Боевая машина пехоты БМД-2
Государство: Россия(Энциклопедия бронетехники: Гусеничные боевые машины)
Эксплуатация боевых машин десанта БМД-1 в подразделениях ВДВ, а также опыт их боевого применения в горных районах Афганистана выявили ряд серьезных недостатков: малую дальность эффективной стрельбы; низкую точность стрельбы (особенно на ходу); ограниченный угол наведения пушки в вертикальной плоскости; слабое бронирование; неудовлетворительную подвижность. Некоторые недостатки устранялись в процессе серийного производства БМД: изменения затронули ходовую часть, корпус, фильтровентиляционную установку. Однако предметом особого внимания конструкторов стало вооружение машины. В связи с этим в начале 80-х годов конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода под руководством А. Шабалина были начаты работы по созданию боевой машины десанта с новым основным вооружением. В 1985 году новая боевая машина десанта была принята на вооружение воздушно-десантных войск под обозначением БМД-2 и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе. Основным отличием новой боевой машины десанта от БМД-1 являются новый комплекс вооружения, по своему составу идентичный комплексу вооружения БМП-2: автоматическая 30-мм пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ и пусковая установка для запуска противотанковых управляемых ракет 9М113 и 9М111. Кроме того, сохранены и имеющиеся на БМД-1 два 7,62-мм курсовых пулемета ПКТ.
Наибольшие трудности возникли из-за того, что смонтировать на БМД-2 стандартную двухместную башню с вооружением от БМП-2 не представлялось возможным из-за малых размеров боевого отделения машины. Поэтому пришлось разработать новую башню меньших размеров, в которой оборудовано место только для наводчика-оператора. Башня кругового вращения обеспечивает наведение вооружения в вертикальной плоскости в диапазоне углов до +75?. Это позволяет поражать не только наземные, но и малоскоростные воздушные цели. При этом, благодаря наличию двухплоскостного стабилизатора вооружения, ведение прицельной стрельбы возможно и во время движения машины. Возможности борьбы с воздушными целями расширены также за счет включения в состав вооружения, перевозимого в боевом отделении машины, зенитных ракетных комплексов Стрела-2 или Игла. Для эффективного использования установленного на боевой машине десанта БМД-2 нового комплекса вооружения в башне для наводчика-оператора смонтирован усовершенствованный комбинированный прицел с дневным и ночным каналами БПК-1-42. Имеются также приборы ночного видения у командира и механика-водителя, поворотные перископические приборы наблюдения на местах пулеметчиков и в крышке десантного люка. Пушка 2А42 имеет приличную дальность эффективного огня - от 2 500 до 4 000 м - и скорострельность до 500 выстрелов в минуту. Для борьбы с бронированными целями БМД-2 оборудована также пусковой установкой для запуска управляемых реактивных снарядов 9М113 Конкурс и 9М111 Фагот. Чтобы поразить цель, наводчику достаточно держать ее в окуляре прицела. Для удаленной стрельбы пусковую установку можно демонтировать и установить на выносной треноге в отдалении от машины.
Модернизация практически не затронула бронированный корпус, силовую установку, трансмиссию и ходовую часть базовой машины. Благодаря значительному резерву мощности двигателя, БМД-2 с увеличившейся до 8 т боевой массой имеет такую же подвижность и проходимость, что и БМД-1. Как и ее предшественница, она способна преодолевать водные преграды вплавь. Как и БМД-1, боевая машина десанта БМД-2 может транспортироваться по воздуху в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов и вертолетов. Для десантирования БМД-2 парашютным способом применяются парашютные платформы П-7 и П-16 с многокупольными парашютными системами. Могут использоваться также разработанные в последнее время парашютно-реактивные системы типа ПРСМ-925, которые позволяют десантировать БМД-2 с самолета Ил-76 с высоты 500-1500 метров. БМД-2 имеет такие же средства радиосвязи и специальное оборудование, как и БМД-1. Наряду с линейным образцом был создан и командирский вариант этой машины. В целом БМД-2 можно рассматривать как глубокую модернизацию боевой машины десанта БМД-1, которая почти два десятилетия составляла основу бронетанкового вооружения и техники воздушно-десантных войск.
экипаж+десант, человек | 2+5 |
боевая масса, т | 8.0 |
тип движителя - колесный/гусеничный | гусеничный |
длина корпуса, м | - |
длина полная, м | 5.40 |
ширина по ходовой части, м | - |
ширина полная, м | 2.63 |
высота, м | 1.62 |
тип двигателя | 6-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения 5Д-20 |
мощность двигателя, л.с. | 176 кВт |
максимальная скорость, км/ч | 60 (на плаву - 10) |
запас хода, км | 500 |
бронирование | противопульное |
вооружение | 30-мм автоматическая пушка 2А42; 3 * 7.62-мм пулемет ПКТ, ПТРК 9М113 Конкурс или 9М111 Фагот |
боекомплект | 3 ПТУР, 300 снарядов, 2 940 патронов |