Основной истребитель ПВО французских ВВС конца 1970-х - первой половины 1980-х годов, поступивший также в различных вариантах на вооружение ВВС 10 других стран, самолет Mirage F.1 останется в строю еще долгое время и, это можно утверждать уже сейчас, займет важное место в истории боевой авиации. Он дает не часто встречающийся пример гармоничного сочетания технической эстетики и эффективности: при классической чистоте форм и неотразимом обаянии "галльского" изящества, производящего особое впечатление при осмотре самолета "живьем", он успешно применялся в ряде военных конфликтов. Из французских самолетов по коммерческому успеху и объему серийного производства Mirage F.1 уступает лишь своему предшественнику - истребителю-бомбардировщику Мираж III. Российским авиаторам Mirage F.1 интересен и еще в одном качестве: в ВВС Франции он состоит на вооружении прославленной эскадрильи "Нормандия-Неман", ставшей символом совместных усилий двух стран в борьбе с фашизмом в годы второй мировой войны.
Облик самолета Mirage F.1 формировался, пожалуй, в самое творчески напряженное и плодотворное время для Марселя Дассо и возглавляемой им фирмы. Этот период "бури и натиска", начавшийся в 1962г. и продолжавшийся до конца 1960-х годов, был обусловлен с одной стороны поиском фирмой новой конструкции после передачи в 1960г. в серийное производство истребителя-бомбардировщика Мираж III, а с другой - отсутствием твердых тактико-технических требований французских ВВС к боевому самолету нового типа в связи с крупными политическими изменениями и пересмотром военной доктрины. Фирме были представлены лишь самые общие предполагаемые требования: наибольшее число М полета не менее 2,2 с возможностью кратковременного броска при М=2,5, разрушающая перегрузка в дозвуковом полете 12, в сверхзвуковом полете - 10, минимальный радиус действия на малой высоте (150 м) около 560 км, длина ВПП для эксплуатации самолета около 800 м, вооружение из двух встроенных пушек и одной-двух ракет класса воздух-воздух, одной ядерной бомбы или обычного оружия класса воздух-земля. Опираясь на эти требования фирма Дассо построила в 1964-1967 гг. опытные самолеты четырех различных схем, три из которых ("бесхвостка" с треугольным крылом, самолет с крылом изменяемой стреловидности и вертикально взлетающий самолет), не получили развития.
По четвертой схеме (нормальная, со стреловидным крылом) были спроектированы три истребителя семейства F (нормальной схемы со стреловидным крылом), из которых в 1967г. было принято решение принять на вооружение одноместный самолет Mirage F.1, который разрабатывался фирмой на собственные средства и предназначался прежде всего для всепогодного перехвата. Это решение основывалось на определившейся к тому времени новой военной доктрине Франции, предусматривавшей самостоятельность в военном отношении и организацию обороны "на всех направлениях". Первый полет опытного самолета Mirage F.1 состоялся 23 декабря 1966г. В мае 1967г. этот самолет потерпел катастрофу вследствие флаттера. Программа разработки самолета и постройка предсерийных самолетов были задержаны для выяснения причин флаттера и поиска путей его предотвращения. Первый из трех предсерийных самолетов совершил первый полет 20 марта 1969г., первый серийный самолет F.1C - 15 февраля 1973г., поставки ВВС Франции начались 14 марта 1973г. Первое подразделение (авиаэскадрилья "Нормандия-Неман" самолетов F.1C достигло стадии боевой готовности в начале 1974г. Серийное производство завершилось в 1990г. после постройки более 730 самолетов в следующих вариантах:
|