Силовая установка. На вариантах F-16A и В и первых самолетах F-16C и D устанавливался ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200 с максимальной форсированной тягой 106,0 кН (10 810 кгс). Начиная с F-16C и D партии 30/32, поставлявшихся с июля 1986г., обеспечена возможность установки двигателей Пратт-Уитни F100-PW-220 (105,7 кН, 10 780 кгс) или Дженерал Электрик F110-GE-100 (128,9 кН, 13 150 кгс). С октября 1991г., начиная с самолетов партии 50/52 устанавливаются двигатели F100-PW-229 или F110-GЕ-129 с тягой в классе 129,0 кН (13 155 кгс). Двигатель F100 - двухвальный, имеет трехступенчатый вентилятор, десятиступенчатый компрессор, двухступенчатые турбины высокого и низкого давления и кольцевую камеру сгорания. Сопло всережимное, сходящееся-расходящееся. Степень двухконтурности двигателя 0,7, полная степень повышения давления 25. Вариант F100-PW-200 имеет гидромеханическую, F100-PW-220 - цифровую систему управления. Длина F100-PW-220 5,28 м, диаметр 1,18 м, сухая масса 1444 кг. Двигатель F110 - двухвальный с трехступенчатым вентилятором и девятиступенчатым компрессором, отноступенчатой турбиной высокого и двухступенчатой турбиной низкого давления, имеет кольцевую камеру сгорания. Степень двухконтурности 0,87. Длина двигателя 4,62 м, диаметр 1,18 м. Воздухозаборник двигателя подфюзеляжный нерегулируемый, при использовании двигателя F110 - с увеличенным входным сечением для обеспечения повышенного (со 115 кг/с до 122 кг/с) расхода воздуха, модульной конструкции. Применен работающий на реактивном топливе стартер, обеспечивающий автономный запуск двигателя. Топливо размещается в баках крыла и пяти отсеках в фюзеляже, образующих два топливных бака. Сверху центральной части фюзеляжа за кабиной расположен приемник системы дозаправки топливом в полете. На подкрыльных и подфюзеляжных узлах могут подвешиваться сбрасываемые топливные баки.
Общесамолетные системы. Самолет F-16 является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без резервной механической проводки. До 1988г. устанавливалась квадруплексная аналоговая ЭДСУ с ЭВМ фирмы Лир Сиглер, органически связанная с аэродинамической компоновкой самолета в соответствии с принятой при проектировании самолета концепцией CCV (ЛА с конфигурацией, определяемой системой управления). С декабря 1988г. (начиная с партии 40) самолеты поставляются с цифровой системой управления с ЭВМ фирмы Бендикс. Самолет имеет пониженный запас статической продольной устойчивости, что позволило снизить его балансировочное сопротивление и улучшить маневренные характеристики. Искусственная устойчивость обеспечивается с помощью системы улучшения устойчивости и управляемости. ЭВМ цифровой ЭДСУ выполнена в виде блока объемом 0,028 куб.м., массой 234 кг. Связь с радиоэлектронными системами самолета осуществляется с помощью цифровой шины данных, соответствующей стандарту MIL-STD-1553B. Программное обеспечение подготовлено с использованием языка высокого уровня "Джовиал". Боковая ручка управления с очень малым ходом обеспечивает управление по усилию, установлена на подлокотнике. Аэродинамические органы управления включают руль направления, флапероны и дифференциальный стабилизатор.
Самолет становится неустойчивым в путевом отношении при углах атаки 28-30 град и может выйти на режим глубокого сваливания при достижении угла атаки 40 град. Поэтому на нем угол атаки ограничивается автоматикой величиной 26 град в горизонтальном полете с двухступенчатым ужесточением ограничения до 15 град при перегрузке 9. Несмотря на ограничения, возможен вывод самолета на большие углы атаки при выполнении энергичных маневров и несколько самолетов были потеряны в результате глубокого сваливания. В электросистеме используются генераторы фирм Вестингауз и Лир Сиглер мощностью 60 и 10 кВ * А соответственно с приводом постоянной частоты вращения фирмы Сандстренд. Имеется аварийный генератор мощностью 5 кВ*А. Применяются также аккумуляторные батареи (24 В), обеспечивающие работу ЭДСУ при отказах основной и аварийной систем энергопитания. Две раздельные и независимые гидравлические системы с рабочим давлением 20,7 МПа (210 кгс/кв.см.) предназначены для привода управляющих поверхностей и других механизмов.
|