Палубный истребитель F-14 Tomcat
Производитель: Northrop Grumman (США) Государство: СШАГосударство: ИранШасси трехопорное. Одноколесные основные стойки убираются вперед-вверх с поворотом на 90 град, двухколесная передняя стойка - вперед, на ней расположен кронштейн для крепления челнока катапульты авианосца. Перед стартом катапульта обжимает носовую стойку, которая полностью распрямляется для "вздыбливания" самолета в момент покидания им палубы авианосца. Давление в пневматиках 1,72-2,46 МПа (17,5-25,1 кгс/кв.см.). Тормоза с применением бериллиевых сплавов заменены с 1981г. на углеродные, имеется автомат торможения. Нормальная вертикальная скорость при посадке 3,3 м/с, максимальная 7,53 м/с. База шасси 7,02 м, колея 5,00 м.
Силовая установка. На первых F-14A устанавливались ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-P-412A с форсированной / нефорсированной тягой 93,00 / 54,96 кН (9 480 / 5 600 кгс). Этот двигатель рассматривался как временный и на последующих вариантах F-14В и С предполагалось использовать двигатель Пратт-Уитни F401-PW-400 с форсированной тягой 124,6 кН (12 700 кгс), разработка которого, однако, была прекращена в апреле 1974г. в связи с техническими проблемами и высокой стоимостью. TF30 - первый в США двухконтурный двигатель с форсажной камерой и при его доводке встретились значительные проблемы. TF30-P-412 имел недостаточную газодинамическую устойчивость (ГДУ) и низкую надежность, что обусловило высокую аварийность самолетов. С 1977г. устанавливался вариант TF30-P-414 с несколько улучшенными эксплуатационными характеристиками и с такой же тягой, а с 1983г. - TF30-P-414А. Но проблема невысокой надежности двигателя TF30, его малого ресурса и неспособности работать на больших (до 50 град) углах атаки не была решена даже в последнем варианте. В связи с этим, а также из-за необходимости повышения тяги на F-14B (F-14A "Плас") и F-14D используется ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-400 (120,1/71,2 кН, 12 250 / 7 260 кгс), имеющий большую ГДУ, снимающий ограничения на скорость перемещения РУД и обеспечивающий благодаря большей тяге взлет самолета с катапульты авианосца без форсажа. Установка F110 потребовала удлинения на 1,27 м выходной трубы двигателя. На F-14B/D имеется воздушный турбостартер Гаррет ATS200-50.
Для F-14A с двигателями TF30 часто указывалась максимальная скорость на большой высоте 2 485 км/ч (М=2,34), но фактически в эксплуатации скорость была ограничена величиной 2 015 км/ч (М=1,9), примерно такая же максимальная скорость и у F-14D. TF30-P-414A - двухвальный ТРДДФ со степенью двухконтурности 0,9, степенью повышения давления 19,8 и расходом воздуха 110 кг/с, имеет максимальный диаметр 1,29 м, длину 5,99 м и сухую массу 1905 кг. F110 - двухвальный ТРДДФ со степенью повышения давления 0,87 и расходом воздуха 113-122 кг/с, имеет диаметр 1,18 м, длину 4,62 м. Воздухозаборники боковые, ковшовые, многоскачковые с внешним сжатием, расположены с наклоном относительно вертикали с зазором между фюзеляжем и стенкой канала 0,25 м. Длина канала воздухозаборника 4,27 м. Регулирование воздухозаборников обеспечивается автоматически по числу М полета с помощью двухшарнирных верхних горизонтальных рамп. Топливо размещается в баках-отсеках общей емкостью 9 030 л в центральной части фюзеляжа за кабиной экипажа, в ПЧК и между двигателями в хвостовой части фюзеляжа. Под каналами воздухозаборников могут подвешиваться два дополнительных бака емкостью по 1 010 л. Справа от кабины расположена убирающаяся топливоприемная штанга системы дозаправки топливом в полете.
Общесамолетные системы. Система управления бустерная с дублированными гидроприводами. Продольное управление обеспечивается симметричным отклонением консолей стабилизатора в диапазоне от 14 град до -35 град, управление креном при углах стреловидности крыла более 55 град осуществляется дифференциальным отклонением консолей стабилизатора, а при углах стреловидности до 55 град - с помощью стабилизатора и интерцепторов, которые используются также для непосредственного управления подъемной силой (НУПС) при заходе на посадку и гашения подъемной силы на пробеге. При включении летчиком режима НУПС интерцепторы отклоняются в нейтральное положение на угол 7 град, отклонение от которого позволяет создавать положительные перегрузки до 0,13 и отрицательные до 0,07. Путевое управление обеспечивается рулями направления, кинематически связанными с органами управления креном. Применена автоматическая система управления полетом фирмы Ханиуэлл с подсистемами улучшения устойчивости и управляемости. Гидравлическая система состоит из двух независимых систем с рабочим давлением 20,7 МПа (211 кгс/кв.см.), каждая из которых питается одним гидронасосом с приводом от разных двигателей. Трубопроводы гидросистемы вначале были выполнены (впервые за рубежом) из титанового сплава. Первый опытный самолет во втором полете (30 декабря 1970г.) разбился из-за усталостных повреждений трубопроводов в результате резонансных колебаний. В дальнейшем титановые трубопроводы были частично заменены трубопроводами из нержавеющей стали и была изменена схема их проводки. Электрическая система переменного тока напряжением 115-200 В (400 Гц) имеет два генератора с приводом от двигателей и аварийный генератор с гидроприводом. Охлаждение генераторов жидкостное. Сеть постоянного тока питается через выпрямители.
Конструкция. Самолет нормальной схемы с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и двухкилевым оперением. Доля (по массе) основных материалов в конструкции планера составляет: алюминиевые сплавы 39,4%, титановые сплавы 24,4% (обшивка и шарниры поворота консолей крыла, центральная балка крыла, воздухозаборники, обшивка хвостовой части фюзеляжа и др.), сталь 17,4%, КМ 0,6% (обшивка стабилизатора из эпоксидного боропластика, обтекатель антенны РЛС и фальшкили из стеклопластика, остекление фонаря из акрилопласта). Около 40% (по площади) панелей обшивки крепятся с помощью клеевых соединений. Расчетный ресурс планера 6 000 ч, позднее он был увеличен до 7 200 ч, в дальнейшем его предполагалось довести до 9000 ч. Максимальная эксплуатационная перегрузка ограничена величиной 7. Для минимизации изменения запаса статической устойчивости самолета при изменении стреловидности крыло имеет значительно разнесенные (расстояние от продольной оси самолета 2,72 м) шарниры поворота подвижных частей (ПЧК), имеющих кессонную конструкцию с двумя лонжеронами. Нижняя обшивка ПЧК выполнена из титанового сплава Ti-6Al-4V, верхняя - из Ti-6Al-4V-2Sn. Профиль ПЧК NACA 64A2, относительная толщина 10,2% у шарниров поворота, 7% на концах, удлинение 7,28 (при минимальной стреловидности). Изменение угла стреловидности осуществляется автоматически в зависимости от высоты и числа М полета для достижения максимального аэродинамического качества или вручную летчиком.
Максимальная скорость изменения стреловидности ПЧК 7,5 град/с. Механизация ПЧК включает двухсекционные предкрылки общей площадью 4,29 кв.м. и трехсекционные однощелевые закрылки (9,87 кв.м.) с максимальными углами отклонения 17 град и 35 град соответственно. Внутренние секции закрылков не отклоняются при угле стреловидности ПЧК более 22 град, все секции закрылков и предкрылки перестают отклоняться при стреловидности более 50 град. Для повышения маневренности в полете предкрылки и внешние секции закрылков отклоняются автоматически в зависимости от числа М, угла атаки и угла стреловидности крыла соответственно на углы до 8,5 и 10 град. Перед закрылками на каждой консоли расположены четырехсекционные интерцепторы (1,97 кв.м.) с максимальным углом отклонения 55 град. Внутри носков неподвижных частей крыла (НЧК) расположены небольшие поверхности треугольной формы в плане, которые используются как дестабилизаторы для компенсации смещения назад аэродинамического фокуса при переходе к сверхзвуковой скорости, а также для уменьшения удельной нагрузки на крыло при маневрировании на дозвуковой скорости и выдвигаются на угол до 15 град относительно передней кромки НЧК вручную или автоматически в зависимости от числа М и высоты полета. На F-14B (F-14A "Плас") эти поверхности сняты.
Фюзеляж типа полумонокок выполнен в соответствии с правилом площадей, обеспечивает увеличение несущей площади на 40% дополнительно к площади крыла и состоит из трех секций. В передней расположены отсеки радиоэлектронного оборудования и кабина экипажа с общим фонарем, открывающимся вверх-назад, и тандемно расположенными катапультируемыми креслами Мартин-Бейкер GRU-7A (на F-14A/B) или NACES (на F-14D), обеспечивающими покидание самолета на стоянке. В центральной секции размещена изготовленная из титанового сплава Ti-6Al-4V с помощью электронно-лучевой сварки балка с шарнирами поворота крыла. Длина балки 6,71 м, высота 0,36 м, ширина 0,9 м; шарниры имеют тефлоновые вкладыши. В хвостовой части фюзеляжа установлены воздушные тормоза (щиток площадью 0,8 кв.м. на верхней поверхности между килями и 2 щитка общей площадью 0,69 кв.м. на нижней поверхности, максимальный угол отклонения 60 град, время отклонения на максимальный угол 2 с), в подфюзеляжном обтекателе - задерживающий крюк. Под гондолой каждого двигателя имеется фальшкиль. Главные шпангоуты фюзеляжа фрезерованные, лонжероны, шпангоуты крепления воздухозаборников и балки крепления двигателей из титановых сплавов, шпангоуты крепления основных опор шасси, двигателей и стабилизатора стальные, обшивка из алюминиевых сплавов. Хвостовое оперение состоит из двух килей общей площадью 7,90 кв.м. и дифференциального цельноповоротного стабилизатора (13,01 кв.м.) размахом 9,97 м, установленного ниже плоскости крыла. Кили отклонены наружу на 5 град, их концы разнесены на расстояние 3,25 м и имеют обтекатели антенн РЭБ.
Размеры. Размах крыла (с изменяемой стреловидностью) максимальный 19,54 м, минимальный 11,65 м, при размещении на авианосце 10,15 м; длина самолета 19,10 м; высота самолета 4,88 м; площадь крыла 52,49 кв.м.; угол стреловидности крыла по передней кромке минимальный 20 град, максимальный 68 град, при размещении на авианосце 75 град.
Двигатели. Число и тип - на F-14А 2 ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-Р-414А, на F-14B/D 2 ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-400; статическая тяга форсированная/нефорсированная для TF30-P-414A 2 * 93,00 / 2 * 54,96 кН (2 * 9 480 / 2 * 5 600 кгс), для F110-GE-400 2 * 120,1 / 2 * 71,2 кН (2 * 12 250 / 2 * 7 260 кгс).
Массы и нагрузки (F-14D с F110-GE-400), кг: взлетная масса максимальная 33 725, при выполнении задачи ПВО флота 33 160, при выполнении задачи сопровождения 29 070; масса пустого самолета 18 950; масса вырабатываемого топлива во внутренних баках 7 350, в ПТБ 1 725; максимальная масса нагрузки на внешних узлах 6 580.
Летные данные (с двигателями F110). Максимальная скорость на большой высоте 1 995 км/ч (М=1,88); максимальное крейсерское число М=0,72; скорость захода на посадку на авианосец 232 км/ч; практический потолок 16150 м; дистанция взлета с наземного аэродрома 762 м; дистанция посадки на наземный аэродром 732 м; дальность полета с ПТБ 2 965 км.
Боевое применение. С момента своего поступления на вооружение F-14 неоднократно бывал в "горячих точках" мира в составе палубной авиации американских авианосных группировок, но активного участия в боевых действиях ему принять не пришлось. Известен эпизод, происшедший 19 августа 1981г. в заливе Сидра у берегов Ливии, когда два самолета F-14А с авианосца "Нимиц" сбили ракетами AIM-9L два ливийских самолета Су-22. В 1982г. корабельная группировка ВМС США использовалась в Восточном Средиземноморье в поддержку действий Израиля против позиций сирийских войск в Ливане. В декабре 1982г. огнем сирийских ЗРК были сбиты три истребителя F-14A, использовавшиеся для прикрытия палубных бомбардировщиков А-6. Выше отмечалось, что Ирану было поставлено 79 самолетов F-14A. Однако начавшаяся в 1979г. революция привела к хаосу и нарушению связей Ирана с другими странами и в результате иранские ВВС испытывали трудности со снабжением своих самолетов запасными частями. По некоторым данным, в ходе ирано-иракской войны 1980-1988гг. в полетопригодном состоянии поддерживались всего 4-5 иранских истребителей F-14. Из нескольких самолетов МиГ-25, потерянных Ираком в ходе этой войны, один (в конце 1982г.), как полагают, мог быть сбит самолетом F-14 с использованием ракеты AIM-9 "Сайдуиндер".
В ходе войны в зоне Персидского залива в 1991г. ВМС США в районе боевых действий имели шесть авианосцев, на четырех из которых ("Саратога", "Джон Кеннеди", "Теодор Рузвельт" и "Америка") находилось 68 истребителей F-14. Они использовались для дежурства в воздухе и сопровождения палубных самолетов А-6 Интрудер и А-7 Корсар II, наносивших удары по иракским наземным объектам и кораблям ВМС Ирака. F-14 с системой TARPS использовались для выполнения разведывательных операций (наряду с самолетами RF-4С ВВС США, самолетами TR-1 и U-2, а также экспериментальными Е-8А JSTARS, английскими разведчиками Торнадо GR.1A и спутниками). За все время войны с F-14 был сбит лишь один иракский ЛА (это был вертолет, пораженный 6 февраля ракетой AIM-9), тогда как всего Ирак потерял в воздушных боях 51 ЛА, из которых 37 сбиты истребителями F-15С. Был потерян один самолет F-14В (кроме него, ВМС США потеряли еще четыре самолета других типов, а всего вооруженные силы США потеряли в боевых действиях 32 ЛА).
Известны следующие варианты самолета:
F-14A - исходный двухместный многоцелевой истребитель с ТРДДФ TF30. Первый полет первого опытного самолета состоялся 21 декабря 1970г., начало поставок ВМС США серийных самолетов 12 октября 1972г., первые боевые эскадрильи были развернуты в 1974г. на авианосце "Энтерпрайз", к моменту окончания поставок в апреле 1987г. ВМС США получили 557 самолетов, включая 12 опытных; в 1976-1978гг. Ирану поставлено 79 самолетов;
F-14B (до мая 1991г. использовалось обозначение F-14A "Плас") - усовершенствованный многоцелевой истребитель с двигателями F110, небольшими модификациями конструкции и кабинного оборудования. Первый полет опытного самолета 29 сентября 1986г., поставлено 38 с апреля 1988г. по май 1990г., в этот вариант также модифицированы 32 ранее построенных F-14A. Первоначально обозначение F-14B использовалось для варианта с ТРДДФ F401, который разрабатывался параллельно с F-14A, но серийно не строился;
F-14D "Супер Томкэт" - вариант с ТРДДФ F110 и усовершенствованным БРЭО. Первый полет опытного самолета 24 ноября 1987г., поставлено 37 вновь построенных самолетов с мая 1990г. по май 1992г.;
F-14D(R) - идентичен варианту F-14D, но в отличие от F-14D переоборудован из F-14A. В вариант F-14D(R) по первоначальным планам планировалось модифицировать 400 F-14A, фактически в 1991-1993гг. модифицировано 16 ранее построенных F-14A и дальнейшее финансирование программы прекращено.
Кроме того, разработаны или исследуются следующие варианты, не строившиеся серийно:
F-14C - вариант с ТРДДФ F401 и усовершенствованным БРЭО. Разрабатывался параллельно с F-14A;
"Куикстрайк" - вариант F-14D с улучшенными возможностями при действиях по наземным целям, включая применение ракет класса воздух-земля большой дальности;
"Томкэт" 21 - исследовавшийся фирмой в 1988-1991г. в инициативном порядке многоцелевой истребитель, предлагавшийся в качестве альтернативы палубному варианту NATF истребителя наземного базирования ATF (F-22). Помимо усовершенствований, планируемых для "Куикстрайк", предусмотрены установка новых закрылков, увеличенных предкрылков и корневых наплывов крыла с размещенными в них дополнительными топливными баками;
F-14A++ - исследующийся флотом США с 1992г. модифицированный вариант самолета F-14A, отличающийся главным образом модернизированным оборудованием, в частности, использованием ИНС;
F-14A/B+ - предложенные фирмой Грумман в 1992г. модифицированные варианты самолета F-14A и В, отличающиеся новыми двигателями и модернизированным оборудованием;
AST-21 (Attack Super Tomcat-21) - вариант со способностью преодоления ПВО противника на малой высоте для нанесения ударов с применением ядерного и обычного оружия. Предложен в качестве временной альтернативы ударному самолету А-12 Эвенджер II, разработка которого была отменена в 1991г.;
ASF-14 - еще одна альтернатива палубному варианту NATF истребителя наземного базирования ATF (F-22). Предполагается использовать оборудование и двигатели, разработанные для самолета ATF.
В 1991г. было принято решение не подвергать парк существующих самолетов F-14A дальнейшей модернизации, а заменить их по мере выработки ресурса вновь разработанным вариантом
Целевое оборудование. Установленная на F-14A система управления оружием Хьюз AN/AWG-9 массой 591 кг и объемом 0,70 м состоит из 30 блоков и включает импульсно-доплеровскую РЛС, работающую в диапазоне частот I/J (длина волны около 3 см) и имеющую плоскую волноводно-щелевую антенную решетку диаметром 0,91 м с предельными углами отклонения от +65 до -65 град по азимуту и от +60 до -60 град по углу места. Масса РЛС с антенной и гидроприводом 290 кг. РЛС может работать в импульсных, импульсно-доплеровских режимах и режиме непрерывного подсвета цели (для полуактивной ГСН УР AIM-7). Для обеспечения действий по воздушным целям предусмотрены следующие режимы: обнаружения целей с поиском по скорости при высокой частоте повторения импульсов (ЧПИ); обнаружения целей с измерением дальности при высокой или низкой ЧПИ; сопровождения одновременно до 24 целей на проходе при высокой или низкой ЧПИ и наведения ракет одновременно на шесть из них (пуск УР AIM-54 должен осуществляться на дальности до 90 км); сопровождения одиночной цели при высокой или низкой ЧПИ (пуск AIM-54 на дальности до 115 км, AIM-7 - до 70 км, AIM-9 - до 16 км). Дальность обнаружения цели типа истребителя (ЭПР около 5 кв.м.) в режиме с низкой ЧПИ составляет 115 км, с высокой ЧПИ - 215 км, крылатой ракеты (0,4-0,5 кв.м.) в режиме с высокой ЧПИ- 120 км, бомбардировщика (20 кв.м.) - до 315 км. В ближнем воздушном бою предусмотрены следующие режимы поиска и захвата целей: в пределах поля зрения ИЛС (20x20 град), при построчном сканировании антенны в вертикальной плоскости, вдоль продольной оси самолета. Обеспечиваются также действия по наземным и надводным объектам.
На F-14A имеются также блок управления огнем AN/AWG-15F, ИНС AN/ASN-92(V), радионавигационная система AN/ARN-84 TACAN, запросчик и ответчик системы опознавания госпринадлежности AN/APX-76(V) и AN/APX-72, связная аппаратура дециметрового диапазона AN/ARC-51 и AN/ARC-159, станция предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-24/45. Оборудование РЭБ включает устройства разбрасывания дипольных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-29 и AN/ALE-39. Под носовой частью фюзеляжа с 1982г. устанавливается ТВ система поиска и сопровождения целей TCS (Television Camera Set), под системой TCS - антенна системы шумовых и дезориентирующих помех AN/ALQ-100/126. В 1980-1981гг. 49 F-14 оборудованы для подвески под фюзеляжем контейнерной разведывательной системы TARPS (Tactical Air Reconnaissance Pod System), включающей АФА (KS-87В и КА-99) и ИК устройство (AN/AAD-5). Система отображения информации в кабине летчика включает ИЛС, индикаторы обстановки в горизонтальной и вертикальной плоскостях, в кабине оператора - два индикатора на ЭЛТ системы AWG-9 с размерами экранов 12,4 и 25,4 см. На F-14D вместо AWG-9 установлена РЛС Хьюз AN/APG-71 с программируемым процессором сигналов, возможностью перестройки несущей частоты, цифровым управлением сканированием и дополнительными режимами работы (моноимпульсное угловое сопровождение одиночной цели, разрешение целей в плотной группе, опознавание целей). 60% аналогового БРЭО F-14D заменены цифровым. Используются станция предупреждения об угрозе и опознавания ALR-67, аппаратура объединенной системы распределения тактической информации JTIDS, ИК система поиска и слежения, ИНС Литтон AN/ASN-139, система управления подвесным вооружением Смит AN/AYQ-15.
Вооружение. Встроенная пушка М61А-1 (20 мм, 6 000 выстр./мин, 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа. Под фюзеляжем могут размещаться четыре УР средней дальности AIM-7 "Спэрроу" в полуутопленном положении или четыре УР большой дальности (до 185 км) АIM-54 "Феникс" на специальных платформах, на двух подкрыльных узлах (по одному под каждой НЧК) - четыре УР малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер" или две УР AIM-7 (или AIM-54) идвеУР AIM-9. F-14 является единственным носителем УР AIM-54. На F-14D и с 1991г. на F-14А обеспечена возможность бомбометания. С 1993г. на F-14D планировалось использовать противорадиолокационные ракеты HARM.
Основной тяжелый палубный истребитель ВМС США двухместный самолет F-14 предназначен главным образом для обеспечения ПВО, завоевания превосходства в воздухе и сопровождения тактических бомбардировщиков. Его разработке предшествовали продолжительные исследования, к которым ВМС США приступили вскоре после начала программы истребителя Макдоннелл-Дуглас F-4. Вначале предусматривалось создание самолета-ракетоносца, способного осуществлять длительное патрулирование и обеспечивать ПВО флота на дальних рубежах. После опубликования ВМС США летом 1957г. запроса предложений был выбран для проработки проект УР Бендикс AAM-N-10 "Игл" с большой дальностью действия (204 км), а в 1959г. был выдан контракт на исследования дозвукового самолета-носителя этих ракет Дуглас F6D "Миссайлир" с прямым крылом и системой управления оружием фирмы Хьюз. Программа этого одноцелевого самолета была прекращена в декабре 1960г., а 14 февраля 1961г. министерство обороны рекомендовало ВВС и ВМС в целях экономии средств объединить усилия по изучавшимся ими независимо программам TFX и FADF (Fleet Air Defence Fighter - истребитель ПВО флота) и создать многоцелевой истребитель-бомбардировщик в вариантах наземного и корабельного базирования.
В соответствии с этими рекомендациями был разработан самолет Дженерал Дайнэмикс F-111, палубный вариант которого F-111B совершил первый полет 18 мая 1965г. Работы по F-111В были прекращены в июле 1968г. (контракт официально расторгнут в декабре 1968г.) после постройки семи опытных самолетов, но уже в 1965г. в связи с неудовлетворительными характеристиками самолета F-111В (чрезмерная масса: 31 745 кг вместо требовавшейся 22 675 кг, ограниченная эффективность при завоевании превосходства в воздухе, недостаточное согласование характеристик воздухозаборников и двигателей и т.д.) и повышением требований к маневренности самолета (в результате больших потерь американских истребителей в воздушных боях во время войны во Вьетнаме из-за недостаточной маневренности) ВМС приступили к исследованиям многоцелевого палубного самолета по новой программе VFAX, трансформировавшейся в 1967г. в программу VFX-1.
Требованиями, содержавшимися в опубликованном ВМС в июле 1968г. запросе предложений, предусматривалось создание двухместного (с тандемным расположением кресел) двухдвигательного самолета с системой управления оружием AWG-9 (разрабатывавшейся вначале для F6D, а затем для F-111В), способного нести 6 УР AIM-54 "Феникс" (также предназначавшихся вначале для F-111B) или 6 AIM-7 "Спэрроу" и 4 AIM-9 "Сайдуиндер" и оснащенного встроенной пушкой М61. 1 октября 1968г. фирмы LTV и Локхид (совместно), Макдоннелл-Дуглас, Норт Америкен, Дженерал Дайнэмикс и Грумман представили предложения по программе VFX, в декабре 1968г. фирмы Грумман и Макдоннелл-Дуглас были выбраны для продолжения проектных исследований, а 15 января 1969г. победителем конкурса проектов была объявлена фирма Грумман. Успех фирмы Грумман был связан с ее большим опытом создания палубных самолетов и длительными исследованиями по новым программам: она участвовала в работах по УР "Игл", была основным контрактантом по программе самолета F-111B, начала предварительные работы по программе VFX в январе 1966г. и рассмотрела более 6 000 различных конфигураций самолета.
4 февраля 1969г. с фирмой был заключен контракт на разработку самолета F-14 по программе VFX, первый из 12 опытных самолетов совершил первый полет 21 декабря 1970г. Объем испытаний в АДТ и на стендах при разработке самолета составил 19 000 ч, в том числе испытаний силовой установки - 9 000 ч. Первые строевые эскадрильи ВМС США были укомплектованы самолетами F-14 в октябре 1972г. Вначале предполагалось построить для ВМС США 497 самолетов (с учетом опытных), в дальнейшем объем производства был значительно увеличен и к моменту окончания серийного производства в 1992г. флоту США было поставлено 632 самолета, из которых на вооружении оставалось свыше 600, из них 70 самолетов F-14В. Единственным зарубежным заказчиком стал Иран.
экипаж, человек | 2 |
длина, м | 19.10 |
размах крыла, м | 11.65 - 19.54 |
высота, м | 4.88 |
количество * тип силовой установки | 2 / ТРДДФ Дженерал Электрик F110-GE-400 |
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс | 2 * 7 260 / 2 * 12 250 |
масса пустого, кг | 18 950 |
масса, взлетная, кг | 33 725 |
масса максимальная, кг | - |
масса нагрузки, кг | 6 580 |
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч | - / 1 995 |
практический потолок, м | 16 150 |
радиус действия, км | 2 965 (с ПТБ) |
дальность полета перегоночная, км | - |
максимальная эксплуатационная перегрузка | +7.0 |
вооружение встроенное | пушка М61А-1 (20 мм, 6000 выстр./ мин, 675 снарядов) слева по борту в носовой части фюзеляжа |
вооружение подвесное | AIM-7 Sparrow, AIM-54 Phoenix, AIM-9 Sidewinder, AIM-120 AMRAAM |