствии с трансзвуковым правилом площадей. Вертикальное оперение однокилевое, стабилизатор дифференциальный цельноповоротный. Конструкция изготовлена в основном из металлических сплавов, из композитов выполнен только стабилизатор, в дальнейшем объем применения КМ планируется увеличить. Расчетный ресурс планера 8 000 ч. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками.
Силовая установка. Два двигателя TFE1042-70, управляемые с помощью цифровой электронной системы с полной ответственностью, установлены в хвостовой части фюзеляжа. В дальнейшем возможна установка двигателей повышенной тяги. Воздухозаборники двигателей имеют эллиптическое сечение с развалом больших осей эллипсов, снабжены отсекателями пограничного слоя и расположены под корневыми наплывами крыла.
|