Арсенал >> Авиация >> хЯРПЕАХРЕКЭ >> Як-141 Freestyle

English
 
 Авиация
 Сухопутные войска 
 Флот
 Стрелковое оружие
 Армии мира
 Разработчики
 Типы военной техники 
 Законодательство 
 История 
 Военные игры 
 ОМП 
Истребитель Як-141 Freestyle     

Предлагалось основным взлетным режимом считать короткий (60 - 120 м) разбег. Исследования, специально проведенные на яковлевской фирме, показали, что температура поверхности ВПП при этом не поднимается выше 80оС и уменьшается эррозия полосы. Обычная бетонная полоса в таком режиме способна выдерживает свыше 60 стартов. При таком взлете самолет может стартовать с рулежной дорожки, служебного проезда или проходящего рядом шоссе. Полезная нагрузка в таком случае увеличивается на 2 т, радиус боевого применения самолета вырастает в полтора-два раза, а время барражирования в зоне возможных боевых действий - более чем втрое. И все это при сохранении внешних габаритов и летно-тактических характеристик. Любопытно, что время набора горизонтальной скорости 550 км/ч, принимаемой как характеристическая точка начала "самолетного" полета, при вертикальном взлете составляет 22-25 с, а при укороченном (учитывая скорость отрыва 80-120 км/ч) - 18 с. Кроме вертикального или укороченного стартов, подъемные двигатели обеспечивают Як-141 и уменьшенный пробег при посадке - до 200 м. Посадочная скорость при этом равна скорости отрыва (также - 80-120 км/ч). Это достигается тем, что при подлете к кораблю или аэродрому подъемные двигатели срабатывают как аэродинамические тормоза: их выходные сопла (поворотные, как и у маршевого) позволяют отклонять бьющую вниз струю на 50 градусов против полета. По этой причине и тормозных щитков на самолете не предусмотрено.

При дальнейшем развитии Як-141 предполагалось существенно измененить систему управления самолетом. Бортовой вычислительный комплекс этой машины едва ли не самый сложный из применяемых в истребительной авиации: в единую сеть объединены управление и самолетными системами, и агрегатами двигателя, и пилотажно-навигационным оборудованием, и системами вооружения. При модернизации предполагалось включить сюда новые элементы бортового вычислительного комплекса и нашлемную систему целеуказания. Правда, надо признаться, что до боевого применения дело так и не дошло: повозил самолет на подвесках бомбы и ракеты, да ни разу ими не воспользовался. Деньги кончились еще до стрельбы и бомбежек.

Самолет может эксплуатироваться с взлетно-посадочных площадок ограниченных размеров (с коротких бетонных, а в перспективе и с асфальтовых полос) и в корабельных условиях. Взлет вертикальный или с коротким разбегом, посадка вертикальная или с коротким пробегом. По сравнению с самолетами обычного взлета Як-141 способен взлетать без выруливания на ВПП непосредственно из укрытия по выводной рулежной дорожке, обеспечивая массовый взлет и ввод в бой подразделений Як-141 по сигналу тревоги. Можно эксплуатировать самолет и с поврежденных аэродромов. Самолеты Як-141 могут быть рассредоточены на большом числе малоразмерных площадок, что обеспечивает повышение выживаемости самолетов и скрытность базирования. На основе Як-141 может быть создана гибкая мобильная, с высокой степенью выживаемости оборонительная система, которая обеспечит сохранения боевого потенциала обороняющейся стороны в случае внезапного массированного удара противника. Разработка самолета была начата в 1975г. и имела целью создание перехватчика КВВП для базирования на авианесущих крейсерах "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Адмирал Горшков" (ранее имевшем название "Баку").

A HREF="javascript:void(0)" ONCLICK="picture(2059,6)">Новый самолет должен был обладать примерно такими же характеристиками и оборудованием, как у МиГ-29, включая общую для этих самолетов РЛС и пушку. Рабочее проектирование Як-141 началось в 1977г. Построено четыре опытных самолета Як-141: два для летных и два для наземных (один для статических испытаний и один для отработки силовой установки) испытаний. Была начата постройка двухместного тренировочного варианта. Первый из двух летных опытных образцов совершил первый полет в марте 1989г. под управлением шеф-пилота ОКБ А.А. Синицына. Затянувшийся начальный период объясняется, в основном недостатком средств, выделявшихся на работы, а не конструктивными проблемами. К осени 1992г. обе летные машины выполнили около 250 полетов, в том числе совершались полеты с установленным системами вооружения, включая четыре подкрыльевые ракеты Р-27 класса воздух-воздух с полуактивным радиолокационным или ИК наведением. Испытания включали вертикальный взлет, короткий взлет и посадку. До конца 1991г. летные испытания шли хорошо, не считая значительных проблем с рециркуляцией в режиме зависания. Однако 5 сентября 1991г. один из двух опытных образцов разбился при испытаниях на авианесущем крейсере "Адмирал Горшков" в Североморске на Баренцевом море (летчик благополучно катапультировался). Самолет после восстановительного ремонта предполагалось использовать в испытательных целях.

 Страницы: 1 2 3 4 5  
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь