F-117A Nighthawk был разработан фирмой Lockheed Martin по технологии 'стелс' (от английского 'stealth' - скрытность). Самолет Локхид F-117 стал победителем в конкурсе секретных ("black") проектов экспериментальной технологии "невидимки" (XST - Experimеntal Stealth Technology) 1975-76 гг. Оснащенный турбореактивными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) CJ610, первый самолет XST впервые поднялся в воздух в декабре 1977 г. с базы Грум Лэйк в штате Невада. Было создано два уменьшенных опытных образца самолета для отработки различных вариантов экспериментальной технологии. Хотя оба самолета в 1978 и 1980 гг. потерпели катастрофы, многообещающие результаты испытаний привели к разработке двух опытных полномасштабных машин YF-117A-LO, за которыми последовали 57 серийных самолетов F-117A. Из 59 самолетов, поставленных на вооружение ВВС США, 52 - все еще находятся в эксплуатации.
F-117 - самолет с низкорасположенным крылом, V-образным оперением и надкрыльными воздухозаборниками двигателей. F-117A имеет четыре элевонa внутри и на задней кромке крыла. V- образный хвост управляет отклонением от направления движения самолета, что превращает всю поверхность самолета в плоскость управления. Эвелоны не действуют как щитки воздушного тормоза, уменьшающие скорость для приземления, так что посадочная скорость F-117A высока, приблизительно 180 или 190 миль в час, и для торможения используется парашют. Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде цельной конструкции, пять панелей остекления имеют многослойное электропроводящее золотосодержащее покрытие для предотвращения РЛ облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика. Кабина оборудована оптическим прицелом с проекцией изображения на лобовое стекло, приборная доска оборудована большим видео монитором, передающим изображение с ботовых датчиков. Электродистанционная система управления поставляется BAE SYSTEMS Astronics.
Кабина одноместная с обзором только вперед. За ней, сверху фюзеляжа, есть приемник системы дозаправки топливом в полете, который подсвечивается ночью с помощью фары, размещенной в выступе сверху кабины летчика. Самолет неустойчив по тангажу и рысканию, и поэтому используется сложная система обеспечения искусственной устойчивости. С 1991 г; по программе ОСПР устанавливается автомат тяги. Система воздушных сигналов имеет четыре ПВД на штангах фасеточной формы в носовой части машины. Датчики угла атаки убирающиеся. Автопилот обеспечивает полет по запрограммированному маршруту. Автомат тяги позволяет самолету выйти на рубеж применения оружия с точностью до нескольких секунд. Применена также оптоэлектронная система навигации, обнаружения и сопровождения целей. F-117A оборудован 2-мя турбовентиляторными двигателями, поставляемые General Electric. Прямоугольные воздухозаборники имеют специальные решетки, которые покрыты специальным антирадарным материалом. Вся конструкция двигателя служит цели сделать самолет как можно более незаметным.
Самолет оборудован многоканальными статичными датчиками, расположенными в носу самолета. С эти датчиков постоянно снимается информация о перепаде давления. Эта информация затем используется для составления полетных данных. Перед полетом информация о задании загружается на бортовой компьютер IBM AP-102, который объединяет её с навигационной системой, чтобы обеспечить полностью автоматизированную систему управления полета. После взлета, пилот может передавать управление самолетом автопилоту. Увидев первую цель пилот снова берет управление на себя для того чтобы нанести удар. Пилот видит цель на фонаре кабине, а для более эффективной атаки используется несколько дополнительных лазерных систем. Бомбометание и разрушения записываются на специальную видеокамеру.
|