В начале 1980-х гг. в ВВС европейских стран сложилась непростая ситуация: истребители первого и второго поколения, в больших количествах поступавшие на вооружение в 1950-1960-х гг. и составлявшие основу самолетного парка, морально и физически устаревали. В частности, в ВВС ФРГ требовали замены самолеты Локхид F-104G Старфайтер и Макдоннелл-Дуглас F-4F Фантом II, в британских - F-4K/M и ВАС Лайтнинг, в итальянских - Локхид F-104S и Фиат G-91. США, в прошлом осуществлявшие в Европе активную экспансию в области поставок авиационных вооружений, стали усиленно рекламировать свои новые самолеты, в частности Дженерал Дайнэмикс F-16. Но европейские страны с развитым авиастроением не устраивала закупка самолетов, изготовленных в США, в частности, из-за падения национального престижа, а также нежелания терять рабочие места в такой наукоемкой отрасли промышленности, как авиастроение. Кроме того, требования ВВС США отличались от европейских, где нуждались, в первую очередь, в самолете ПВО, тогда как американцы предлагали истребитель, ориентированный в значительной степени на решение ударных задач и неспособный нести УР класса воздух - воздух средней дальности. В этих условиях европейские государства активизировали исследования по боевым самолетам собственной конструкции. В частности, в Великобритании начались работы по истребителю с индексом Р-106, который должен был иметь аэродинамическую схему "утка", треугольное крыло и один двигатель. Расчетная скорость соответствовала М=1,8, взлетная масса приближалась к 10 т, а длина разбега и пробега должна была составить 400 м.
Вооружение самолета Р-106 включало две ракеты Скайфлэш, кроме того, предусматривалось и оружие для атак наземных целей. Однако фирма ВАe, предложившая проект Р-106, в 1981 г. свернула программу, так как ВВС Великобритании отдавали приоритет исследованиям в области создания нового самолета СВВП. В ФРГ фирмы МВБ и Дорнье в это же время занимались исследованием облика самолетов для Люфтваффе, концептуально близких проекту Р-106. МВБ разработала аванпроект истребителя TKF, выполненного по схеме "утка", фирма Дорнье предлагала варианты истребителя схемы "бесхвостка" и нормальной аэродинамической схемы. Наиболее перспективным оказался проект по схеме "бесхвостка" ND102, работы по которому велись совместно с фирмой Нортроп (США). Во Франции разработкой близкого по характеристикам самолета занималась фирма Дассо-Бреге. В 1983 г. на Парижском авиасалоне демонстрировался макет этого самолета, получившего наименование АСА. Он был выполнен по схеме "утка", в качестве силовой установки выбрали два двигателя Дженерал Электрик F-404. Планировалось создать сухопутный и палубный варианты. Все перечисленные выше проекты имели много общего: самолеты, ориентированные в первую очередь на ведение борьбы за завоевание превосходства в воздухе и обеспечение ПВО, отличались относительной простотой, дешевизной, малой взлетной массой, высокой тяговооруженностью, возможностью применения ракет класса воздух - воздух среднего радиуса действия, короткими валетом и посадкой.
В 1981 г. фирмы ВАе (Великобритания), МВБ (ФРГ) и Аэриталия (Италия) объединили усилия, а также наработанные теоретические и технические решения для создания единого боевого самолета, способного заменить устаревающие машины в ВВС этих трех стран. Через год, в сентябре 1982 г., на авиасалоне в Фарнборо был представлен макет их совместного "детища" - истребитель, получивший обозначение АСА (Agile Combat Aircraft - высокоманевренный боевой самолет). Планировалось, что с 1989 г. он должен заменить в серийном производстве самолет Панавиа Торнадо. Предполагалось, что по конструкции истребитель, рассчитанный на скорость полета М=2, будет весьма прост, а в маневренном бою на горизонтали превзойдет большинство существующих машин своего класса. С целью удешевления НИОКР предполагалось оснастить АСА некоторыми узлами, агрегатами и системами от самолета Торнадо (в частности, двигателями Турбо-Унион RB199 тягой по 8 800 кгс, что обеспечивало бы тяговооруженность 1,2). В 1983 г. работы по европейскому истребителю вышли на качественно новый уровень: 16 декабря начальники штабов ВВС ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Испании пришли к соглашению об основных требованиях к новому самолету, названному первоначально FEFA (Future European Fighter Aircraft - перспективный европейский самолет-истребитель). Впоследствии аббревиатура была заменена на EFA. Был образован консорциум Еврофайтер со штаб-квартирой в Мюнхене. В него вошли фирмы DASA (ФРГ), ВАе (Великобритания), Аления (Италия), Дассо-Бреге (Франция) и CASA (Испания).
|