Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Зенитный комплекс С-300П

Государство: РоссияГосударство: УкраинаГосударство: КитайГосударство: БолгарияГосударство: КипрГосударство: Словакия

Новые технические средства, введенные в состав ЗРС С-300ПТ-1 и С-300ПС, значительно расширили их боевые возможности. Для обмена телеметрической информацией с командным пунктом ПВО, расположенным на удалении более 20 км от дивизиона, было задействовано антенно-мачтовое устройство 'Сосна' на шасси ЗиЛ-131Н. При автономном ведении боевых действий ЗРС в отрыве от командного пункта дивизиону С-300ПС может придаваться всевысотная трехкоординатная РЛС 36Д6 или 16Ж6. Возможности по обнаружению маловысотных целей удалось значительно расширить, введя в состав комплекса НВО 5Н66М, созданного в НПО 'Утес' под руководством Льва Шульмана. Конструкция РПН и НВО позволяет поднимать их антенные посты с помощью специальных вышек, что дает возможность создавать сплошное информационное поле на предельно малых высотах в условиях лесистой и холмистой местности и без ограничений вести стрельбу по крылатым ракетам и другим маловысотным целям. Для этого применяется универсальная передвижная вышка 40В6 (40В6М) высотой 24,4 м, транспортируемая автомобилем МАЗ-537. При этом дальность низкого обнаружения достигает 32-43,2 км, а область дальнего возрастает до 90 км и более. В дальнейшем на базе 40В6М была разработана еще более высокая (39 м) двухсекционная вышка 40В6МД, которую, несмотря на солидную высоту, можно установить на необорудованной позиции в течение двух часов.

В 1989 году появляется экспортный вариант системы С-300ПС - С-300ПМУ (кодовое обозначение НАТО - SA-10C Grumble). Кроме незначительных изменений в составе оборудования, экспортный вариант отличается еще и тем, что ПУ предлагаются только в варианте транспортируемом на полуприцепах (5П85Т). Для оперативного технического обслуживания система С-300ПМУ может комплектоваться мобильной ремонтной станцией ПРБ-300У. Дальнейшим развитием комплекса стала ЗРС С-300ПМ и ее экспортный вариант - С-300ПМУ-1 (кодовое обозначение НАТО - SA-10D Grumble). Разработка усовершенствованного варианта комплекса началась в 1985 году. Впервые С-300ПМУ-1 был показан на авиасалоне 'Мосаэрошоу-92' в г. Жуковском, а через год его возможности были продемонстрированы во время показательных стрельб в ходе международной выставки вооружений 'IDEX-93' (Абу-Даби, ОАЭ). В 1993 году комплекс С-300ПМ был принят на вооружение. Глубокая модернизация была направлена на повышение автоматизации боевых действий, возможностей поражения современных баллистических ракет со скоростями 2800 м/с, повышение дальности действия радаров, замену элементной базы и ЭВМ, совершенствование программного обеспечения ЭВМ и ракет, сокращение количества единиц основного оборудования. Важным достоинством ЗРС С-300ПМ является высокая приспособленность ее средств к длительному нахождению на боевом дежурстве. С-300ПМ способна практически со стопроцентной вероятностью перехватывать и уничтожать самые современные боевые самолеты, стратегические крылатые ракеты, тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты и другие средства воздушного нападения во всем диапазоне их боевого применения, в том числе и при воздействии интенсивных активных и пассивных помех.

Комплекс выпускается как в мобильном варианте, на шасси автомобилей высокой проходимости типа МАЗ-543М, так и в более дешевом буксируемом варианте, элементы которого размещены на трейлерах, буксируемых трехосными седельными тягачами повышенной проходимости КрАЗ. В состав батареи С-300ПМ входит РПН 30Н6 (30N6E), до 12 ПУ 5П85С/5П85Т (5P85SE/5P85TE) с четырьмя ЗУР 48Н6 (48N6E) на каждой, а также средства транспортировки, технической эксплуатации и хранения ракет, в том числе машина 82Ц6 (82Ts6E). Для обнаружения маловысотных целей батарея может оснащаться НВО 76Н6, имеющего высокую степень защищенности от отражений земной поверхности. До шести батарей С-300ПМ (батальон ПВО) координируются КП средств управления 83М6 (83M6E), состоящим из ПБУ 54К6 (54K6E) и РЛО целей на средних и больших высотах 64H6 (64N6E). Полностью автоматический РЛО 64H6 обеспечивает КП системы информацией об аэродинамических целях вкруговую и баллистических целях в заданном секторе, находящихся на дальностях до 300 км и летящих на скоростях до 2,78 км/с. ПБУ 54К6 получает и обобщает информацию о воздушной обстановке от различных источников, управляет огневыми средствами, принимает команды управления и информацию о воздушной обстановке от КП зоны ПВО, оценивает степень опасности, производит целераспределение по ЗРС, выдает целеуказания по предназначенным для уничтожения целям, а также обеспечивает устойчивость боевой работы ЗРС в условиях радиоэлектронного и огневого противодействия.

