Ученики довузовских военно-морских учебных заведений ознакомились с материалами Президентской библиотеки " участь северного конвоя БД-5 времён Великой Отечественной войны через призму одной фотографии "
Фотография Владимира Пушкарёва " Часовня на острове Белый (Карское море) " и комментарий к ней, опубликованные на портале библиотеки, знакомит с одной из военных драм Великой Отечественной войны.
в начале Дня Победы в Санкт-Петербурге ученики довузовских военно-морских учебных заведений ознакомились с материалами Президентской библиотеки « участь Северного конвоя БД-5 времён Великой Отечественной войны Через призму одной фотографии».
на портале Президентской библиотеки в разделе « Видеоэкскурсии И выставки» опубликована фотография Владимира Пушкарёва « Часовня на острове Белый (Карское море)» (2013 г.), предоставленная пресс-службой руководителя Ямало-Ненецкого автономного округа. К фотографии прилагается аудиофайл « Точка на карте — остров Белый», он был записан в Президентской библиотеке. В аудиозаписи Павел Егоров, кандидат геологических наук, доцент кафедры геологии И геоэкологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, рассказывает, что Часовня в память погибшего в Карском море конвоя БД-5 была построена в 2012 году по инициативе одной из поисковых экспедиций.
Через фотографию И комментарий К ней преломляется сквозь десятилетия одна из военных драм Великой Отечественной войны.
« Резная деревянная вышка маяка И расположившаяся у его подножия маленькая Часовня с заиндевевшими бревенчатыми стенами, побелевшей от мороза крышей И вечное северное безмолвие… Край земли, обильно заселённый белыми медведями, кажется таким далёким от событий Великой Отечественной войны, однако именно там, в Карском море, разыгралась одна из наиболее страшных морских трагедий времён прохождения грузовых караванов союзников под прикрытием наших конвоев», — сообщается в сопровождающем фото, тексте.
Тысячелетняя история освоения Арктики (русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана ещё в XI веке, о чём есть запись в Никоновской летописи под 1032 годом) в годы Великой Отечественной войны была дополнена трагическим эпизодом смерти в волнах Карского моря 13 августа 1944 года конвоя БД-5 (Белое море – Диксон N 5), вышедшего из Молотовска (ныне Северодвинска) 8 августа 1944 года. На грузовом пароходе « Марина Раскова» находилось более 300 пассажиров (в том числе женщины И дети — семьи зимовщиков И военнослужащих) И более 6 тыс. Тонн разных грузов для доставки в Диксон. Пароход направлялся на полярные станции для смены зимовщиков И снабжения их топливом, снаряжением И продовольствием. Эскорт конвоя составляли 3 тральщика — Т-114, Т-116 И Т-118.
Корабль, атакованный торпедой с немецкой подлодки, затонул, граждане остались на шлюпках И плотах в штормовом Карском море…
« Вернулись мы с повреждённым мотором из очередного боевого вылета, — вспоминал полярный летчик Матвей Козлов, командир гидросамолета « Каталина», — И узнали, что в районе острова Белый экстренно необходима наша помощь. Бортмеханики быстро исправили двигатель, И мы ушли в территорию смерти « Марины Расковой».
в то же время из воды И со спасательных плотов на последний уцелевший тральщик Т-116 получилось поднять более 180 человек. На 3-х вельботах, кунгасе И нескольких шлюпках в открытом море остались ждать помощи более 150 человек.
« … Шторм усиливался, сплошная серая пелена висела над морем, И не было никакой возможности вести розыск. Только 23 августа, на одиннадцать день после смерти корабля, погода улучшилась, мы взлетели И ушли в море.
в 8 часов пятнадцать минут кунгас был найден, но сесть на трёхметровую волну было невозможно. Радист связался со штабом, попросил прислать Корабль. Штаб ответил, что никакой другой возможности спасти людей нет — решение обязан принять командир самолёта.
Девять часов мы барражировали над бушующим морем. Ветер не стихал, граждане в салоне не подавали никаких признаков жизни. Спасли мы 14 человек, остальным наша помощь уже была не нужна… », — пишет Матвей Козлов.
Спасти-то людей Спасли, А взлететь не было никакой возможности — гидросамолет сильно перегружен И волна 3 метра. Из-за шторма потяжелевшая сверх нормы « Каталина» не имела возможности взлететь. И Матвей Козлов принимает нестандартное решение: провести гидросамолёт сквозь Шторм в рулевом управлении по воде. 12 часов он выруливал его К берегу по бушующим волнам… « Сели у Диксона, А рулить не на чем. Всё. Пустые баки… »
Размещённая на портале Президентской библиотеки фотография дает возможность пользователям рассмотреть историю Отечества Через призму артефактов, каковыми являются, например, фотографии. А посетители библиотеки, проходя мимо её выставочного зала, непременно обратят внимание на гобелен великолепной работы Вырицкой фабрики гобеленов АО « Узор», на который по заказу Президентской библиотеки перенесён сюжет фотографии острова Белый, переданной в фонд библиотеки.
Читайте другие новости: