Самолет Мираж III долгие годы являлся своеобразной визитной карточкой французской авиационной промышленности и символом военной мощи этой страны, возрожденной Шарлем Де-Голлем из состояния упадка и бессилия. В соответствии с требованиями, составленными ВВС Франции в 1954г., предусматривалось создание легкого всепогодного сверхзвукового истребителя-перехватчика с большой скороподъемностью (набор высоты 18 000 м за 6 мин), предназначенного для ПВО отдельных объектов. На конкурс, в котором принимала участие, также, фирма Сюд-Авиасьон, разработавшая самолет "Тридан" с комбинированной силовой установкой (два ТРД на концах крыла и ЖРД в фюзеляже), был представлен самолет Дассо MD.550 (Мираж I). Истребитель-перехватчик был выполнен по схеме "бесхвостка" и имел треугольное крыло с углом стреловидности по передней кромке 60 град. Самолет, совершивший первый полет в июне 1955г., был оснащен двумя ТРД MD-30R "Вайпер" (2х9,6 кН/2х980 кгс) и дополнительным ЖРД. Его вооружение состояло из двух пушек DEFA (30 мм), нормальная взлетная масса составляла 5 000 кг, максимальная скорость соответствовала М=1,7. В дальнейшем этот истребитель был модифицирован в следующий вариант - Мираж II с ТРД Турбомека "Габизо" (2 * 14,8 кН / 1 110 кгс, 2 * 10 кН / 2 * 1 015 кгс). Создание более мощного форсированного двигателя "Атар"101 сделало возможным создание более тяжелой модификации истребителя, оснащенной бортовой РЛС, управляемым ракетным вооружением и имеющей увеличенную дальность полета. Так появился самолет Мираж III.
Первый полет новой опытной машины, получившей обозначение Мираж III-001, состоялся 17 ноября 1956г. Новая машина продемострировала превосходство по основным ТТД над своим соперником с фирмы Сюд Авиасьон и вскоре было принято решение о начале серийного выпуска истребителя. Первый предсерийный Мираж IIIA поднялся в воздух 12 мая 1958г., производство началось в октябре 1960г. и завершилось лишь через 29 лет, в конце 1989г. Помимо опытного самолета Мираж III-001 и предсерийных Мираж IIIА (построено 10 в 1958-1959 гг.) выпускались следующие основные варианты истребителя:
Мираж IIIС - одноместный -перехватчик (первый полет 9 октября 1960г., построено 224 самолета в 1960-1964 гг.); Мираж IIIВ и IIID - двухместный учебно-боевой самолет (первый полет опытного - 20 октября 1959г., первого серийного - 19 июля 1962г., построено ПО); Мираж IIIЕ - одноместный истребитель-бомбардировщик (первый полет опытного - 5 апреля 1961г., построено 523); Мираж IIIR и IIIRD - одноместный разведчик (первый полет опытного 31 октября 1961г.); Мираж 5 - истребитель-бомбардировщик с упрощенным БРЭО (разрабатывался для ВВС Израиля, однако в 1968г. по политическим соображениям Франция наложила эмбарго на поставки оружия в эту страну и самолеты были переадресованы французским ВВС. Первый полет опытного самолета состоялся в мае 1967г.); Мираж 50 - истребитель-бомбардировщик с двигателем повышенной тяги (первый полет опытного 15 апреля 1979г.).
Всего было построено 1 422 самолета (из них по лицензии 116 в Австралии и 61 в Швейцарии), включая около 990 Мираж III и Мираж 5 с РЛС, более 400 Мираж 5 без РЛС и 19 Мираж 50. ВВС Франции поставлено 488 самолетов (10 модификации IIIA, 43 IIIB, 20 IIIВЕ, 95 IIIC, 192 IIIE, 50 IIIR, 20 IIIRD, 58 5F), остальные - на экспорт в 19 стран в различных модификациях на основе базовых вариантов с соответствующими дополнительными индексами в обозначениях, указывающими на страну-покупателя: Абу Даби (5EAD, 5AD, 5DAD, 5RAD), Аргентине (IIIEA, IIIDA, 5Р), Австралии (IIIEA/EO, IIID), Бельгии (5ВА, 5BR, 5BD), Бразилии (IIIEBR, IIIDBR), Чили (50С, 50DC), Колумбии (5СОА, 5COR, 5COD), Египту (5Е2, 5 SDE, 5SDR, 5SDD), Габону (5G, 5G2, 5DG), Израилю (IIICJ, IIIBJ), Ливану (IIIEL, IIIBL), Ливии (5DE, 5D, 5DD, 5DR), Пакистану (IIIEP, IIIRP, IIIDP, 5PA, 5РА2/3, 5DPA2), Перу (5Р, 5DP), ЮАР (IIICZ, IIIEZ, IIIBZ, IIIDZ, IIIRZ, IIIR2Z, 50D2Z), Испании (IIIЕЕ, IIIDE), Швейцарии (IIIS, IIIRS, IIICS, IIIBS, IIIDS), Венесуэле (IIIEV, 5V, 5DV) и Заиру (5М, 5DM).
|