Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Атомная подводная лодка Барс (проект 971)

Государство: Россия

Проект 971, шифр "Барс" (по другим источникам "Щука-Б") , выполнен в СПМБМ "Малахит". Единственное принципиальное отличие от ПЛАТ проекта 945 - использование стали вместо титанового сплава с целью расширения фронта строительства атомных многоцелевых лодок 3-го поколения. Это первая отечественная многоцелевая ПЛАТ с пониженным уровнем акустического поля, увеличенной глубиной погружения. Лодка способна наносить удары по береговым объектам. Главный конструктор Г.Н.Чернышов, главный наблюдающий ВМФ капитан 2 ранга И.П. Богаченко. При создании АПЛ проект 971 было уделено большое внимание снижению уровня шумности. По своей конструкции лодка является двухкорпусной, одновальной, с высоким кормовым оперением, на котором размещен обтекатель для буксируемой антенны . Легкий корпус покрыт противогидроакустическим резиновым покрытием. Прочный корпус стальной, выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100кгс/мм2 и поделён на 7 отсеков. При строительстве лодки использовался блочный метод. Оборудование монтировалось в амортизированных блоках и после сборки задвигалось внутрь прочного корпуса и подсоеденялось там к кабелям и трубопроводам бортовых систем. Амортизация блоков вела к уменьшению акустического поля корабля, кроме того такая блочная конструкция существенно облегчала монтаж оборудования. На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. В итоге лодка стала самой малошумной в отечественном флоте.

АЭУ состоит из одного реактора водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами и паровой одновальной блочной паротурбинной установки с широким резервированием состава механизации. Мощность около 50 000 л.с. Два турбогенератора переменного тока. В качестве источника постоянного тока имеются две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя.В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 * 750 л.с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей. В качестве движителя используется семилопастной винт постоянного шага с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Есть два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 410 л.с., обеспечивающие движения со скорость до 5 узлов и служащие для маневрирования. Вооружение состоит из четырёх 533-мм ТА и четырёх 650-мм ТА, с традиционным для отечественных ПЛ носовым двухрядным расположением в верхней по высоте носовой оконечности. Под торпедными аппаратами находится выгородка с антенной ГАК. Боекомплект более 40 единиц. Возможна стрельба торпедами, крылатыми ракетами Гранат, подводными ракетами и ракето-торпедами (Шквал, Водопад и Ветер), а также самотранспортирующимися минами. Часть боекомплекта может заменяться минами, постановка которых также осуществляется через ТА. Вооружение позволяет эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.

РЭВ включает в себя ГАК МГК-540 Скат-3 с цифровой системой обработки информации, в состав которого входят - носовая антенна, две бортовых антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении. Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках второго поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели. Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника). На корабле установлены навигационный комплекс Симфония-У,комплекс радиосвязи Молния-МЦ с системой космической связи Цунами и буксируемой антенной. Головная лодка К-248 была заложена на заводе в Комсомольске-на-Амуре.Уже в процессе его испытаний было выявлено достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12-15 дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671 РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. Лодки с заводскими номерами 501, 502, 513, 514, 515, 516, 517 были собраны на СЗ в Комсомольске-на-Амуре. Остальные на СМП (Северодвинск). В процессе серийного строительства велось совершенствование конструкции ПЛ.

10 октября 1990 г. вышел приказ главнокомандующего ВМФ В.Н. Чернавина о присвоении лодке К-317 названия "Пантера". В дальнейшем имена получили и другие АПЛ данного проекта. Первая АПЛ К-480 "северодвинской серии" - получила имя "Барс", вскоре ставшее нарицательным для всех атомоходов проекта 971. В декабре 1997 г. по просьбе правительства Татарстана "Барс" переименован в "Ак-Барс". По классификации НАТО пр.971 получил шифр "Akula". Лодки северодвинской постройки, а также последние из построенных на заводе в Комсомольске-на-Амуре получили шифр "Improved Akula". По сравнению со своими предшественниками они имели повышенную акустическую скрытность. Начиная с АПЛ К-157 , при сохранение внешних обводов, лодка имеет изменённую конструкцию прочного корпуса и внутреннего оборудования. Она получила обозначение "Akula-2". Высокие ТТХ, повышенная скрытность в сочетании с огромной огневой мощью делают многоцелевые АПЛ проекта 971 грозным оружием, способным решать любые боевые задачи.

Надводное водоизмещение, т8 140
Подводное водоизмещение, т12 770
Длина, м110.3
Ширина, м13.5
Осадка, м9.6
Тип энергетической установкиядерный реактор 190 МВ ОК-650Б
Мощность силовой установки, л.с.около 50 000
Максимальная скорость, уз20
Максимальная скорость в подводном положении, уз35
Максимальная глубина погружения, м600
Автономность, суток100
Экипаж, человек (офицеров)73 (33)
Ракетное вооружение21 * ПКР СС-Н-15 или СС-Н-16 Водопад
Торпедное вооружение4 * 650-мм ТА, 4 * 533-мм ТА (Шквал, Ветер, атомные торпеды РК-55)
Электронные системысистема поиска надводных кораблей, система навигации Медведица-945, система наведения Всплеск
Подводная лодка Барс (проект 971) ПЛА Барс (проект 971) на стоянке ПЛА Барс (проект 971) ПЛА Барс (проект 971) на стоянке Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Схема подводной лодки Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971), вид сзади Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971), погрузка торпеды Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) Подводная лодка Барс (проект 971) ПЛА Вепрь Cпуск на воду бастующей К-267 (фото Дмитрия Болтенкова) Проект 971 К-317 Барс (С июля 1997 года Ак Барс) Гепард. Хорошо видно новое ограждение рубки и новый обтекатель устройства постановки буксируемой антены (фото Григория Завьялова) АПЛ проекта 971. Гаджиево, 24 ДиПЛ. На заднем плане АПЛ проекта 667АТ (фото Р. Кучеренко) АПЛ проекта 971. Гаджиево, 24 ДиПЛ. На заднем плане АПЛ проекта 667БДР (фото Р. Кучеренко) Камчатка. АПЛ К-331 Нарвал проекта 971 (фото Андрея Александровича Сергач?ва) пр.971. 24 дивизия, Гаджиево.Зимний отдых (фото www.ksf.ru) пр.971. 24 дивизия, Гаджиево.Зимний отдых (фото www.ksf.ru) пр.971. 24 дивизия, Гаджиево (фото www.ksf.ru) АПЛ Вепрь в Кольском заливе, 1998 год (фото Ильи Курганова) АПЛ Дракон, 1998 год (фото submarina.ru) АПЛ Вепрь в Мотовском заливе, 1999 год (фото А. Алексеева) АПЛ Вепрь на входе в губу Сайда. Август 1997 года (фото Ильи Курганова) АПЛ Тигр в Кольском заливе. Февраль 1995 года (фото Ильи Курганова) АПЛ Вепрь на входе в губу Сайда. Август 1997 года (фото Ильи Курганова) АПЛ АПЛ Тигр в бухте Ягельная. Август 1994 года. Возвращение после очередного выхода в море (фото Ильи Курганова)
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь