Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Автомобиль МАЗ-543

Государство: Россия

Циркуляция рабочей жидкости в гидравлической системе рулевого управления обеспечивается насосом, установленным на повышающей передаче. Тормозная система однопроводная; все колеса снабжены колодочными тормозами. Привод тормозов пневмогидравлический с ножным управлением из кабины. Стояночный тормоз - ленточного типа, действует на механическую трансмиссию. Электрооборудование (постоянного тока, 24 В) - источники электрической энергии, потребители электрической энергии, контрольно-измерительные приборы, вспомогательная аппаратура и провода. Экранированная электропроводка выполнена по однопроводной схеме. К раме шасси присоединен отрицательный зажим аккумуляторных батарей. Для зарядки аккумуляторных батарей шасси оборудовано генератором переменного тока со встроенными выпрямителем, регулятором напряжения и устройством подавления помех радиоприему. Дополнительное оборудование - коробка отбора мощности, дополнительная топливная емкость, система вентиляции агрегатов. Шасси снабжено также фильтровентиляционной установкой. Впервые МАЗ-543 широкая публика увидела 7 ноября 1965 года на параде в Москве.

Тогда в четком строю по Красной площади прошла батарея ПУ 9П117 ОТРК 9К72 Эльбрус (более известные на Западе как SS-1с Scud B), удивив иностранных военных атташе и журналистов. На мощном шасси высокой проходимости размещались ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет. Колесное шасси МАЗ-543 и его модификации, созданные талантливым конструктором Борисом Львовичем Шапошником по проходимости не уступают гусеничным машинам и могут успешно выполнять боевое задание в самых тяжелых условиях бездорожья. Проведенные многочисленные испытания и реальная эксплуатация в различных климатических дорожных условиях показали прекрасные динамические качества и высокую надежность "Ураганов" (такое прозвище получили эти машины у водителей). За разработку семейства МАЗ-543 в 1968 году Б.Л. Шапошник был удостоен Государственной премии.

Модификации

МАЗ-543П. В 1966 году эта модификация МАЗ-543 начала использоваться в качестве шасси к самоходной ПУ 9П120 ОТРК 9К76 "Темп-С" (SS-12B). По сравнению с ПУ 9П117 шасси имело несколько большую грузоподъемность и более высокую проходимость из-за свободного пространства между 2-м и 3-м мостами, занятого на 9П117 низко сидящей кабиной.

МАЗ-543А. В 1967 году появляется шасси МАЗ-543А с увеличенной до 22 000 кг грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за счет перекомпоновки моторного отделения. На базе МАЗ-543А создан ряд специальных машин, в том числе ТЗМ 9Т234 РСЗО 9К58 "Смерч", аэродромный пожарный автомобиль АА-60(543)-160 (1973 год), опытный аварийно-спасательный автомобиль АА-70(543)-172, специальный кран КС-5571 (середина 70-х).

МАЗ-543М. В начале 70-х годов появляется вариант шасси с существенно перекомпонованной передней частью - ряд узлов дополнительного моторного отсека был размещен на месте демонтированной правой кабины. Благодаря этому монтажная площадь за кабиной экипажа еще более увеличилась, соответственно выросла и грузоподъемность. МАЗ-543М служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия. В их числе: пусковые установки, антенные посты и кабины управления ЗРС С-300ПС/ПМ и С-400 Триумф; ПУ 9А52 РСЗО 9К58 Смерч; ПУ 3П51 ПКРК 4К51 Рубеж и 3К60 Бал; машины АК А222 Берег, ПУ крылатых ракет РК-55; транспортные машины противоракет 53Т6 Амур. На этой же базе построены подвижные командные пункты и автомобили сопровождения РКСН РСД-10 Пионер и РС-12М Тополь, КП зенитно-ракетной бригады Байкал, значительное число машин подвижного тылового обеспечения, таких, как МОБД (машина обеспечения боевого дежурства) и другие.

С целью специализации серийного выпуска многоосных автомобилей на Минском автомобильном заводе 29 марта 1959 года было организовано новое подразделение - Производство специальных колесных тягачей (ПСКТ), которое положило начало будущему Минскому заводу колесных тягачей (МЗКТ). После налаживания выпуска в 1960 году тягача МАЗ-537 в конструкторском бюро спецпроизводства с применением его ряда узлов и агрегатов была разработана конструкция и c 1962 года освоено производство нового тяжелого четырехосного колесного самоходного шасси со всеми ведущими мостами - МАЗ-543. Шасси предназначалось для транспортирования оборудования по всем видам дорог и местности в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40? до +50?С. С созданием этой машины была сделана научно-техническая революция в отечественном автомобилестроении. Основные составные части шасси - силовая установка, силовая передача, ходовая часть, кабины, рулевое управление, тормоза и электрооборудование.

Силовая установка состоит из механизмов двигателя и его основных систем: питания топливом (проточная, со сливом избытка топлива во включенный бак, топливный насос снабжен корректором подачи топлива для увеличения крутящего момента при преодолении транспортными средствами повышенных дорожных сопротивлений), воздухом (состоит из комбинированного, двухступенчатого воздухоочистителя с эжекционным отсосом пыли, труб и впускных коллекторов) и систем выпуска отработавших газов (содержит охлаждаемые выпускные коллекторы и трубы с эжекционным устройством для отсоса пыли из бункера воздухоочистителя), единой комбинированной смазывания (разбрызгиванием и под давлением, с сухим картером), охлаждения (жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости), пуска основной (электрическая, от стартера), запасной (сжатым воздухом) и предпускового подогрева (охлаждающая жидкость нагревается в подогревателе, от сгорания распыленного форсункой топлива, тепловая производительность - не менее 64 кВт). Двигатель - Д12А-525А (аналогичный устанавливаемому на МАЗ-537), четырёхтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива, с V-образным расположением цилиндров и развалом блоков 60?, с сухим картером, с механическим всережимным регулятором частоты вращения. Силовая передача состоит из гидромеханической трансмиссии (гидротрансформатор и планетарная коробка передач) и механической трансмиссии (повышающая передача, раздаточная коробка, главные передачи ведущих мостов, колесные планетарные передачи и карданные валы). Гидротрансформатор - одноступенчатый комплексный, с переходом на режим гидромуфты и блокировкой насосного и турбинного колес.

Коробка передач - планетарная, трехскоростная, число передач - три вперед и одна назад. Повышающая передача является двухрядным редуктором с цилиндрическими косозубыми шестернями и межосевым дифференциалом. Ведущий мост. Главная передача - пара конических шестерен со спиральным зубом, колесная передача планетарного типа с прямозубыми цилиндрическими шестернями в каждом колесе. Карданные валы - двухшарнирные с крестовинами на игольчатых подшипниках; дополнительные звенья - шарниры равных угловых скоростей. Ходовая часть состоит из колес и поворотного устройства, подвески и рамы. Шины - пневматические, с регулируемым давлением (нормальное давление - 3,5 кг/кв.см, пониженное - до 1 кг/кв.см), 1 500 * 600-635, модель ВИ-203, ГОСТ 13298-90. Подвеска колес - независимая рычажно-торсионная с продольным расположением торсионных валов, поперечным расположением вильчатых рычагов и двумя продольными торсионами на каждое колесо. Рама - клепано-сварная, корытного типа со сварными и трубчато-сварными поперечинами; оборудована передним и задним тягово-сцепными устройствами. На шасси предусмотрены две двухместные (сиденья расположены друг за другом) двухдверные кабины закрытого типа с системой принудительной вентиляции с повышенным давлением. Кабины изготовлены из полиэфирной смолы, армированной стеклопластиком. Оснащены отопителем, вентиляторами (предусмотрен обдув переднего стекла), переговорными устройствами для внутренней связи и радиостанцией для внешней. Управляемыми являются две передние пары колес. Рулевое управление состоит из редуктора руля, рулевого механизма, распределителя, гидроусилителей, насоса, масляного бака, трубопроводов, продольных тяг, рычагов и рулевых трапеций.

МАЗ-7310. Посетители юбилейной выставки на московской ВДНХ, посвященной 50-летию советского автомобилестроения (1924-1974 гг.), впервые увидели прототип грузовика МАЗ-7310 с бортовой платформой. С 1976 года осваивается серийный выпуск бортового автомобиля МАЗ-7310 и шасси МАЗ-73101. От МАЗ-543А они в основном отличались отсутствием специального оборудования. МАЗ-7310 мог эксплуатироваться с двухосным прицепом МАЗ-8385, при этом длина автопоезда достигала 20550 см. Хотя МАЗ-7310 распространения в автохозяйствах не нашел, он широко использовался в труднопроходимых условиях освоения нефтяных богатств Сибири. На шасси МАЗ-73101 выпускались аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.01 (1978 год) и специальный кран КС-5573 (1981 год).

МАЗ-7410. С середины 70-х годов на базе МАЗ-543А выпускается седельный тягач МАЗ-7410 оборудованный седельно-сцепным устройством, способный работать в сцепе с активным полуприцепом. Особенностью конструкции тягача является уменьшенная колесная база (между 2-й и 3-й и между 3-й и 4-й осями). МАЗ-7410 также используется в составе топливозаправщика ТЗ-30, а модификация МАЗ-74106 используется для буксировки антенного поста РЛО 64Н6 ЗРС С-300ПС/ПМ.

МАЗ-7313. После доработки конструкции в январе 1983 года грузоподъёмность машины была увеличена на 1 тонну при неизменном собственном весе. Соответственно бортовой автомобиль получил обозначение МАЗ-7313, а шасси - МАЗ-73131. В частности, на последнем базируются буровые станки, подъемные краны КС-5576 и КС-6571, аэродромные пожарные автомобили АА-60(7313)-160.01 и АА-60(7313)-220. Существует также укороченный вариант шасси - МАЗ-73132.

(Источник: сайт Русская сила)

колесная формула8х8
масса, т20.35
длина, м11.46
ширина, м3.07
высота, м2.9
колея, м2.375
база, м2.2+3.3+2.2
клиренс, м0.4
удельное давление на грунт, кг/см2нет данных
силовая установка, тип названиеV-образный 12-цилиндровый дизель Д12А-525А
мощность силовой установки, л. с.525 (при 2 100 об/мин)
максимальная скорость, км/чдо 65 (по грунту - до 30)
запас хода, км1 525
грузоподъемность, т19.1
вооружениеотсутствует
варианты загрузкиширокий спектр в зависимости от варианта машины
варианты транспортировки на буксиреприцеп/полуприцеп массой до 25 т
Специальное колесное шасси МАЗ-543М Специальное колесное шасси МАЗ-543А Аэродромный тягач на шасси МАЗ-73132 Специальное колесное шасси МАЗ-543 Габаритная схема шасси МАЗ-543 Балластный тягач на шасси МАЗ-543 с платформой и кабиной раннего образца Специальное колесное шасси МАЗ-543А Прототип бортового автомобиля МАЗ-7310 на ВДНХ, 1974 ПУ 9П120 ОТРК 9К76 Темп-С на шасси МАЗ-543П на Красной площади, Москва Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.01 на шасси МАЗ-73101 Начиная с 1973 года на базе шасси МАЗ-543М выпускался трубовоз МАЗ-7910. Автомобиль мог на себе нести трубы длиной до 12 м общей массой 18 т МОБД на шасси МАЗ-543М Бортовой автомобиль МАЗ-7313 Автомобиль сопровождения ракетного комплекса стратегического назначения PC-12М Тoпoль на шасси МАЗ-73131, Плесецк Седельный тягач МАЗ-7410 В 1977 году на шасси МАЗ-73101 был построен и испытывался опытный образец машины с газотурбинным двигателем мощностью в 1100 л.с. производства Ярославского моторного завода Топливозаправщик ТЗ-30 Вариант седельного тягача МАЗ-7410 с дополнительной кабиной МАЗ-543 с ракетой Скад
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь