Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Дизельная подводная лодка Проект 633

Государство: Россия

История проектирования Проектирование ПЛ пр.633 было начато по Постановлению СМ N 1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А. Дерибин, заместителями - А.К. Назаров и Е.В. Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И. Чуфрин. Технический проект N 633 был утвержден постановлением СМ N 1117-580 от 15 августа 1956 года. Подводная лодка пр.633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик. Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении. Размерения лодки проектировались с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок, а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее. Прочный корпус делится на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование. В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.

Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды. В третьем отсеке (центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения и гирокомпас. В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды. Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C, станции Накат, перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной станции Флаг. В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого масла. В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной воды.

В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных электродвигателя ПГ-101 со щитами управления, два электродвигателя экономического хода ПГ-103 и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной воды. В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос 2П-1 и гальюн с умывальником, цистерны - дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды. Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5 300 мм в районе центрального поста и 4 900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках. Вертикальный, кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору в центральном посту.

Гидроакустическая станция Арктика-М: а) по крейсеру пр.68, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью 12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения - 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) - 41 каб (7,6 км); б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла: дальность шумо-пеленгования - 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования - 29 каб (5,4 км). На испытаниях выявлена неэффективность гидрологической станции кругового обзора Тулома. На ее экране практически невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15 ноября 1958 года станция Тулома на вооружение не принята, а дальнейшая ее разработка прекращена. Всего в 1959-1962 годах на заводе "Красное Сормово" было построено 22 ПЛ пр.633: С-4, С-6, С-7, С-9, С-11, С-28, С-34, С-36, С-37, С-38, С-41, С-49, С-53, С-57, С-101, С-128, С-212, С-323, С-350, С-351, С-352 и С-354. По советской документации лодки 633 проекта строились в Китае и Северной Корее. Шесть ПЛ пр.633 поставлено в Египет 1966-1968 годах. Две ПЛ - в Болгарию в 1984 и 1986 годах. Две ПЛ - в Алжир в январе 1982 года (С-7) и феврале 1983 года (С-28). Две ПЛ - в Сирию в 1985 и 1986 годах. Подводная лодка С-350 погибла при взрыве 11 января 1962 года. С-37 в 1967 году переоборудована по пр.6ЗЗЛ (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций). Черноморские ПЛ С-11 и С-49 переоборудованы в опытовые ПЛ пр.6ЗЗРВ. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. (А.Б. Широкорад, "Советские подводные лодки послевоенной постройки")

Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости. Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена возможность спасения команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами. Система топлива и замещения состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3. Согласно проекту расчетные безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра: при подводном взрыве для прочного корпуса - 1 600 м, для цистерны главного балласта -1 100 - 1 600 м; при воздушном взрыве для цистерны главного балласта - 1 390 - 1 850 м, для надстройки - 1 900 м. В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм.

Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два кормовых - симметрично относительно диаметральной плоскости, с том растворения между осями труб 3?. Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам. На ПЛ пр.633 установлена серийная система ПУТС Ленинград-633. Вырабатываемые системой ПУТС Ленинград-633 данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом ПУГ вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 - С-351 и показали неудовлетворительные результаты. Экипаж лодки по штату - 52 человека, в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная площадь на одного человека в жилых отсеках - 0,8 м2, объем - 9 м3.

Строительство и испытания Головная ПЛ С-350 (зав. N 331) была заложена на стапеле N 3 завода "Красное Сормово" 22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958 г. Государственные испытания С-350 проведены с 21.12.1958 г. по 31.08.1958 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте. Входе испытаний проведен прием топлива с танкера Сейма на ПЛ С-350 на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) - 6 часов 05 минут. В ходе испытаний было выстрелено 18 торпед типа 53-56, ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно. Время перезарядки шести торпедных аппаратов торпедами ЭТ-46 - 40 минут, торпедами других образцов - 70 минут, вместо 20 минут по проекту. В ходе испытаний была осуществлена двухсторонняя связь С-350 с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль) и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты хорошие. Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный 5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении моря в 4 балла. Результаты испытаний радиолокационных и гидроакустических станций. РЛС Флаг по эсминцу 56 проекта: в подводном положении ПЛ - 120 каб (22,2 км). Поисковая станция Накат по эсминцу пр.30-бис (С-350 под перископом);при работе станции Риф - 150 каб (27,8 км); при работе станции Залп - 220 каб (40,7 км); то же по самолету с РЛС (С-350 в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);

Надводное водоизмещение, т1 328
Подводное водоизмещение, т1 712
Длина, м76.68
Ширина, м6.72
Осадка, м5.19
Тип энергетической установки2 * дизель 37Д, 2 * электродвигатель ПГ-101, 2 * электродвигатель ПГ-103
Мощность силовой установки, л.с.2 * 2 000, 2 * 1 350, 2 *50
Максимальная скорость, уз15.3
Максимальная скорость в подводном положении, уз13.18
Максимальная глубина погружения, м300
Автономность, суток60 (проектная)
Экипаж, человек (офицеров)52 (9)
Ракетное вооружениеотсутстует
Торпедное вооружение6 носовых и 2 кормовых 533-мм ТА (14 торпед или 28 мин)
Электронные системыГАК Курс-5, радиопеленгатор АРП-53, КВ-передатчик Р-641-Д, УКВ-передатчик Р-609
Подводная лодка проекта 633 Подводная лодка проекта 633 Подводная лодка проекта 633 Подводная лодка проекта 633 китайской сборки Подводная лодка проекта 633 китайской сборки Подводная лодка проекта 633 Подводная лодка проекта 633 Подводная лодка проекта 633РВ Подводная лодка проекта 633РВ Подводная лодка проекта 633 Подводная лодка проекта 633 на параде Подводные лодки проектов 641 и 633 Подводная лодка проекта 633 Подводная лодка проекта 633 в Стамбуле Подводная лодка проекта 633 в Стамбуле Подводная лодка проекта 633 в Стамбуле
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь