Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Дизельная подводная лодка Проект 651

Государство: Россия

В процессе эксплуатации выявились и недостатки. Низкая надёжность и не возможность разряда АБ малыми токами, что усложняло управление гребной установкой и затрудняло маневрирование. В дальнейшем эти недостатки были устранены, но осложнение отношений с Китаем, основным поставщиком серебра не позволили установить серебряно-цинковые АБ на все лодки. А на тех лодках где они были установлены после выработк ресурса были заменены на свинцово-кислотные АБ. Основным вооружением являются КР П-6. Четыре пусковые установки попарно размещены в настройке, в нос и в корму от ограждения рубки. Перед стрельбой ракетные контейнеры поднимались под углом 15 градусов к горизонту. Флотские острословы окрестили лодки этого проекта "раскладушками". Запуск ракет осуществлялся только из надводного положения Помимо КР П-6 лодка могла также нести КР П-5. На лодке соответственно имелись две системы управления ракетной стрельбой ("Север-А-651У" для КР П-5 и "Аргумент" для КР П-6) и два типа бортразъёмов для ракет П-6 и П-5. Перевооружение лодки ракетами другого типа занимало около трёх суток. В 1966 году ракетный комплекс П-5 был снят с вооружения. Повидимому было демонтировано оборудование обслуживающее эти ракеты, но точных данных в литературе нет. Торпедное вооружение состоит из шести носовых 533 мм ТА и четырёх кормовых 400 мм ТА. Общий боезопас 18 торпед (6 533-мм и 12 400-мм). Кроме того, на ряде лодок при необходимости во втором отсеке могли размещаться дополнительные запасные 533-мм торпеды. Правда это приводило к некоторому ухудшению условий размещения личного состава. Торпедной стрельбой управляла система "Ленинград-651".

Радиоэлектронное вооружение включало: Навигационный комплекс Сила-Н-65, ГАК Арктика-М, Станцию шумопеленгации МГ-10, Станцию обнаружения гидролокационных сигнало МГ-13, Систему звукоподводной связи МГ-15, РЛС РЛК-101, СОРС Накат. Так как КР П-6 обладали большой (до 450 км) остро вставал проблема целеуказания. Установленная на лодка система приборов "Успех-У" принимала целеуказание с самолётов. Естественно боевая устойчивость подобного источника целеуказания была небольшой, а при действии лодки в удалённых районах и вовсе сомнительной. Была сделана попытка обеспечить целеуказание от разведывательных ИСЗ. Для этого К-81 была модернизирована по проекту 651К. На ней была смонтирована приёмная антенна и аппаратура системы космического целеуказани КР "Касатка-Б". В 1985 году в ЦКБ "Лазурит" на была создана модификация ПЛ пр.651, проект 651Э. На ССЗ "Красное Сормово" на ПЛ Б-68 смонтировали малогобаритную вспомогательную атомную установку ВАУ-6 (6 000 кВт).Прочный контейнер с атомной установкой находился вне прочного корпуса в кормовой части. Лодки проекта 651 базировались в основном на Северном Флоте, где они интенсивно эксплуатировались, совершая боевые патрулирования в Средиземном море. Позже их стали переводить на Балтийский и Черноморский флоты. Действие этих ДПЛРК в составе ЧФ и БФ больше отвечало их боевым возможностям так как только в ближней зоне и в закрытых морях их можно было надёжно прикрыть от противолодочных сил противника. Пр.651 получился достаточно удачным. К несомненным достоинствам относятся: универсальность оружия, хорошая управляемость в надводном и подводном положении, малая заливаемость надстройки при волнении 8-9 и хорошие условия обитания. ДПЛ пр.651 и АПЛ пр.675 завершили в ВМФ СССР эпоху ПЛРК с надводным стартом.

(источники: В.П. Кузин, В.И. Никольский Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб, "Историческое Морское Общество". 1996. А.Н. Гусев Подводные лодки с крылатыми ракетами . СПб, "Галея Принт". 2000)

В 60-е годы наблюдалось наращивание подводных сил, предназначенных для борьбы с надводными кораблями противника. Эту функцию традиционно должны были выполнять ПЛ вооруженные крылатыми ракетами. Наряду с созданием атомных подводных лодок пр.675 активно строились и дизель-электрические ПЛ пр.651. Разработка лодки велась в ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор А.С. Кассацер, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И.А. Коцюбин. Эскизный проект был подготовлен к маю 1958 года и в январаре 1959-го утверждён постановлением СМ СССР. Первоначально планировалось построить 72 лодки. . Всего же в период с 1963 г. по 1968 г. в состав ВМС вошли 16 ПЛ этого проекта. Надо сказать что большие ПЛ. пр.651 были единственными отечественными дизельными подводными лодками с КР специальной построки. Все остальные создавались на базе торпедных ДПЛ. Естественно это положительно отразилось на тактико-технических характеристиках. Головной корабль был заложен 16 ноября 1960 года на Балтийском ССЗ. 31 июля 1962 года ПЛ была спущена на воду и после завершения испытаний, 10 декабря 1963 года вошла в состав ВМФ. Заводские испытания проходили в районе Балтийска и Таллина. На Балтийском ССЗ впервые использовалась сталь марки АК-25, отсутствие опыта привело к наличию большого числа дефектов в сварных швах. Из-за отсутствия полигонов для ракетных стрельб в Балтийском море лодку перебазировали на Северный флот. При испытания ПКР П-6 выяснилось, что при залповой стрельбе газовые струи маршевого и стартого двигателей передних ракет, попадая в воздухозаборники задних вызывают сбои в работе их двигателей, вплоть до остановки двигателя. Аналогичная проблема уже встречалась на ПЛАРК пр.659.

Тогда ее удалось решить путем перепрофилированием газоотводных выгородок. В данной же ситуации изменение формы газоотводов не привело к положительному результату. В конце концов ограничились выработкой порядка запуска ракет. Лодка была двухкорпусной, с развитым ограждением рубки и надстройкой. Легкий корпус (за исключением первых семи лодок) покрыт противогидроакустическим покрытием, которое кстати увеличило водоизмещение на 124 тонны. Прочный корпус из стали АК-25 разделён на 8 отсеков. Прочная рубка овальная, крыша имеет форму кругового цилиндра с образующей, параллельной плоскостью. На первых пяти лодках легкий корпус и прочные цистерны изготавливались из маломагнитной стали и уже через тригода эксплуатации на одной из ПЛ были обнаружены многочисленные коррозионные повреждения в районе ЦГБ. Проведённые исследования показали что, на всех корпусах, изготовленных из этой стали через 5-6 лет появлялись трещины. Кроме того применение пневматическое управление запорными клапанами колонки аварийного продувания настолько ускорило открытие клапана, что при перепуске воздуха в незаполненный водой трубопровод воздух мгновенно нагревался и при наличии на внутренних стенках труб масла происходил взрыв маслянных паров-дизельный эффект. Подобные случаи имели место на АПЛ проектов 659 и 675. Сложности возникли при проектировании кормовой части корпуса и винто-рулевого комплекса. Необходимо было обеспечить большую скорость хода и при этом возможно низкий уровень шума. Мощные ГЭД, с трудом вписывавшиеся в обводы ПК ограничили угол развала линий вала и требовали винтов такого диаметра, что они не размещались в принятых главных размерениях.

В итоге винты поместили в направляющие насадки, повышавшие критические скорости хода и пропульсивный эффект. Это дало возможность придать кормовой части такую форму, которая существенно уменьшила длину корпуса и достичь приемлемого диаметра винтов. По сравнению с другими ДПЛ того времени были существенно улучшены условия обитаемости. Весь личный сосотав обеспечивался спальными местами. Жилые помещения распологались в носовой части (1 и 2 отсеки). Имелась общесудовая система вентиляции и кондиционирования, а также электрическая система отопления. Дополнительно в отсеках имелись автономные фреоновые воздухоохладители. ГЭУ включала в себя два четырёхтактных 12-ти цилиндровых дизеля 1Д43 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом. Мощность каждого дизеля 4 000 л.с. при 500 об/мин. Дизеля нереверсивные со встроенным редуктором. Источником электроэнергии был четырёхтактный 6-ти цилиндровый дизель 1ДЛ42 (Коломенский завод) с газотурбонаддувом мощностью 1 720 л.с. при 700 об/мин, работающий на генератор постоянного тока ПГ-142 (1 000 кВт). Впервые в отечественном подводном судостроении использовались серебряно-цинковые АБ - 4 группы по 152 элемента. Максимальная сила разрядного тока - 14 000 А в течении полутора часов. Серебряно-цинковые АБ были установлены всего на трёх кораблях: К-24, К-85, К-256. Основными премуществами серебряно-цинковых АБ перед свинцово-кислотными были: значительно болшая ёмкость, возможность перерыва в зарядах и неполное их проведение и как правило не требовали долива на протяжении гарантийного срока эксплуатации.

Надводное водоизмещение, т3 174
Подводное водоизмещение, т3 750
Длина, м85.9
Ширина, м9.7
Осадка, м6.9
Тип энергетической установки2 * дизель 1Д43, дизель 1ДЛ42,
Мощность силовой установки, л.с.2 * 4 000, 1 720
Максимальная скорость, уз16
Максимальная скорость в подводном положении, уз18.1
Максимальная глубина погружения, м350
Автономность, суток90
Экипаж, человек (офицеров)78 (10)
Ракетное вооружение4 * КР П-6, П-5 или П-500
Торпедное вооружение6 * 533-мм носовых и 4 * кормовых ТА (6 533-мм и 12 400-мм торпед)
Электронные системынавигационный Сила-Н-651, ГАК Арктика-М, шумопеленгации МГ-10, РЛС РЛК-101, СОРС Накат
Подводная лодка проекта 651 ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651, вид с рубки на нос ПЛ проекта 651 и вертолеты Ка-27 Helix ПЛ проекта 651,ПУ крылатой ракеты ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651 на пристани ПЛ проекта 651, пусковые установки КР ПЛ проекта 651 в порту ПЛ проекта 651 на учениях ПЛ проекта 651 идет полным ходом Внутри ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651, палуба Торпедный отсек ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651. Табличка ПЛ проекта 651 в порту ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651 Рисунок ПЛ проекта 651 Подводная лодка Б-124 во время прибытия в гавань Пенемюнде в Германии в декабре 1998 года (фото: Олаф Пестов) Подводная лодка Б-124 во время прибытия в гавань Пенемюнде в Германии в декабре 1998 года (фото: Олаф Пестов) ПЛ Б-124, в настоящее время музей в Гамбурге (фото: Olaf Pestow) ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651 ПЛ проекта 651 во время всплытия ПЛ проекта 651 перед залпом ПЛ проекта 651и корабль обеспечения Ремонт ПЛ проекта 651силами плавмастерской ПЛ проекта 651 и суда обеспечения
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь