Основной тяжелый палубный истребитель ВМС США двухместный самолет F-14 предназначен главным образом для обеспечения ПВО, завоевания превосходства в воздухе и сопровождения тактических бомбардировщиков. Его разработке предшествовали продолжительные исследования, к которым ВМС США приступили вскоре после начала программы истребителя Макдоннелл-Дуглас F-4. Вначале предусматривалось создание самолета-ракетоносца, способного осуществлять длительное патрулирование и обеспечивать ПВО флота на дальних рубежах. После опубликования ВМС США летом 1957г. запроса предложений был выбран для проработки проект УР Бендикс AAM-N-10 "Игл" с большой дальностью действия (204 км), а в 1959г. был выдан контракт на исследования дозвукового самолета-носителя этих ракет Дуглас F6D "Миссайлир" с прямым крылом и системой управления оружием фирмы Хьюз. Программа этого одноцелевого самолета была прекращена в декабре 1960г., а 14 февраля 1961г. министерство обороны рекомендовало ВВС и ВМС в целях экономии средств объединить усилия по изучавшимся ими независимо программам TFX и FADF (Fleet Air Defence Fighter - истребитель ПВО флота) и создать многоцелевой истребитель-бомбардировщик в вариантах наземного и корабельного базирования.
В соответствии с этими рекомендациями был разработан самолет Дженерал Дайнэмикс F-111, палубный вариант которого F-111B совершил первый полет 18 мая 1965г. Работы по F-111В были прекращены в июле 1968г. (контракт официально расторгнут в декабре 1968г.) после постройки семи опытных самолетов, но уже в 1965г. в связи с неудовлетворительными характеристиками самолета F-111В (чрезмерная масса: 31 745 кг вместо требовавшейся 22 675 кг, ограниченная эффективность при завоевании превосходства в воздухе, недостаточное согласование характеристик воздухозаборников и двигателей и т.д.) и повышением требований к маневренности самолета (в результате больших потерь американских истребителей в воздушных боях во время войны во Вьетнаме из-за недостаточной маневренности) ВМС приступили к исследованиям многоцелевого палубного самолета по новой программе VFAX, трансформировавшейся в 1967г. в программу VFX-1.
Требованиями, содержавшимися в опубликованном ВМС в июле 1968г. запросе предложений, предусматривалось создание двухместного (с тандемным расположением кресел) двухдвигательного самолета с системой управления оружием AWG-9 (разрабатывавшейся вначале для F6D, а затем для F-111В), способного нести 6 УР AIM-54 "Феникс" (также предназначавшихся вначале для F-111B) или 6 AIM-7 "Спэрроу" и 4 AIM-9 "Сайдуиндер" и оснащенного встроенной пушкой М61. 1 октября 1968г. фирмы LTV и Локхид (совместно), Макдоннелл-Дуглас, Норт Америкен, Дженерал Дайнэмикс и Грумман представили предложения по программе VFX, в декабре 1968г. фирмы Грумман и Макдоннелл-Дуглас были выбраны для продолжения проектных исследований, а 15 января 1969г. победителем конкурса проектов была объявлена фирма Грумман. Успех фирмы Грумман был связан с ее большим опытом создания палубных самолетов и длительными исследованиями по новым программам: она участвовала в работах по УР "Игл", была основным контрактантом по программе самолета F-111B, начала предварительные работы по программе VFX в январе 1966г. и рассмотрела более 6 000 различных конфигураций самолета.
4 февраля 1969г. с фирмой был заключен контракт на разработку самолета F-14 по программе VFX, первый из 12 опытных самолетов совершил первый полет 21 декабря 1970г. Объем испытаний в АДТ и на стендах при разработке самолета составил 19 000 ч, в том числе испытаний силовой установки - 9 000 ч. Первые строевые эскадрильи ВМС США были укомплектованы самолетами F-14 в октябре 1972г. Вначале предполагалось построить для ВМС США 497 самолетов (с учетом опытных), в дальнейшем объем производства был значительно увеличен и к моменту окончания серийного производства в 1992г. флоту США было поставлено 632 самолета, из которых на вооружении оставалось свыше 600, из них 70 самолетов F-14В. Единственным зарубежным заказчиком стал Иран.
|