Англия является одним из лидеров в создании самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП). Еще в 1957г. там в инициативном порядке началась разработка СВВП Р.1127, совершившего первый полет в 1960г. В дальнейшем эти работы привели к появлению серийного тактического ударного самолета Харриep GR.l. Испытательные полеты СВВП с палубы кораблей начались в 1963г., когда самолет Р.1127 совершил взлет с палубы авианосца Арк Ройал. В 1969г. самолет Харриер летал с вертолетной площадки легкого крейсера Блейк (при этом качка достигала шести баллов). Отказ Великобритании от строительства ударных авианосцев привел и к свертыванию работ в области палубной авиации, однако интересы обороноспособности страны вынудили англичан вновь вернуться к работам по созданию авианесущих кораблей. Финансовые ограничения не позволяли строить полноценные авианосцы с катапультным стартом. В этих условиях единственно возможным вариантом было создание относительно небольших дешевых кораблей со сплошной полетной палубой, вооруженных противолодочными вертолетами (советские подводные лодки рассматривались как одна из основных угроз Британским островам) и СВВП на базе самолета "Харриер", предназначенными для ПВО авианосного соединения. В 1973, 1976 и 1978гг. в Великобритании были заложены такие авианесущие корабли - Инвинсибл, Илластриес и Арк Ройал.
В 1972 г. фирмой Хаукер Сиддли был заключен контракт на разработку палубного вертикально взлетающего самолета Си Харриep FRS.l. Исследования по проекту истребителя были завершены в течение шести месяцев, однако заключение контракта на техническую разработку постоянно задерживалось по финансовым соображениям и состоялось лишь в 1975г. 20.08.78г. новый самолет впервые поднялся в воздух. Было заказано 34 серийных истребителя, первый из которых был передан флоту в июле 1979г. В 1984г. министерство обороны Великобритании заказало дополнительную партию из 24 самолетов, поставки которых начались в 1986г. (требовалось восполнить потери, понесенные в ходе Фолклендской войны). В 1992г. на вооружении ВМС Великобритании имелось 57 истребителей Си Харриер FRS.1. Для ВМС Индии, располагающих двумя авианосцами, поставлено 27 самолетов Си Харриер Mk.51 (экспортный вариант истребителя FRS.1) и заказано еще семь самолетов этого типа. Опыт боевых действий палубных СВВП был учтен при разработке новой модификации истребителя Си Xappиep FRS.2, оснащенной усовершенствованным БРЭО и новым вооружением (в частности - американскими УР средней дальности AIM-120 AMRAAM). Прототип истребителя впервые поднялся в воздух, а в начале 1990г. начались летные испытания второго опытного самолета FRS.2, оснащенного перспективной РЛС Ферранти "Блу Фокc". Истребитель имеет удлиненный фюзеляж и обтекатель антенны РЛС. Планируется переоборудовать в новую модификацию 31 ранее построенный истребитель FRS.1, a также построить еще 10 новых самолетов FSR.2. Поступление самолетов "Си Xappиep"FRS.2 на вооружение запланировано на 1993г.
Конструкция. Самолет Си Харриер выполнен по нормальной аэродинамимческой схеме со стреловидным высокорасположенным трехлонжеронным крылом. Обшивка крыла фрезерованная. На концах крыла расположены обтекатели подкрыльевых стоек шасси и сопла поперечного управления. Элероны и закрылки - сотовой конструкции, с гидравлическим приводом. Фюзеляж - монококовой конструкции, его носовая часть удлинена на 0,53 м по сравнению с исходным самолетом "Харриер", что вызвано установкой бортовой РЛС. В средней части фюзеляжа находится отсек двигательной установки, ниша основной стойки шасси и узлы крепления крыла. В хвостовой части находится отсек БРЭО и системы кондиционирования. В носу и хвосте фюзеляжа размещены сопла струйной системы продольного и поперечного управления. Горизонтальное оперение - стреловидное двухлонжеронное. Киль - многолонжеронной конструкции, имеет руль направления и триммер. В конструкции планера широко использован сотовый заполнитель. Кабина имеет улучшенный обзор по сравнению с сухопутным самолетом Харриер. Внутренний каркас фонаря сделан более тонким для обеспечения большего объема. Шасси - велосипедного типа, состоит из управляемой одноколесной передней стойки, главной стойки со спаренными колесами и двух одноколесных крыльевых поддерживающих стоек. Тормоза установлены только на главной стойке шасси. Статическая нагрузка на переднюю стойку равна 25% общей нагрузки на шасси. В нормальных условиях шасси выпускается и убирается при помощи гидросистемы, для аварийного выпуска предусмотрен баллон со сжатым азотом.
|