Первый в мире серийный сверхзвуковой истребитель. Требования, предъявляемые ВВС к перспективному истребителю-перехватчику в конце 1940-х годов, предусматривали создание самолета со сверхзвуковой скоростью, способного бороться с высотными скоростными бомбардировщиками, появление которых ожидалось в ближайшее время. В 1951г. ОКБ А.И. Микояна был построен опытный истребитель-перехватчик И-350 с трансзвуковой скоростью (1 240 км/ч). Самолет имел крыло стреловидностью 57 град, (по 1x4 хорд) и один двигатель ТР-3 (5 200 кгс). Однако из-за недоведенности силовой установки было выполнено лишь несколько испытательных полетов, после чего работы по самолету были прекращены. Следующим шагом в направлении создания сверхзвукого истребителя явилась постройка опытного самолета И-360 (СМ-2) с двумя ТРД АМ-5Ф (2 * 2 700 кгс) и крылом стреловидностью 55 град (по 1/4 хорд), совершившего первый полет 24.05.52г. (летчик-испытательг.А. Седов). В ходе летных испытаний была достигнута максимальная скорость, соответствующая М=1,19. Шла война в Корее, подстегивающая стремительное совершенствование авиационных вооружений, в этих условиях создание нового самолета рассматривалось как резкий рывок в гонке с США, где также велись работы над сверхзвуковым самолетом Норт-Америкен "Сейбр"-45 (в дальнейшем известного как F-100 "Супер Сейбр" и совершившего свой первый полет 25.05.53г., на год позже, чем самолет А.И. Микояна).
На основе СМ-2 был построен истребитель МиГ-19, имеющий более мощные ТРДФ АМ-9Б (2 * 2 600 кгс без ФК и 3 250 кгс на форсажном режиме), измененное вооружение (вместо двух пушек Н-37Д (37 мм) были установлены три 23-миллиметровые НР-23). Самолет совершил первый полет 05.01.54г. (Г.А. Седов), вскоре было принято решение о начале серийного производства истребителя на авиационных заводах в Горьком (Нижнем Новгороде) и Новосибирске. В марте 1955г. первые МиГ-19 уже поступили в части ВВС. Спешка и постоянное "давление" сверху на создателей нового самолета привели к тому, что истребитель поступил в серийное производство слишком "сырым", с множеством недоработок (в дальнейшем в ходе совершенствования конструкции самолетов МиГ-19 различных модификаций было выполнено около 12 000 доработок). После поступления истребителя на вооружение в полках, переоснащенных новой машиной, участились аварии и катастрофы, что не способствовало росту "популярности" МиГ-19 у летчиков.
16 сентября 1954 начались летные испытания новой модификации истребителя, МиГ-19С, оснащенной цельноповоротным стабилизатором. В ходе испытаний этой машины была достигнута рекордная скороподъемность - 180 м/с и максимальная скорость, соответствующая М=1,462. На третьем опытном самолете МиГ-19С пушки НР-23 были заменены на три орудия НР-30 (30 мм). С таким вооружением МиГ-19С и пошел в серию, став одним из основных самолетов советских ВВС и авиации войск ПВО. Для борьбы с бомбардировщиками противника в плохих погодных условиях и ночью в конце 1954г. был создан истребитель-перехватчик МиГ-19П, оснащенный радиоприцелом РП-1 "Изумруд" (дальность обнаружения цели с ЭПР 16 кв.м. - 12 км, дальность сопровождения - 2 км), установленном в модифицированном воздухозаборнике и двумя пушками НР-23 (боекомплект - по 120 патронов). На серийных самолетах устанавливались три пушки НР-30 с уменьшенным боекомплектом. Перехватчик-ракетоносец МиГ-19ПМ оснащался четырьмя УР К-5 с радиокомандной системой наведения и РЛС "Изумруд". Пушечное вооружение отсутствовало.
|