Швеция, соблюдая с 1914 года военный нейтралитет, всегда стремилась обеспечить и поддержать его высоким уровнем оснащения своей армии, иметь самое современное вооружение, причем, по возможности, отечественного производства (в настоящее время около 85% потребностей вооруженных сил удовлетворяется шведскими производителями). Шведские военные специалисты внимательно оценивали военный опыт других стран, в том числе в области бронетанкового вооружения и техники. После Второй мировой войны, когда пересматривались принципы совместного боевого применения мотопехоты и танков, шведская армия одной из первых приняла на вооружение бронетранспортеры нового поколения. В 1963 году в части поступил БТР Pbv 301 боевой массой 11,7 т на шасси устаревшего легкого танка m/41 (чешский TNH, производившийся в Швеции по лицензии), вооруженный 20-мм автоматической пушкой Бофорс. Однако основным в шведской армии стал сменивший его 13,5-тонный плавающий БТР Pbv 302 (Pansarbandvagen 302) на специальном шасси фирмы "Хегглундс унд Зонер". Он имел вместимость 12 человек, полностью бронированный стальной корпус, вооружался 20-мм пушкой Испано-Сюиза HS804 в башенной установке, развивал скорость до 66 км/ч (на плаву - 8 км/ч). Pbv 302 был принят на вооружение в 1964 году одновременно с основным боевым танком Strv-103 и предназначался для совместных действий.
Защищенность корпуса БТР повышалась за счет переднего расположения моторно-трансмиссионного отделения (МТО) и двухскатного лобового листа. Вместе с 20-мм пушкой и близкой к танку подвижностью это позволило ряду специалистов отнести Pbv 302 к разряду "легких боевых машин пехоты", хотя его десант не мог вести огневой бой с машины. До 1972 года было выпущено около 600 Pbv 302. На его базе производились командно-штабная машина (КШМ) Stripbv 3021, разведывательная Epbv 3022, машина передовых артиллерийских наблюдателей Bplbv 3023, бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Bgbv 82, самоходный ПТРК Pvrbv 551, вооруженный ПТУР RB55 "Toy" или RB56 "Билл", мостоукладчик Brobv 941, санитарная машина. Однако со временем стала очевидна необходимость создания полноценной БМП, которая позволила бы мотопехоте эффективно взаимодействовать с основными боевыми танками в условиях современного общевойскового боя. Несмотря на преимущественно холмистую и лесистую местность, большое количество рек и озер, шведское военное руководство рассматривало и рассматривает танковые и механизированные части как основное средство борьбы с морскими и воздушными десантами, а это означает готовность к встрече с хорошо вооруженным и подготовленным противником. В 1982 году в Швеции начались исследования по программе системы бронетанкового вооружения 90-х годов - основного боевого танка "второго поколения" Stridsvagen 2000 и семейства бронемашин. Последнее должно было иметь единое шасси и включать БМП и машину огневой поддержки (условное обозначение "машины Pbv G"), вооруженные 40-или 57-мм пушкой, БТР (Pbv L) с 25-мм пушкой, зенитную самоходную установку (Pvkv A2), КШМ, санитарную машину, машину артиллерийских наблюдателей, самоходные миномет и ПТРК.
Основной и первоочередной машиной семейства считалась 20-т БМП, причем упор делался на высокую проходимость при хорошей бронезащите и весьма мощном для данного типа техники вооружении. Машина огневой поддержки отличалась от БМП наличием ПТРК "Билл", разработка которого в это время завершалась. Все семейство получило обозначение Stridsfordon 90 (то есть "боевая машина 90-х"), но более известно стало под англоязычной аббревиатурой CV-90 (Combat Vehicle -90). Первые БМП CV-90 планировалось направить в нордландские пехотные бригады. В 1985 году небольшая компания НВ Utvecking AB, организованная совместно фирмами "Бофорс" и "Хегглундс унд Зонар" (позднее - "Хегглундс Уикл"), получила от Главного материально-технического управления министерства обороны Швеции контракт на разработку пяти прототипов базовой боевой машины CV-90. В том же году "Хегглундс" представила деревянный макет БМП, в котором уже рассматривался будущий лаконичный дизайн машины. Несколько раньше были выданы отдельные задания на двухместную башню и систему автоматического контроля состояния машины.
|