Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Выстрел Победы в Мурманске выполнит правнук капитана парохода " Революция "

09.05.2021

Уроженец Архангельска Данила Татаринов проходит в отдельной мотострелковой бригаде Северного флота военную службу по призыву.

Выстрел Победы в Мурманске выполнит правнук капитана парохода

9 мая в 12 часов городе-герое Мурманске будет выполнен Выстрел Победы. Чести выстрелить из салютного орудия удостоен солдат Северного флота ефрейтор Данила Татаринов - правнук капитана парохода « Революция» Александра Мочалова, героически погибшего со своим судном в Баренцевом море в годы Великой Отечественной войны.

Уроженец Архангельска Данила Татаринов проходит в отдельной мотострелковой бригаде Северного флота военную службу по призыву. Выстрел Победы Он посвящает памяти своего прадеда И иных героических защитников Советского Заполярья, умерших в боях за Родину.

Пароход Северного морского пароходства « Революция» в годы Великой Отечественной войны обеспечивал подвоз боеприпасов на позиции И эвакуацию раненых бойцов Северного флота И Карельского фронта. Он участвовал в обеспечении Петсамо-Киркененсской наступательной операции И в обороне Заполярья. 3 декабря 1944 года у мурманского побережья судно было торпедировано немецкой подводной лодкой И мгновенно затонуло. Весь экипаж возглавляемым капитаном умер.

Детали трагедии прояснил в собственных публикациях знаменитый мурманский краевед Владимир Сорокажердьев: « Пароход « Революция», приписанный К Архангельску, был небольшим И маломощным судном. Построенный в Норвегии в 1909 году, Он, до 1918 года носил название « Актив», участвовал на Балтике в операциях во время Первой мировой войны. В Великую Отечественную войну пароходом командовал Александр Георгиевич Мочалов. Уроженец Вятской губернии, Он окончил Архангельское торгово-мореходное училище, десять лет штурманом плавал на гидрографических судах, потом на знаменитом ледокольном пароходе « Георгий Седов», на пароходе « Роза Люксембург». Став капитаном, возглавлял экипажи местных пассажирских судов « Ястреб» И « Кулой». в 1943 году был награжден орденом Красной Звезды.

в прифронтовой полосе любили Пароход « Революция». Защитники Заполярья с радостью встречали Его на причалах поселков Титовка, Озерко, Эйна-Губа. Из-за своей малой осадке Пароход мог выгрузиться или спрятаться в труднодоступных местах. На фронт Он вез в большинстве своем боеприпасы, лесоматериалы, продукты, из этого места вывозил раненых. Его недаром называли чернорабочим войны. Не счесть бомбежек И налетов, которые испытали моряки за 3 года. И странное дело. Видимо, под счастливой звездой строилось судно, за все время Не было Ни единого попадания или серьезного разрушения. А задания ему приходилось выполнять серьезные. Так, в октябре 1944 года, сразу же после освобождения печенгской земли, « Революция» Первой из транспортных судов вошла в залив Петсамовуоно. Ни минные поля, Ни подводные лодки, Ни авиация противника Не помешали экипажу Мочалова исполнить приказ.

И вот – последний рейс. В начале декабря 1944-го из Кольского залива на Архангельск вышел небольшой конвой КБ-35 (Кольский залив - Белое море N 35) из пароходов « Революция» И « Кама». Охраняли их сторожевой корабль СКР-20 И тральщик Т-38. К ним обязан был подключиться еще тральщик, вышедший 2 декабря из Иоканги, но в назначенной точке рандеву Не состоялось.

Дул мощный юго-западный ветер, в районе Лицких островов усилившийся до восьми баллов. Маломощная машина « Революции» чуть справлялась с напором волны И штормового ветра. Резвость упала до 2, 5 узлов, уменьшилась еще, потом судно уже Не справлялось со стихией. Походный ордер нарушился. Корабли охранения дрейфовали, ожидая Пароход. А Его все дальше относило в море, где волна забористей, круче, где было намного светлее И опаснее, чем в затемненной полосе прибрежия. По воспоминаниям участников похода, хотя штормило, но светила луна, при хорошей видимости противник мог нетрудно обнаружить конвой. Так И случилось.

в начале новых суток 3 декабря командир конвоя приказал « Каме» следовать в Иокангу. В районе дрейфа « Революции» остался тральщик Т-38 под командованием капитан-лейтенанта К. Л. Буркова. Это был знаменитый в довоенную пору мурманский рыболовный траулер « Киров», прославившийся высокими уловами. Переоборудованный в 1941 году в боевой корабль, бывший траулер имел на вооружении два орудия, крупнокалиберные пулеметы, глубинные бомбы. К сожалению, у него Не было противолодочной аппаратуры обнаружения, по этой причине Не смог вовремя упредить противника. Подкравшаяся германская подводная лодка U-1163 атаковала дрейфующий Пароход парогазовой торпедой. Попадание торпеды в « Революцию» было точным, А взрыв настолько сильным, что вспышку видели даже на удаляющейся в сторону Иоканги « Каме». Пароход переломился И сразу же затонул. Никто из экипажа Не спасся».

Читайте другие новости:
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь