В Адмиралтействе состоялась конференция, посвященная 105-летию со дня завершения экспедиции на ледокольных пароходах " Таймыр " и " Вайгач "
Результаты экспедиции имеют важное значение и в наши дни, наиболее в вопросах развития военно-стратегических и экономических задач, а так же среди них круглогодичной навигации по трассам Северного морского пути.
В Санкт-Петербурге, в помещении Адмиралтейства под руководством главкома ВМФ России адмирала Николая Евменов проведена Конференция, посвященная 105-летию со дня завершения гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледокольных пароходах « Таймыр» И « Вайгач».
в конференции участвовали вице-президент Русского географического общества Кирилл Чистяков, директор отдела экспедиционной деятельности И развития туризма РГО Сергей Чечулин, советник генерального директора АО « РЭП Холдинг» Геннадий Маркелов, Начальник Управления навигации И океанографии министерство обороны Российской Федерации капитан 1 ранга Константин Сперанский, Начальник Управления штаба Северного Флота полковник Сергей Чуркин, директор Арктического И антарктического научно-исследовательского института АлександрМакаров, Начальник высокоширотной Арктической экспедиции Владимир Соколов, директор АНО « Арктический просветительский цент» Андрей Бертош, потомки И родственники известного исследователя Арктики контр-адмирала Б. А. Вилькицкого - Татьяна Борисова, Павел Тихомиров, Ирина, Анастасия И Юлия Тихомировы, Уполномоченные Центра Русского географического общества при Главном командовании ВМФ России, Уполномоченные Главного командования ВМФ, Военного учебно-научного Центра ВУНЦ ВМФ, курсанты военно-морских учебных заведений, епископ Нарьян-Марский И Мезенский Иаков.
в собственном вступительном слове Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Николай Евменов уточнил, что « Конференция, посвященная памятному историческому событию – 105-летию со дня завершения гидрографической экспедиции под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого на ледокольных пароходах « Вайгач» И « Таймыр», которые в первый раз совершили переход Северным морским путем в составе Владивостока в Архангельск весьма актуальна Сегодня И имеет большое значения в свете того, что ВМФ России активно осваивает Арктическую зону. Эта Конференция подводит итоговую черту в деятельности незаслуженно забытой экспедиции, которую принято называть гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана 1910-1915 годов (сокращенно ГЭСЛО). Это Была Первая комплексная научная Экспедиция по исследованию Арктики на специально построенных Для этой цели ледокольных судах».
в собственном представлении на конференции Адмирал Николай Евменов особо обратил внимание, что « в процессе экспедиции в 1913 году Была открыта Северная Земля (тогда Земля Императора Николая II), что стало значительным географическим открытием на земном шаре. Выполнен большой комплекс гидрографических, метеорологических, аэрологических И ледовых исследований, А Также наблюдений
за уровнем моря И течениями».
по данным главкома ВМФ, которую он довел до сведения присутствующих перед участниками конференции, в день проведения этого важнейшего события был изготовлен полуденный выстрел в составе пушки на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, состоялось возложение венков на Смоленском православном кладбище К семейному некрополю Вилькицких.
« в настоящее время, когда арктические районы вызывают повышенный интерес ведущих стран мира, мы обязаны помнить отважных русских моряков, патриотов своего дела И своей страны, тех, кому принадлежит приоритет
в освоении полярных просторов», – заявил главком ВМФ России Адмирал Николай Евменов, Произнося речь на симпозиуме.
в процессе работы конференции прозвучали выступления начальника Управления навигации И океанографии министерство обороны Российской Федерации капитана 1 ранга Константина Сперанского на тему: « Плавание ледокольных пароходов « Таймыр» И « Вайгач» И открытие Северной Земли в 1910-1915 Г. Г.», посланника Северного Флота полковника Сергея Чуркина на тему: « Результаты работы Комплексной экспедиции Северного Флота на архипелагах Арктики в местах, связанных С деятельностью гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана», вице-Президента РГО Кирилла Чистякова на тему: « Участие уполномоченных Русского географического общества в экспедициях по освоению Арктики», советника генерального директора АО « РЭП Холдинг» Геннадия Маркелова на тему: « Корабли Невского предприятия Для освоения Арктики».
Особый интерес вызвали воспоминания родственницы контр-адмирала Б. А. Вилькицкого – Ирины Тихомировой.
Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Николай Евменов уточнил: « Дело российских полярных исследователей Вилькицкого, Евгенова, Сибирякова, Седова, Русанова, Пахтусова И многих иных успешно продолжают военные моряки-исследователи, которые закрепили передовые позиции нашей страны в изучении Арктики. Знаменательной вехой явились работы по изучению Центрального Арктического бассейна Северной гидрографической экспедиции из высокоширотных воздушных экспедиций авиадесантным методом С использованием самолетов И вертолетов. С 1961 по 1992 год осуществлена 31 Экспедиция, Выполнен очень большой объем исследований. В удаленных И труднодоступных районах, где невозможно было применять авиадесантный метод из-за недостаточно крепкого льда, С 1971 по 2000 год океанографические исследования Проводились С атомных подлодок. За выполнение работ большая группа специалистов-гидрографов Была удостоена правительственных наград, А особенно отличившимся Была присуждена Государственная премия СССР».
« в 21 веке военные гидрографы снова идут в отдаленные районы Арктики. В последние несколько лет объем комплексных океанографических исследований увеличился в 2 раза. С 2013 года гидрографической службой Северного Флота на судах « Горизонт» И « Сенеж» открыты И изучены свыше 30 новых географических объектов в районе архипелагов Новая Земля И Земля Франца-Иосифа», – заявил Адмирал Николай Евменов.
Подводя итоги конференции, главком ВМФ, обратил внимание, что « в 2014-2015 годах океанографическое исследовательское судно « Адмирал Владимирский» осуществило кругосветную экспедицию через Северный Ледовитый океан. В море Лаптевых в первый раз произведена высадка на берег открытого острова Яя, выполнено его картографирование И описание. Данное открытие является продолжением деятельности российских гидрографов по приращению территории РФ. Результаты гидрографических И топогеодезических работ позволили в 2016 году юридически закрепить права России на континентальный шельф в центральной части Баренцева моря, богатого минеральными И биологическими ресурсами. Данные работы получили высокую оценку Министра обороны РФ, Президента Русского географического общества генерала армии Шойгу С. К.».
« Результаты проведенных И проводимых океанографических экспедиций являются достойным продолжением деятельности Военно-Морского Флота по изучению арктических областей, которая Была начата первыми отечественными полярными мореплавателями, значительным вкладом в реализацию национальной Морской политики в области обеспечения безопасности нашей страны», – заявил Адмирал Евменов в собственном последнем слове на симпозиуме.
Справочно:
Говоря О современной Арктике сложно переоценить её стратегическое, геополитическое, экономическое значения. Сегодня львиная доля углеводородов добывается именно на шельфах наших северных морей. В угоду значимости данного региона говорит И тот факт, что всё больше внимания уделяется исследованиям И демонстрации своих интересов от всехстран претендующих на полезные ископаемые бассейна Северного Ледовитого океана.
в 2013 году Президентом РФ принята « Стратегия развития Арктической зоны РФ И обеспечения государственной безопасности на период до 2020 года». Данный документ закрепляет План действий органов власти, направленный на реализацию национальных интересов в Арктике. Согласно стратегии, Арктическая зона России должна снабдить потребности страны в углеводородных, биологических, водных И иных стратегически главных ресурсах. Приоритетными направлениями являются комплексное социально-экономическое Развитие региона, обеспечение экологической И военной безопасности, предохранения И охраны государственной границы РФ. Развитие региона надобно И в свете освоения И применения Северного морского пути – важнейшей стратегической Морской артерии РФ. За последний период времени, западные политики всё более часто высказывают предложения О возможности применения Северного морского пути всеми государствами в свободном порядке. Ввиду этого укрепление своих позиций в данном регионе становится наиважнейшей государственной задачей РФ.
К началу XX века экспедициями российских географов Была на практике доказана возможность перехода С запада на Восток Северным морским путем. Даже во время русско-японской войны при посылке Второй Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток рассматривалось возможность ее прохода через Арктику.
Поражение России в Цусимском сражении заставило военно-морские И общественные круги признать необходимость не только развития Дальнего Востока, но И стратегическое Развитие Северного морского пути.
по предложению начальника Главного гидрографического Управления генерал-лейтенанта А. И. Вилькицкого в 1910 Г. Был разработан обширный проект исследования Северного морского пути. На берегах И островах СЛО ожидалось построить 16 гидрометеорологических станций, А Также провести на протяжении 3 лет исследования Северного морского пути 3-мя отрядами, в составе 2-х судов каждый.
Вопрос О создании судов « Таймыр» И « Вайгач» возник в тоже самое время С решением правительства от 2 апреля 1907 года по докладу товарища морского Министра: « … О надобности продолжения гидрографических работ в Северном Ледовитом океане Для открытия морского сибирского пути, весьма важного Для стратегических И экономических интересов России… ». Разработка технического проекта И постройка судов выполнялись в период 1907-1909 годов в Санкт-Петербурге на Невском судостроительном И механическом предприятии.
в октябре 1909 года суда « Таймыр» И « Вайгач» вышли в составе Петербурга, переход производился южным путем. 3 июня 1910 года суда прибыли в Владивосток (ттх представлено на слайде).
План экспедиции был разработан при активном участии А. В. Колчака И Ф. А. Матисена. Согласно этому плану ожидалось начать обследования Северного морского пути С запада, но затем было принято решение пройти от Берингова пролива К устьям рек Колыма И Лена.
в 1910 году командиром парохода « Вайгач» был назначен капитан 2 ранга Колчак А. В., парохода « Таймыр» - старший лейтенант Давыдов Б. В. (переделать слайд N2)
Общее руководство экспедицией осуществлял полковник корпуса флотских штурманов Иван Семенович Сергеев.
Личный состав экипажей обоих судов И экспедиции состоял в составе пятнадцать офицеров И 80-ти нижних чинов.
Базой экспедиции был избран Владивосток, в который суда пришли С Балтики, совершив переход через Атлантический, Индийский И Тихий океаны.
Первая попытка (1910 год) пройти мыс Дежнева закончилась неудачей – тяжелый лед И обильные снегопады не позволили экспедиции пройти дальше Берингова пролива.
за время Плавания Была произведена серия наблюдений над течениями И приливно-отливными явлениями. Были описаны бухты Анастасия, Наталия, Святого Петра, Святого Павла И другие. Проводились геодезические работы.
Непродолжительное Плавание судов экспедиции в Северный Ледовитый океан в 1910 году дало существенные Результаты, положив начало планомерному И систематическому изучению отдаленных морей И побережий Российского Северо-Востока.
Второй поход экспедиции состоялся С июля по сентябрь 1911 года. Заместо ушедшего в составе экспедиции А. В. Колчака командиром « Вайгача» был назначен старший лейтенант К. В. Ломан.
Пароходы успешно прошли Берингов пролив И отправились вдоль Чукотского побережья на северо-запад. В процессе экспедиции Была проведена опись Чукотского берега до мыса Дежнева, получены первые научные гидрографические И гидрометеорологические исследования у берегов островов Врангеля И Геральда. Пароход « Вайгач» произвел океанологические работы от Колюченской губы К мысу Хоп на американском материке.
Выполненные работы превратили Данный территорию Северного морского пути в пригодный И в отношении безопасный Для периодических рейсов транспортных судов в летнее время. По этим материалам уже в предстоящем 1912 году Были изданы свежие мореходные карты И составлена Первая лоция восточной части Северного Ледовитого океана.
в мае 1912 году суда вышли в составе Владивостока С задачей продолжить опись северных берегов Сибири до реки Лены.
Выйдя в Северный Ледовитый океан, Экспедиция развернула широкий спектр гидрографических работ. За 4 С половиной месяца суда дошли до Таймырского полуострова, прошли около одиннадцать тыс. миль, в составе них 5 тыс. миль в Северном Ледовитом океане. Экспедиция произвела опись берегов в течение 350 миль, пеленгами определено 760 точек, взято 2640 пеленгов И 5 высот. Всего С промером пройдено более 6 тыс. миль, на которых измерено 9600 глубин.
по возвращении экспедиции в Санкт-Петербург, в Главное гидрографическое управление Были привезены следующие полевые материалы: отчетные карты Морской описи Медвежьих островов, мыса Святой Нос, Ляховских островов, бухты Тикси, восточного берега Таймырского полуострова И многое другое. Помимо этого, Были представлены карты Северного Ледовитого океана от устья Колымы до устья реки Лены И от устья Лены до Таймырского залива. Всего было составлено 12 навигационных карт масштаба 1: 365 000. Плавание 1912 года в первый раз проложило морскую трассу от Берингова пролива К устью Лены в бухту Тикси.
по прибытию судов во Владивосток И в ходе подготовки К новой экспедиции экипажи судов претерпели существенные изменения. На обоих ледоколах поменялись командиры, в составе Петербурга приехали на « Таймыр» - Б. А. Вилькицкий, А на « Вайгач» - П. А. Новопашенный, помимо этого поменялся ряд иных офицеров.
26 июня 1913 года суда направились в новое Плавание. Судам предписывалось пройти весь Северный Морской путь, пробиваясь через льды в Архангельск. Начальник экспедиции, старший лейтенант Б. А. Вилькицкий приказал пароходу « Вайгач» описать южный берег О-ва Врангеля, А потом пройти К Медвежьим О-вам, К которым обязан был пройти И « Таймыр», шедший промером вдоль побережья Чукотки. Далее Экспедиция двигалась на запад – до О-ва Преображения, вдоль восточного берега полуострова Таймыр.
К северо-востоку от мыса Челюскин был открыт небольшой остров Малый Таймыр.
