Наряду с освоением производства образцов советской боевой авиационной техники, в КНР с конца 1950-х годов развернулись работы по созданию истребителей собственной конструкции. ОКБ авиационного завода в г. Шеньян в 1958г. начало разработку сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика "Ветер Востока" 107. Самолет должен был иметь два двигателя, максимальная скорость - соответствовать М=1,8, практический потолок - 20 000 м. В мае 1959г. приступили к постройке первого опытного самолета, однако в июне 1959г. в проект были внесены существенные изменения, потребовавшие переделок. В ноябре 1959г. в дальнейшем работы по программе истребителя "107" были прекращены и основные усилия сконцентрированы на создании более современного самолета - перехватчика "Ветер Востока" 113, разработка которого велась при участии военно-инженерной академией в г.Харбине с 1958г. Самолет был рассчитан на достижение максимальной скорости, соответствующей М=2,5 и практического потолка, равного 25 000 м. В конструкции истребителя предполагалось применение наиболее современных материалов, оборудования и вооружения, существовавших к тому времени.
В 1960г. началась постройка самолета "113", однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала в то время китайская авиационная промышленность, а также нерешенность ряда технических вопросов, в частности, - защиты конструкции от кинетического нагрева, привели к прекращению программы. Обострение в середине 1960-хгг. отношений Китая с СССР и техническое отставание самолетного парка ВВС Китая от советской авиации, которая рассматривалась тогда как основной противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 - основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов. Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964г. в НИИ авиационной техники в г. Шеньяне. Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный перспективным ТРДФ увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано последнему варианту и 17 мая 1967г. было принято решение о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя, получившего обозначение J-8. Программа создания этого самолета оценивалась военно-политическим руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ, самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2, практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1 500 км, максимальной дальностью 2 000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Два ТРДФ WP7А должны были обеспечить самолету взлетную тяговооруженность 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е. Женда, а после его смерти в марте 1966г. - Вант Наншоу.
Сборка первых двух опытных самолетов завершилась в июле 1968г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959г. Работам по доводке самолета J-8 значительный ущерб нанесла "Великая культурная революция". Была расформирована группа летных испытаний и объединенное управление по проведению летных испытаний, отстранен от работы ряд ведущих специалистов, реализация программы создания истребителя на некоторое время была практически приостановлена. Это привело к затяжке летных испытаний самолета, которые удалось завершить лишь к 1979г. (совершено 1 025 полетов, налетано 663 ч). При испытаниях на скорости, соответствующей М=0,86 была выявлена вибрация, что потребовало некоторого изменения аэродинамики хвостовой части фюзеляжа, возникли трудности и с кинетическим нагревом фюзеляжа при длительном полете со сверхзвуковой скоростью.
|