Создание МиГ-15 стало крупнейшим достижением ОКБ А.И. Микояна. Стремясь развить достигнутый успех ОКБ поставило перед собой задачу повысить максимальную скорость самолета, причем только за счет улучшения его аэродинамики без использования более мощного двигателя, и устранить выявленные недостатки в устойчивости и управляемости самолета. Результатом стало создание истребителя МиГ-17, признанного одним из лучших истребителей своего времени благодаря своим высоким летно-техническим и боевым характеристикам, надежности и неприхотливости в эксплуатации. Помимо России МиГ-17 строился в Польше и Китае, был принят на вооружение ВВС большого числа стран Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии и, став одним из самых распространенных истребителей в мире, широко использовался в различных военных конфликтах 1950-1960-х годов. Влияние облика этого дозвукового истребителя второго поколения на развитие авиации проявилось и через поколение: успешное применение самолета во Вьетнаме показало, что пушечное вооружение, которое к середине 1950-х годов многими было признано устаревшим и не было заложено при проектировании ряда реактивных истребителей третьего поколения (F-102, F-106, F-4, Су-9, Су-11, Су-15), далеко не исчерпало свои возможности и вновь было установлено на истребителях четвертого поколения (F-14, F-15, F-16, F/A-18, Су-27, МиГ-29).
Испытания первого летного опытного образца И-330 (СИ-2), созданного в декабре 1949г. и имевшего также обозначение МиГ-15бис 45 град (по стреловидности крыла), показали, что при том же двигателе скорость СИ-2 на 40 км/ч выше скорости МиГ-15бис, улучшилась маневренность на больших высотах, увеличилась скороподъемность при некотором ухудшении взлетных характеристик. 1 февраля 1950г. на СИ-2 была достигнута скорость 1 114 км/ч на высоте 2 200 м. Однако 20 марта этого же года СИ-2 во время очередного испытательного полета не вышел из режима полета со снижением и разбился, летчик И.Т. Иващенко погиб. Потребовалось более года на анализ недостатков самолета, их исправление и постройку нового опытного образца СИ-02, который в полете со снижением достиг числа М=1,14. Согласно ряду публикаций опытный самолет в одном из полетов развил без снижения скорость, соответствующую М=1,03, и стал первым в СССР самолетом, достигнувшим скорости звука в горизонтальном полете.
По результатам успешных испытаний СИ-02, который стал головным самолетом серии, 1 сентября 1951г. МАП приняло решение о масштабном серийном производстве самолета под обозначением МиГ-17 на пяти авиазаводах. Первый раз самолет публично демонстрировался на воздушном параде в Тушино 20 июня 1953г. МиГ-17 был принят на вооружение ВВС более 30 стран мира (Албания, Афганистан, Болгария, Венгрия, ГДР, Египет, Индия, Ирак, КНДР, Пакистан, Польша, Румыния, Сирия, Финляндия, Чехословакия, Югославия и т.д.). МиГ-17 производился в Польше под обозначением Lim-5 (МиГ-17Ф) и в модифицированных вариантах Lim-5m, Lim-5P и Lim-6, а также в Китае под обозначением J-5 (МиГ-17Ф, построено 767 самолетов) и J-5A (МиГ-17ПФ). В Китае был также создан и производился серийно двухместный учебно-тренировочный вариант JJ-5 (в 1966-1986гг. построен 1 061 самолет), он экспортировался под обозначением FT-5 и TF-5 в Бангладеш, Пакистан, Судан и Танзанию. На заводах СССР построено 8 000 МиГ-17, а с учетом производства по лицензии число построенных самолетов превысило 11 000. Известны следующие серийные варианты самолета МиГ-17:
|