Создание ЗРС, предназначенной для замены ЗРС С-75, началось в середине 60-х годов по инициативе командования войск ПВО страны и КБ-1 Министерства радиопромышленности. Первоначально предполагалось разработать унифицированную противосамолетную ЗРС С-500У для ПВО, сухопутных войск и флота, но в дальнейшем, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого рода войск, было решено разработать по единым ТТТ максимально унифицированную противосамолетную и противоракетную ЗРС С-300, предназначенную для армии (вариант С-300В, головной разработчик - НИИ-20), ВМФ (С-300Ф, ВНИИ Альтаир) и войск ПВО (С-300П, НПО Алмаз). Однако глубокой межвидовой унификации систем, создание которых велось в различных коллективах под весьма противоречивые требования, в то время достичь так и не удалось. Так, в системах С-300П и С-300В было унифицировано лишь 50% функциональных устройств РЛС обнаружения. Итак, зенитно-ракетные войска должны были получить новую ЗРС средней дальности С-300П, предназначенную для обороны административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военных баз от ударов стратегической и тактической авиации, а также КР. Принципиальными особенностями новой системы ПВО должны были стать высокая мобильность и способность одновременного обстрела нескольких целей, обеспеченная многофункциональной РЛС с ФАР с цифровым управлением положения луча. (Ни один существовавший к тому времени зарубежный ЗРК не обладал свойствами многоканальности. Отечественный многоканальной комплекс С-25, а также, так и не принятый на вооружение ЗРК "Даль" были выполнены в стационарных вариантах.)

Основой системы стали ракеты типа 5В55. Ракета выбрасывалась из трубы ТПК при помощи газовой катапульты на высоту 20 м, одновременно раскрывались ее управляющие аэродинамические поверхности. Газовые рули по командам автопилота разворачивали ракету на заданный курс, и после включения маршевого одноступенчатого двигателя, она устремлялась к цели. Испытания элементов ЗРС С-300П, разрабатывавшейся под руководством Генерального конструктора НПО Алмаз Б.В. Бункина, проводились на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) начиная с середины 70-х годов. В 1978 году на вооружение был принят первый вариант комплекса - транспортируемый С-300ПТ (кодовое обозначение НАТО - SA-10A Grumble). Батарея С-300ПТ состояла из трех ПУ 5П85 (по 4 ТПК), кабины РПН (Ф1) и кабины управления (Ф2). В 1980 году разработчикам системы С-300ПТ была присуждена Государственная премия. Выпуск ЗРС С-300ПТ продолжался до начала 80-х годов. В середине 80-х комплекс прошел ряд модернизаций, получив обозначение С-300ПТ-1.

Модификации

В 1982 году на вооружение войск ПВО был принят новый вариант ЗРС С-300П - самоходный комплекс С-300ПС (кодовое обозначение НАТО - SA-10B Grumble), разработанный в НПО Алмаз под руководством главного конструктора Александра Леманского. Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара "перед самым носом" противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания - 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. В его состав вошла усовершенствованная ракета 5В55Р, которая наводилась по принципу "сопровождение цели через ракету" и ЗУР 5В55КД с увеличенной до 90 км дальностью стрельбы. Дивизион С-300ПС включает 3 батареи ЗРК, каждая из которых состоит из трех самоходных ПУ на шасси МАЗ-543М и одной машины 5Н63С, состоящей из совмещенных кабин РПН Ф1С и боевого управления Ф2К на одном шасси МАЗ-543М. Пусковые установки делятся на одну основную 5П85С с кабиной подготовки и управления стартом Ф3С и системой автономного электропитания 5С18, и две дополнительные 5П85Д, оснащенные только одной системой автономного электропитания 5С19. Батарея может одновременно обстреливать 6 целей, по две ракеты на каждую, чтобы гарантировать высокий коэффициент поражения.

Батарея способна вести боевые действия автономно. Многофункциональный РПН 30Н6 обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение целей, осуществляет все операции, связанные с подготовкой и ведением стрельбы. Одновременно батарея может обстреливать до 6 целей различного типа, по каждой из которых может произведен одиночный пуск или залп из двух ракет. Темп стрельбы составляет 3 с. В 1995-1997 годах была проведена очередная модернизация системы, которая получила название С-300ПМУ-2 Фаворит (кодовое обозначение НАТО - SA-10E Grumble). Россия впервые показала её на выставке МАКС-97, а показательные стрельбы за рубежом впервые прошли в Абу-Даби на выставке IDEX-99. Создание нового комплекса, в значительной степени ориентированного на экспортные поставки, было обусловлено стремлением приблизить "антиракетные" возможности ЗРС типа С-300П к потенциалу армейского комплекса С-300В при одновременном увеличении "противовоздушного" потенциала. Эта задача в последние годы вышла на первый план и стала еще более актуальной после "Бури в пустыне". ЗРС С-300ПМУ-2 Фаворит предназначена для высокоэффективной защиты важнейших объектов государства и вооруженных сил от массированных ударов современных и перспективных самолетов, стратегических крылатых ракет, тактических и оперативно-тактических ракет и других средств воздушного нападения во всем диапазоне высот и скоростей их боевого применения, в том числе и в сложных условиях РЭП. По сравнению с С-300ПМУ-1 в новой системе:

- повышена эффективность поражения баллистических целей ракетой 48Н6Е2 с обеспечением инициирования (подрыва) боевого заряда цели;
- повышена эффективность работы системы по аэродинамическим целям, в том числе по малозаметным целям на предельно малых высотах, в сложной тактической и помеховой обстановке;
- увеличена дальняя граница зоны поражения аэродинамических целей до 200 км, в том числе при стрельбе вдогон;
- расширены информационные характеристики КП систем управления 83М6Е2 по обнаружению и сопровождению баллистических целей с сохранением сектора обнаружения аэродинамических целей;
- расширена возможность ПБУ 54К6Е2 по работе с системами С-300ПМУ-2, С-300ПМУ-1, С-300ПМУ и С-200ВЭ (С-200ДЭ предположительно) в любом их сочетании;
- повышены характеристики системы при ведении автономных боевых действий за счет применения автономного средства целеуказания нового поколения - РЛС 96Л6Е;
- обеспечено интегрирование ЗРС С-300ПМУ-2 Фаворит в различные системы противовоздушной обороны, в том числе работающие в стандартах НАТО;
- реализована возможность использования наряду с ракетами 48Н6Е2 ракет 48Н6Е системы С-300ПМУ-1.

Комплекс С-300ПМУ-2 может также оснащаться новыми ракетами разработки МКБ Факел 9М96 и 9М96М (в экспортном исполнении 9М96Е и 9М96Е2). Смешанный вариант оснащения был продемонстрирован на выставке МАКС-99 в августе 1999 года. По мнению специалистов, в настоящее время Фаворит является самой универсальной в мире системой ПВО, имеющей значительный экспортный потенциал. В этот вариант могут быть доработаны и более рание экспортные ЗРС С-300ПМУ и С-300ПМУ-1. (источник: сайт Русская сила)

подтипсамоходный зенитный ракетный комплекс
калибр, мммасса УР - 1 480 кг
расчет (экипаж), человек4
дальность стрельбы по вертикали / горизонтали, мот 25 (5В55К) до 27 (48Н6Е2) / от 47 (5В55К) до 200 (48Н6Е2)
скорострельность, выстрелов в минутутемп стрельбы: от 12 до 20
начальная скорость боеприпаса, м/сот 2 000 (5В55К) до 2 100 (48Н6Е2)
углы возвышения/склонения, градусовПУ устанавливается вертикально
углы горизонтального наведения, градуовПУ устанавливается вертикально
масса, т20 (МАЗ-543М или МАЗ-7910)
длина полная, м9.4 (МАЗ-543М или МАЗ-7910)
ширина полная, м3.1 (МАЗ-543М или МАЗ-7910)
высота, м3.7 (МАЗ-543М или МАЗ-7910)
ходовая базаавтомобиль МАЗ-543М (8х8), МАЗ-7910 (8х8) или КрАЗ-6446
бронированиеотсутствует
двигатель, тип, название, мощность (л.с.)12-цилиндровый дизель Д12А-525, 525 (МАЗ-543М или МАЗ-7910)
максимальная скорость, км/ч60
запас хода, км650
ПУ 5П85ТЭ ЗРС С-300ПМУ-1 с тягачом КрАЗ-6446 Комплекс С-300П на авиасалоне Комплекс С-300П ПВО Украины ПУ 5П85Т ЗРС С-300ПМУ ВС Китая ПУ 5П85Т ЗРС С-300ПМУ на параде в Китае ПУ 5П85 ЗРС С-300ПТ в экспозиции ЦМВС в Москве ПУ 5П85 ЗРС С-300ПТ Пульт управления комплексом С-300П Пульт управления комплексом С-300П Основная ПУ 5П85С ЗРС С-300ПС установлена на шасси МАЗ-543М УР в пусковой трубе комплекса С-300П Комплекс С-300П на шасси КрАЗ-6446 Комплекс С-300ПМУ Фаворит Комплекс С-300ПМУ на шасси КрАЗ-6446 Комплекс С-300ПМУ Фаворит китайского производства ПУ 5П85ТЭ2 ЗРС С-300ПМУ-2 Фаворит с тягачом КрАЗ-260В
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь