Создание ЗРС, предназначенной для замены ЗРС С-75, началось в середине 60-х годов по инициативе командования войск ПВО страны и КБ-1 Министерства радиопромышленности. Первоначально предполагалось разработать унифицированную противосамолетную ЗРС С-500У для ПВО, сухопутных войск и флота, но в дальнейшем, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого рода войск, было решено разработать по единым ТТТ максимально унифицированную противосамолетную и противоракетную ЗРС С-300, предназначенную для армии (вариант С-300В, головной разработчик - НИИ-20), ВМФ (С-300Ф, ВНИИ Альтаир) и войск ПВО (С-300П, НПО Алмаз). Однако глубокой межвидовой унификации систем, создание которых велось в различных коллективах под весьма противоречивые требования, в то время достичь так и не удалось. Так, в системах С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения. Итак, зенитно-ракетные войска должны были получить новую ЗРС средней дальности С-300П, предназначенную для обороны административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военных баз от ударов стратегической и тактической авиации, а также КР. Принципиальными особенностями новой системы ПВО должны были стать высокая мобильность и способность одновременного обстрела нескольких целей, обеспеченная многофункциональной РЛС с ФАР с цифровым управлением положения луча. (Ни один существовавший к тому времени зарубежный ЗРК не обладал свойствами многоканальности. Отечественный многоканальной комплекс С-25, а также, так и не принятый на вооружение ЗРК "Даль" были выполнены в стационарных вариантах.)
Основой системы стали ракеты типа 5В55. Ракета выбрасывалась из трубы ТПК при помощи газовой катапульты на высоту 20 м, одновременно раскрывались ее управляющие аэродинамические поверхности. Газовые рули по командам автопилота разворачивали ракету на заданный курс, и после включения маршевого одноступенчатого двигателя, она устремлялась к цели. Испытания элементов ЗРС С-300П, разрабатывавшейся под руководством Генерального конструктора НПО Алмаз Б.В. Бункина, проводились на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) начиная с середины 70-х годов. В 1978 году на вооружение был принят первый вариант комплекса - транспортируемый С-300ПТ (кодовое обозначение НАТО - SA-10A Grumble). Батарея С-300ПТ состояла из трех ПУ 5П85 (по 4 ТПК), кабины РПН (Ф1) и кабины управления (Ф2). В 1980 году разработчикам системы С-300ПТ была присуждена Государственная премия. Выпуск ЗРС С-300ПТ продолжался до начала 80-х годов. В середине 80-х комплекс прошел ряд модернизаций, получив обозначение С-300ПТ-1.
Модификации
В 1982 году на вооружение войск ПВО был принят новый вариант ЗРС С-300П - самоходный комплекс С-300ПС (кодовое обозначение НАТО - SA-10B Grumble), разработанный в НПО Алмаз под руководством главного конструктора Александра Леманского. Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара "перед самым носом" противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания - 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. В его состав вошла усовершенствованная ракета 5В55Р, которая наводилась по принципу "сопровождение цели через ракету" и ЗУР 5В55КД с увеличенной до 90 км дальностью стрельбы. Дивизион С-300ПС включает 3 батареи ЗРК, каждая из которых состоит из трех самоходных ПУ на шасси МАЗ-543М и одной машины 5Н63С, состоящей из совмещенных кабин РПН Ф1С и боевого управления Ф2К на одном шасси МАЗ-543М. Пусковые установки делятся на одну основную 5П85С с кабиной подготовки и управления стартом Ф3С и системой автономного электропитания 5С18, и две дополнительные 5П85Д, оснащенные только одной системой автономного электропитания 5С19. Батарея может одновременно обстреливать 6 целей, по две ракеты на каждую, чтобы гарантировать высокий коэффициент поражения.
|