Арсенал >> Сухопутные войска >> нЯМНБМНИ АНЕБНИ РЮМЙ >> Т-84

English
 
 Авиация
 Сухопутные войска 
 Флот
 Стрелковое оружие
 Армии мира
 Разработчики
 Типы военной техники 
 Законодательство 
 История 
 Военные игры 
 ОМП 
Основной боевой танк Т-84     
Разработчик: КБ имени А. Морозова (Украина) 
Государство:  Украина 

В свое время нам довелось участвовать в государственных испытаниях танков Т-80У, Т-90 и танка, который после распада Советского Союза получил название Т-84 и стал для нас зарубежным. Поэтому, прочитав статью С. Рощина "Танк, который ждали" (Солдат удачи. 1998. N 8), посвященную украинскому Т-84, были удивлены некоторыми неточностями и некорректностью оценок и решили высказать свое мнение о машинах, которые, как выразился автор упомянутой статьи, "мы не только ждали, но и давали им путевку в жизнь". Для того чтобы расставить акценты, следует обратиться к истории создания Т-84 и в основном к такой его характеристике, как подвижность, поскольку именно в этой области следует искать конструктивные отличия украинского танка от отечественного Т-80У и его модификаций. Первым советским танком второго послевоенного поколения (три члена экипажа, механизм заряжания пушки) является Т-64, разработанный харьковским КБ имени А. Морозова (ХКБМ). Он имел высокие основные боевые свойства, в нем удачно сочетались объемно-массовые характеристики и компоновочные решения. Однако, обладая известными преимуществами, машины семейства Т-64, на которых применялся двухтактный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с., имели и ряд недостатков, основные из которых заключались в низкой надежности ходовой части и сложности эксплуатации силовой установки.

В целях их устранения было принято решение о разработке усовершенствованного танка Т-64А с двумя вариантами моторно-трансмиссионного отделения - с четырехтактным дизелем и газотурбинным двигателем (ГТД). Работы по этим направлениям поручили соответственно КБ Уралвагонзавода и СКВ при ленинградском Кировском заводе. Танк Т-64А, оснащенный в отличие от своего предшественника 125-мм гладкоствольной пушкой, стал первым серийным отечественным танком третьего поколения. В ходе усовершенствования машины были внесены изменения в конструкцию ходовой части, а КБ Уралвагонзавода перекомпановало также и боевое отделение, заменив электрогидравлический механизм заряжания на электромеханический автомат. В результате на вооружение поступили Т-72 и Т-80. Таким образом, с конца 70-х развитие советского танкостроения протекало по трем направлениям и на вооружение армии Советского Союза стали принимать танки третьего поколения трех марок. Первый из них - Т-64А и его модификации (серийное производство которых продолжалось до 1987 года). Второй - Т-72, шасси которого имело оригинальную шестикатковую ходовую часть, моторно-трансмиссионное отделение с двигателем В-46 (семейство двигателей типа В-2) мощностью 780 л.с. и БКП, аналогичными БКП танков Т-64. Третий - Т-80, шасси которого также имело оригинальную шестикатковую ходовую часть и моторно-трансмиссионное отделение с ГТД-1000Т мощностью 1 000 л.с. и планетарные БКП с четырьмя Передачами переднего хода и одной передачей заднего.

В дальнейшем все варианты танков семейств Т-64, Т-72 и Т-80 имели аналогичные защиту и вооружение, однако задача сохранения требуемого уровня подвижности с ростом массы защитных устройств продолжала решаться на базе использования трех вариантов конструкции силовых установок. Следует отметить, что наиболее удачным вариантом мог бы стать четырехтактный турбопоршневой дизель мощностью 1000-1100 л.с. Дело в том, что особенности рабочих циклов двухтактного дизеля и ГТД порождают многие недостатки в их эксплуатации. Это и особые требования к условиям пуска двухтактного дизеля, и чрезмерный расход топлива ГТД, одинаково недопустимые для военной техники. Тем не менее в 1985 году появился Т-80У массой 46 т с ГТД-1250 мощностью 1 250 л.с. и Т-80УД с двухтактным дизелем 6ТД мощностью 1 000 л.с., который прорабатывался ХКБМ и испытывался в составе танка Т-64 для установки на его принятые на вооружение модификации. Результатом дальнейшей модернизации Т-80УД, начавшейся еще во времена Советского Союза, а закончившейся после его распада, стал танк Т-84. Он отличается от Т-80УД более мощным двигателем 6ТД-2 (мощность 1 200 л.с.) и наличием комплекса оптико-электронного подавления Штора-1, вспомогательного газотурбинного энергоагрегата (для питания энергосистем танка без работы основного двигателя), тепловизионного прицела в системе управления огнем.

 Страницы: 1 2 3 4 5  
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь