Удачная схема истребителя МиГ-29 обусловила большие резервы его совершенствования. Это имеет большое значение в условиях, когда работа над принципиально новыми машинами затянулась из-за бюджетных ограничений (по словам генерального конструктора Р. А. Белякова, МиГ пятого поколения, изготовленный еще в 1991 г., до начала 1993 г. так и не поднялся в воздух из-за нехватки средств на доводку двигателей). Реализуя присущие самолету МиГ-29 возможности дальнейшего развития, ОКБ им. А. И. Микояна создало вариант МиГ-29М (М - "модифицированный") с улучшенными возможноcтями при действиях по наземным целям. В конструкции новой машины воплощены достижения в области конструкционных материалов, двигателестроения и электроники конца 1980-х годов. Новый самолет отличается использованием электродистанционной системы управления, улучшенного оборудования, двигателей повышенной тяги. Увеличены боевая нагрузка и дальность полета самолета. Первый опытный образец совершил первый полет в конце 1989 г. Самолет впервые демонстрировался представителям прессы в феврале 1992 г. в Мачулищах (близ Минска) во время показа авиационной техники главам стран СНГ, а осенью этого же года был показан на авиасалоне Фарнборо-92 в Великобритании. К концу 1992 г. построены шесть опытных самолетов и были близки к завершению летно-конструкторские испытания, государственные сдаточные испытания могут быть завершены в 1993 г. В МАПО им. П. Дементьева ведется подготовка к серийному производству. После принятия самолета на вооружение ему может быть присвоено новое обозначение - МиГ-33.
Р. А. Беляков считает, что МиГ-29М имеет большой экспортный потенциал в силу того, что это многоцелевой самолет с высокими характеристиками, способный эффективно действовать по воздушным и по наземным целям и оснащенный двумя двигателями - немаловажный фактор для стран, самолетам которых часто приходятся совершать полет над морем. ЭПР самолета МиГ-29М меньше, чем у ряда его соперников на экспорном рынке. А. А. Белосвет, первый заместитель генерального конструктора, уверен, что МиГу-29М не грозит участь американского истребителя Нортроп F-20 "Тайгершарк", который не нашел экспортных заказчиков главным образом потому, что он оказался не нужен американским ВВС. "Российские ВВС осуществляют руководство и контроль за программой МиГ-29М, чему мы придаем очень большое значение". При разработке варианта МиГ-29М вопросам надежности и эксплуатационной технологичности самолета придавалось такое же значение, как и летным свойствам и характеристикам системы управления оружием. МиГ-29М будет иметь среднюю наработку на отказ 8 ч, коэффициент готовности к выполнению задания 90% и трудоемкость техобслуживания 11,5 чел.-ч на 1 ч полета. Для обслуживания одного самолета требуется 7 чел. наземного технического персонала. Предполетная подготовка занимает 30 мин, время подготовки к повторному вылету 15-25 мин в зависимости от устанавливаемого оружия и нагрузки. Трудоемкость замены двигателя составляет 11,6 чел.-ч с временем замены 2,2 ч. Заявленное среднее время устранения отказа 11,2 ч.
Высокие противоштопорные характеристики исходного МиГ-29 на новом варианте еще более улучшены и генеральный конструктор уверен, что "в отношении штопора и сопротивляемости сваливанию МиГ-29М - лучший из существующих истребителей мира". МиГ-29М - это еще один шаг в направлении создания истребителя пятого поколения, который разрабатывается с 1988 г. и, по словам представителей ОКБ, при максимальной скорости не выше, чем у существующих самолетов, будет иметь повышенную дальность полета, увеличенную боевую нагрузку, а также новые формы и другие средства для существенного снижения заметности в радиолокационном, ИК и оптическом диапазонах. Возможно применение системы отклонения вектора тяги двигателей. В целом боевой потенциал истребителя будущего возрастет в 3-4 раза.
|