Арсенал >> Авиация >> сДЮПМШИ БЕПРНКЕР >> AH-1Z King Cobra

English
 
 Авиация
 Сухопутные войска 
 Флот
 Стрелковое оружие
 Армии мира
 Разработчики
 Типы военной техники 
 Законодательство 
 История 
 Военные игры 
 ОМП 
Ударный вертолет AH-1Z King Cobra     
Разработчик: Bell Helicopter (США) 
Государство:  США 

Базовый вариант вертолета, "Хью Кобра", проектировался с учетом применения в Юго-Восточной Азии, но аппетит приходит во время еды: едва приняв на вооружение новый вертолет, военные начали искать возможности по использованию "Кобры" на европейском театре военных действий. В начале 60-х годов на вооружение армий большинства стран были приняты ПТУРы - новое и очень эффективное оружие для борьбы с танками. Практически сразу же с принятием на вооружение сухопутных войск, ПТУРы попытались приспособить и на вертолеты. В США такие исследования проводились начиная с 1964 г. Огневые испытания проходили в рамках программы создания тяжелого вертолета поля боя. В случае успеха ПТУР планировалось вооружить боевой винтокрыл "Шайен". Ракеты выдержали испытания успешно, чего не скажешь о "Шайене", в 1971 г. конца работ по нему все еще не было видно. Как и в случае с промежуточным боевым вертолетом, белловские специалисты просчитали ситуацию и нашли, что лучшим решением в данном случае будет оснащение "Хью Кобры" ПТУР "Toy". Инженеры пошли гораздо дальше, чем просто установка на вертолет оптической прицельной системы ПТУР и узлов подвески для ракет. Вертолет, получивший фирменное обозначение модель 309 "Кинг Кобра", очень сильно отличался от AH-1G. Работы по нему велись в инициативном порядке на средства фирмы. К тому времени, когда началась проработка 309-ю, электроника достигла совершеннолетия и стала во многом определять боевую эффективность того или иного образца военной техники, С конца 60-х годов стоимость бортового электронного оборудования в общей стоимости боевого вертолета резко возрастает (стоимость БРЭО "Кинг Кобры" составляла примерно 30% от стоимости всего вертолета, а в вертолете XXI века RAH-66 "Команч" - уже 60%).

Инженеры фирмы решили, что среди важнейших требований к противотанковому вертолету будет обеспечение возможности вести боевые действия ночью. Без широкого применения новейших достижений электроники выполнить это требование было невозможно. На "Кинг Кобре" установили электронные системы, без которых современный боевой вертолет просто немыслим: инфракрасную систему обзора передней полусферы, лазерный дальномер-целеуказатель, телевизионную систему, способную работать в условиях низкой освещенности, нашлемные прицелы летчика и стрелка, инерциальную навигационную систему, радиовысотомер. Причем все оборудование было завязано в единый комплекс и сопрягалось с системой управления оружием. Инфракрасная система обзора, которой пользовался в первую очередь стрелок, была продублирована телевизионной системой ночного пилотирования для летчика. При использовании только ИК системы ночью пилот начинал видеть окружающий мир глазами своего стрелка, так как при захвате цели тепловизор начинал ее отслеживать, соответственно и летчик вместо окружающей местности с различными препятствиями наблюдал за целью. Разделение каналов наблюдения для летчика и стрелка с тех пор на боевых вертолетах стало традиционным. Столь значительного объема применения электроники на летательном аппарате в практике фирмы "Белл" еще не было. Специалисты фирмы впервые столкнулись с проблемой комплексирования всей этой техники. Единых стандартов на структуру выходных сигналов электронных систем тогда еще не было, и электронщикам пришлось изрядно поломать головы. Сами системы для экономии времени и средств не создавались заново, а брались готовыми и при необходимости дорабатывались. Так, были использованы некоторые системы "Шайена" и истребителя F-15.

С отдельно взятой аппаратурой проблем не было, главной задачей было заставить ее работать в едином комплексе. Даже сейчас, когда разработаны специальные интерфейсы, объединяющие электронное оборудование, задача его правильной и надежной работы в комплексе по сложности вполне сопоставима с задачей проектирования самого летательного аппарата. Поэтому неудивительно, что собственно вертолет был готов раньше, чем его электронная начинка. В первый полет "Кинг Кобра" ушла с массо-габаритными макетами системы ночного видения и прицеливания. Тем не менее задача комплексирования электроники на "Кинг Кобре" была успешно решена, фирма приобрела поистине бесценный опыт по внедрению современных электронных систем на боевой вертолет, и этот опыт еще как ей пригодится в будущем. Для предотвращения потери прочности при пуске ПТУР "Toy", гораздо более мощных, чем НАР калибра 70 мм, была усилена конструкция планера, также несколько удлинена хвостовая балка, а на ее конце, в нижней части, для увеличения путевой устойчивости установили киль. Лопасти несущего винта подросли - стали длиннее больше чем на полметра, хорду лопасти тоже увеличили. В результате увеличились ометаемая площадь винта и коэффициент заполнения, соответственно возросла подъемная сила, что было очень важно из-за значительно возросшей взлетной массы. Вместо обычных подшипников во втулке несущего винта применили эластомерные.

 Страницы: 1 2  
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь