Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

В экспозицию Центрального военно-морского музея возвратился уникальный экспонат

23.05.2020

Экспозиция Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого пополнилась, из-за музейным реставраторам, уникальной моделью канонерской лодки " Опыт ".

В экспозицию Центрального военно-морского музея возвратился уникальный экспонат

Экспозиция Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого пополнилась, из-за музейным реставраторам,   уникальной моделью канонерской лодки « Опыт».

Установкой экспоната ЦВММ закончил очередной этап реэкспозиции 2-го уровня самого большого в музее зала Славы русского флота, план которой в октябре минувшего года был утвержден Ученым советом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. Её ключевым моментом стало возвращение в экспозицию в ноябре 2019 года после 80 лет отсутствия модели монитора « Стрелец» — первенца Российского броненосного флота. Масштабные перестановки в экспозиции были вызваны тем, что модель однобашенного монитора « Стрелец» уникальна по многим параметрам. 

Созданная в 1863-1865 годах уже позапрошлого века в модельной мастерской Санкт-Петербургского порта, она выполнена в весьма редком масштабе 1: 12 натуральной величины. Обладанием такими, в прямом смысле, масштабными моделями сегодня имеют возможность похвастаться далеко не все морские музеи мира.

Теперь, после окончания реставрации, и модель канонерской лодки « Опыт» также заняла место в экспозиции 2-го уровня зала Славы русского флота. Так, вся коллекция моделей Центрального военно-морского музея в масштабе 1: 12 полностью представлена в основной экспозиции музея.

Произведенная за прошедшие месяцы реэкспозиция достигла и еще одной важной цели. Представление в постоянной экспозиции Центрального военно-морского музея этих моделей стало прекрасной иллюстрацией перехода Российского флота от эпохи « дерева и парусов» к эпохе « брони и пара».   Ведь до строения мониторов и канонерских лодок граждане веками от всей души считали, что корабль принципиально нельзя строить из металла, он просто-напросто утонет. 

Это утверждение С успехом опровергло возведение первого в РФ железного броненосного корабля, которое началось в мае 1861 года в Санкт-Петербурге на предприятии Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод) под руководством инженера Х. В. Прохорова. 9 октября того же года корпус лодки был спущен на воду, А в феврале 1862 года лодка, получившая название « Опыт», была зачислена в состав Гвардейского экипажа.

в 1866 году « Опыт» исключили из списков флота и передали инженеру Н. Л. Эйлеру для перестройки в ледокол С надводным и подводным устройством для уничтожения льда.

Длительное время ледокол пребывал в Кронштадтском порту, лишь в феврале 1870 года последовал приказ о зачислении его в списки судов флота, после чего судно использовалось при испытаниях шестовых и буксируемых мин разных систем. В 1875 году были начаты проверки приборов автоматического управления стрельбой системы А. П. Давыдова.

в 1883 году лодку переименовали в « Мину», А в 1892 году зачислили в класс канонерских лодок береговой обороны и использовали для проверки торпед и мин заграждения. На ней прошли проверку гальваноударные и сфероконические мины, запалы разных систем, аппарата предохранения минных заграждений, много вспомогательных устройств. В 1901 году из учебно-минного отряда она участвовала в первых опытах А. С. Попова по установлению радиосвязи между кораблями.

С 1907 года лодка использовалась в виде портового судна, А С началом Первой мировой войны – для обеспечения навигационной безопасности в Финском заливе. Только в 1922 году незаметный труженик был продан Финляндии на слом.

Читайте другие новости:
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь