Первая публичная демонстрация истребителя Кфир, состоявшаяся 14 апреля 1975г. в аэропорту Бен Гурион, сопровождалась неофициально распространявшейся информацией о том, что истребители этого типа принимали участие в арабо-израильской "октябрьской войне" 1973г. и что на вооружении ВВС Израиля уже находится более сотни таких самолетов. Однако "утечка" информации была, по-видимому, официально организована с целью создать впечатление, что Израиль уже не зависит от зарубежных поставок современного оружия, и поднять тем самым моральный дух израильского общества, переживавшего очередные экономические трудности. На самом деле официальный показ двух серийных Кфиров совпал лишь с началом поставок самолетов этого типа на вооружение израильских ВВС.
Франция долгое время была главным поставщиком вооружений в Израиль и наложенное президентом де Голлем в 1967г. эмбарго на поставку военной техники в эту страну стало тяжелым ударом для Израиля, который незадолго до этого заказал 50 истребителей-бомбардировщиков Мираж 5J в дополнение к поставленным ранее 75 истребителям Мираж IIICJ/BJ. В сложившейся ситуации израильское правительство решило развивать собственную авиационную базу. Помимо модернизации имевшихся Миражей IIICJ, в кратчайшие сроки было налажено собственное производство истребителей Нешер (первый полет первого опытного самолета состоялся в сентябре 1969г.), фактически представлявших собой копию Миража 5J (этот вариант Миража разрабатывался во Франции в соответствии с израильскими требованиями и представители заказчика сумели получить исчерпывающую информацию о его конструкции и системах, контролируя его проектирование и подготовку к предполагавшемуся производству на заводах фирмы Дассо, а также с помощью платных осведомителей) с несколько отличавшейся системой управления огнем. И наконец, 19 октября 1970г. поднялся в воздух опытный самолет Кфир (переоборудованный из Мираж IIICJ), отличавшийся установкой американского двигателя Дженерал Электрик J79-GE-17 (вместо французского SNECMA "Атар"9С на Миражах и Нешере). В июне 1973г. начались летные испытания второго опытного самолета, уже полностью построенного израильской фирмой IAI. Израиль добился лицензии на производство американского двигателя в связи с тем, что он имел повышенную тягу и улучшенную экономичность по сравнению с французским и, кроме того, давал преимущества стандартизации, так как стоял на истребителях Макдоннелл-Дуглас F-4E Фантом, закупленных у США и поступавших на вооружение ВВС Израиля с сентября 1969г. Самолет Кфир строился в следующих модификациях:
Кфир С. 1 - исходный одноместный серийный вариант. В 1975-1976гг. построено 27 самолетов;
Кфир С.2 и ТС.2 - соответственно одно- и двухместный учебно-тренировочный варианты с улучшенной аэродинамикой. В 1976-1983гг. построено 185 самолетов С.2/ТС.2, большинство из которых впоследствии переоборудованы в вариант С.7/ТС.7;
Кфир С.7 и СТ.7 - соответственно одно- и двухместный учебно-тренировочный усовершенствованные варианты. Кфир С.7 разработан и построен в 1982-1983гг., поставки начались в августе 1983г.;
|