Ранним утром 21 августа 1913 года на 78° 24’ С. Ш., 106° 22’ В. Д. Вахтенные офицеры на 2-х судах почти в тоже самое время внесли в судовые журналы запись: « по носу на горизонте виднеется Земля». на « Таймыре» эту запись произвел Н. И. Евгенов, А на « Вайгач» первым землю увидел Л. М. Старокадомский.
Для описи снова открытой Земли С южного берега был отправлен Пароход « Вайгач», восточного – Пароход « Таймыр». Однако пробиться далеко на запад пароходам не получилось.
22 августа 1913 Г. На мысе Берга снова открытой Земли, названной Землей Императора Николая II (c 1926 года – Северная Земля), был зачитан приказ начальника экспедиции Вилькицкого Б. А. Об открытии новых земель И присоединении их К России И под оружейные залпы был поднят государственный флаг. Открытая Земля официально Была присоединена К России.
Результаты экспедиции 1913 года, начавшейся 9 июля, оказались самыми яркими за все годы работы. Экспедиция совершила последнее самое крупное в Северном полушарии открытие неизвестной суши, которая теперь носит название архипелага Северная Земля. Были открыты: остров Вилькицкого, остров Старокадомского, остров Малый Таймыр. С непрерывным морским промером И гидрометеорологическими наблюдениями ледоколы прошли 6375миль, измерили 5180 глубин, произвели съемку береговой черты в течение 1125 миль. Морской съемкой Были уточнены северные берега Чукотского полуострова, побережья Новосибирских островов, восточного берега Таймыра. Следует подчеркнуть, ведь Это Были не случайные, неожиданные открытия, А результат заранее запланированного выполнения Комплексной программы широких И разных научных исследований.
Полностью проход от Владивостока до Архангельска получилось совершить в экспедицию 1914-1915 гг. В процессе экспедиции получилось произвести опись южного берега Северной Земли, дополнить координаты О-ов Малый Таймыр И Старокадомского, открыть еще один остров, названный в честь участника экспедиции лейтенанта А. Н. Жохова.
Генеральной задачей на предстоящую экспедицию 1914 года, был проход Северным морским путем в составе Тихого океана в Атлантический. После зимовки во Владивостоке, подготовки судов И экипажей, ледоколы Были готовы К дальнему переходу.
Этот поход получился, вероятно, особенно сложным И непредсказуемым. Дойдя до мыса Челюскина, проводя при этом все запланируемые гидрографические работы, было решено следовать дальше на запад. С 1 октября « Вайгач» И « Таймыр» встали на вынужденную зимовку. Правила, где приходилось трудиться команде, Были нечеловеческими. Полярная ночь, борьба со льдом, сжимавшим суда, температуры до - 45?. Однако, Несмотря на все трудности, экипажи проводили работы по изучению климата, гидрологические исследования, описывали берега.
5 сентября 1915 года, освободившись в составе ледового плена, « Вайгач» подошел К селению Гольчиха И принял Личный состав ледоколов на борт.
Итак, весь экипаж экспедиции снова был на своих кораблях И 16 сентября 1915 года « Вайгач» И « Таймыр» прибыли в Архангельск И завершили свои научно-исследовательские работы.
Плавания ледоколов « Таймыр» И « Вайгач» увенчались многими открытиями. Это было сквозное Плавание по Северному морскому пути С Востока на запад. Были описаны И положены на карту большие участки морского побережья И многих прежде неизведанных островов. Была открыта Северная Земля, что стало крупнейшим И последним географическим открытием в XX веке. Попутно во время этих плаваний Были собраны богатейшие материалы по гидрографическому, ледовому, гидрометеорологическому И биологическому режиму арктических морей.
Следует отметить, ведь Это было первое Плавание судов ледокольного типа в восточной Арктике. Посылка Для исследования Арктики в тоже самое время 2-х судов Полностью себя оправдала. Большую роль в успехе экспедиции имело снабжение судов радиотелеграфом. Несмотря на то, что радиус действия судовых радиостанций был незначителен (Всего около 150 миль), все же суда имели непрерывную связь друг С другом, А под конец рейса И С материком.
Также Плавания ледоколов « Таймыр» И « Вайгач» принесли И практическую пользу. С 1911 года Пароходы стали каждый год привозить в составе Владивостока разные грузы Для начавших активно развиваться северно-восточных районов страны.
Результаты гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана в 1910-1915 гг. Имеют важное геополитическое значение И в наши дни, наиболее в вопросах развития военно-стратегических И экономических задач, подобных как обеспечение возможности круглогодичной навигации по трассам Северного морского пути, освоения природных ресурсов И расширения морских границ РФ в Арктике.
Читайте другие новости: