Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Ударный вертолет AH-1J Sea Cobra

Производитель: Bell Helicopter (США) Государство: СШАГосударство: Иран

В реальных условиях мощность значительно снижается, особенно в жаркую погоду в горных условиях, а если еще и ресурс мотора выработан процентов на 50... К примеру, АН-IT даже с новыми двигателями при температуре окружающего воздуха более 32? С с полной заправкой топлива, но без подвесного вооружения не может зависать на высоте более 900 м, хотя в справочниках статический потолок указан порядка 3 000 м. На арендных условиях корпус морской пехоты США в ноябре 1979 г. предоставил фирме "Белл" для переоборудования один вертолет АН-1T. В течение нескольких последующих месяцев специалисты фирмы занимались его модернизацией. К апрелю 1980 г. работы были закончены и начались его летные испытания, которые прошли успешно. Новый вариант вертолета оправдал надежды своих разработчиков, но заказа от флота не последовало, а собственные средства фирмы, выделенные на программу модернизации, были израсходованы. В 1981 г. "Си Кобру", если можно так выразиться, размодифицировали в исходный вариант АН-IT и вернули флоту. Руководство фирмы не смирилось с поражением, тем более что поражение было не техническое, а экономическое. На протяжении двух лет предпринимались отчаянные попытки лоббирования новой модели "Си Кобры" на самом высоком уровне, дело дошло до президента США Рейгана и командующего ВМС адмирала Лемана. Менеджеры фирмы "Белл" добились своего: в конце 1982 г. сенат выделил средства на доработку и квалификационные испытания двигателей Т700 с последующей установкой на 44 вертолета АН-IT. Как и в случае с самой первой "Коброй" - AH-1G, на руку фирме было и международное положение, и политика США в "горячих точках". В конце 60-х - это был Вьетнам, на рубеже 70 -80-х годов самым горячим местом для США стал Средний Восток, Персидский залив.

Война 1990-1991 годов в Ираке как-то заслонила предшествующие ей события, а ведь эскадры всех основных мировых держав бороздили воды залива уже доброе десятилетие до начала вторжения Ирака в Кувейт. И далеко не всегда плавание было мирным: так, был тяжело поврежден ракетой, выпущенной с иракского штурмовика, американский фрегат, боевые вертолеты привлекались для борьбы с быстроходными катерами, велика была минная опасность. Климатические условия Персидского залива также были горячие, вот тут-то и сказался недостаток мощности двигателей Т400, установленных на АН- IT. Морякам пришлось пересмотреть свои взгляды на экономию финансов за счет модификации "Си Кобр", и 16 ноября 1983 г. первый демонстрационный вертолет АН-1Т "Супер Кобра" поднялся в воздух с заводского аэродрома фирмы "Белл". Модификация "Си Кобры" в конечном итоге не свелась к замене двигателей и трансмиссии. У детища фирмы "Белл" появился удачливый соперник - боевой вертолет второго поколения "Макдоннелл-Дуглас" АН-64 "Апач". Фирма "Белл" к этому времени уже проиграла конкурс на боевой вертолет для армии США "Макдоннелл-Дугласу". Теперь же могущественный конкурент решил откусить еще один кусок пирога, предлагая "маринизированный" вариант "Апача" флоту. На 1987 г. были запланированы сравнительные летные испытания "Си Кобры" и "Си Апача". На фирме "Белл" развернулась лихорадочная деятельность по созданию варианта "Си Кобры", который мог бы конкурировать с пока еще мифическим "Си Апачем". В результате получился AH-1W - наиболее совершенный на сегодняшний день серийно выпускавшийся вертолет знаменитого семейства "Кобр".

Боевое применение. Первые семь вертолетов АН-1J "Си Кобра" поступили на вооружение эскадрильи VMO-1, дислоцировавшейся в Нью-Ривер, и предназначались для интенсивных тренировок летно-технического состава. Для испытаний в боевых условиях четыре "Си Кобры" в составе легкой вертолетной эскадрильи HML-367 в феврале 1971 г. были отправлены во Вьетнам. В конце месяца морские "Кобры" приняли активное участие во вторжении в Лаос (операция "Лам Сон-719" проводилась в январе - апреле 1971 г.); 22 февраля они совершили первый боевой вылет на штурмовку партизанских позиций вблизи Дананга. К этому времени морская пехота была на грани вывода из Вьетнама, "Си Кобры" покинули негостеприимные берега раньше. В конце апреля на военно-транспортных самолетах все четыре вертолета перебросили в США. Эти четыре вертолета были не первыми "Кобрами" с белой надписью "MARINES" на хвостовой балке, которые появились нал джунглями Индокитая. В апреле 1969 г. начались поставки для ВМС вертолетов AH-1G. Всего для морской пехоты было построено 38 вертолетов армейской модели, и уже в декабре того же года они появились во Вьетнаме в составе HML-367. Морские "Хью Кобры" активно участвовали в боевых действиях вплоть до вывода частей морской пехоты из Индокитая в мае 1971 г. Морская пехота ушла из Вьетнама, но менее чем через год в небе над многострадальной землей опять появились хищные "Кобры" с надписью "MARINES", это были вертолеты ударной эскадрильи НМД-369.

АН-1J Iran - модификация вертолета AH-1J для армии Ирана, установлены более мощные двигатели, новая трансмиссия и пылезащитные фильтры на воздухозаборниках двигателей. С 1974 г. по 1977 г. поставлено 202 вертолета, последние 62 поставленных вертолета оснащены ПТУР "Toy".

АН-1T - усовершенствованный вариант вертолета AH-1J с несущим и рулевым винтами вертолета "Белл-214", двигателями от "иранского" варианта

АН-1J. За кабиной экипажа в фюзеляже сделана вставка длиной 30 см для размещения дополнительного топливного бака, длина хвостовой балки увеличена на 79 см. Первый полет состоялся в мае 1976 года, поставки в подразделения корпуса морской пехоты начались в октябре 1977 года. Построено 57 вертолетов, 24 оснащены ПТУР "Toy".

(источник: сайт Бразд)

В свете новых, весьма радикальных доработок вертолета потребовалось время для испытаний новой модификации "Кобры", хотя в боевом вертолете срочно нуждались морские пехотинцы и флот во Вьетнаме. Первый полет "Си Кобра" совершила 14 октября 1969 г., летные испытания трех предсерийных вертолетов проходили в испытательном центре ВМС США Патуксен-Ривер. В сентябре 1970 г. "Си Кобры" начали поступать на вооружение строевых частей корпуса морской пехоты. Серийное производство продолжалось до февраля 1975 г., всего было поставлено 69 вертолетов AH-1J. Самый большой заказ на "Си Кобры" поступил из Ирана, тогдашнего закадычного союзника США, контракт был заключен в 1972 г. В общей сложности Ирану было поставлено 202 вертолета AH-1J. Решающую роль в выборе именно "Си Кобры", а не "Хью Кобры" сыграли наличие двух двигателей и лучшие высотные характеристики, поскольку боевым вертолетам предстояло летать в горной, пустынной местности. Как и в случае с армейской моделью "S", под одним индексом "J" скрываются различные модификации. Представители шаха пожелали принять на вооружение значительно усовершенствованный по сравнению с исходным боевой вертолет. Были установлены более мощные двигатели T400-WV-402, новая трансмиссия и фильтры на воздухозаборники. Поставки вертолетов иранским вооруженным силам начались в 1974 г. и закончились в апреле 1977 г. Последние 62 вертолета "Си Кобра", предназначенные для Ирана, оснащались ПТУР "Toy". Другим экспортером стала Южная Корея, для вооруженных сил этого государства в 1976-1977 годах было построено восемь вертолетов АН-1J в "иранском" исполнении, с ПТУР "Toy".

Иранский заказ послужил толчком для серьезной модернизации "Си Кобры" модели "J". Работы над очередным вариантом боевого вертолета начались задолго до того, как последний вертолет АН-1J покинул сборочный цех завода в Форт-Уорте. В дополнение к "иранским" изменениям на новый вариант установили более совершенный несущий винт гражданского вертолета "Белл-214". Рулевой винт с удлиненными лопастями большей хорды также был взят от вертолета "Белл-214". Из-за применения несущего и рулевого винтов больших диаметров пришлось на 79 см удлинить хвостовую балку. В систему вооружения были интегрированы ПТУР "Toy", отсюда и обозначение модификации - "Т". Примечательно, что, в отличие от коллег из армии, моряки отнюдь не настаивали на установке противотанковых ракет на вертолет. Главной задачей боевых вертолетов в ВМС считалась огневая поддержка десанта, а не борьба с бронированными целями. Танки и прочие БТРы должны были уничтожать палубные штурмовики и штатные противотанковые средства морской пехоты. Тем не менее конгресс США посчитал необходимым установить ПТУР "Toy" на вертолетах "Си Кобра" (!!! -такое бывает крайне редко, обычно военные убеждают законодателей потратить деньги на разработку очередной системы вооружения). Командование флота было вынуждено согласиться с решением конгрессменов, но продолжало тихой сапой его саботировать: только 24 из 55 построенных вертолетов АН-IT были оснащены ПТУР "Toy". Внешне вертолеты АН-1T, оснащенные "Toy", легко отличимы: в передней части фюзеляжа появилась турель с окошками прицельной системы М-65, такая же, как на "Хью Кобре" АН-1Q.

Многие усовершенствования, внедренные при разработке АН-1T, улучшили характеристики вертолета незначительно, зато проблем создали массу. Для увеличения радиуса действия и продолжительности полета за кабиной летчика разместили дополнительный топливный бак, для чего сделали 30-см вставку в фюзеляж. В результате из-за смещения центра тяжести вертолета ухудшились характеристики устойчивости и управляемости. Сочетание двигателя T400-WV-402 и несущего винта вертолета "Белл-412" было далеко от оптимального. Две первых "Си Кобры" модели "Т" были переделаны из последних построенных вертолетов AH-1J в 1976 г., а через год вертолеты новой модификации начали поступать на вооружение корпуса морской пехоты. Оснащенные противотанковыми ракетами "Си Кобры" появились в морской пехоте позже - в декабре 1978 г. Очередная модификация "Кобры" была явно неудачной и не устраивала обе стороны: и моряков, и конструкторов. Прежде всего надо было привести в соответствие двигательную установку и динамическую систему. Выбор был сделан в пользу двигателей "Дженерал электрик" T700-GE-401, заодно решили заменить и трансмиссию, установив более совершенную с гражданского вертолета "Белл-214ST". Два двигателя Т700 имели суммарную взлетную мощность 3250 л. с. - как три двигателя Т400, правда, общий редуктор позволял передавать только 2 350 л.с., а выходной - и того меньше: 2 030 л.с., как и у АН-1T. Тем не менее выгода от применения более мощных двигателей была очень существенной. Максимальную взлетную мощность, указанную в справочниках, развивают, как правило, новые двигатели в условиях стандартной атмосферы (температура воздуха 20? С. давление 760 мм рт. ст.) на уровне моря.

Еще на ранних стадиях разработки вертолета AH-1G интерес к нему проявило командование корпуса морской пехоты США. Оценив достоинства нового вертолета, моряки отметили, что в исходном варианте AH-1G вертолет для флота неприемлем. Больше всего морских пехотинцев не устраивало наличие на AH-1G только одного двигателя. Однодвигательный вариант не является оптимальным и для сухопутного вертолета, опыт войны в Юго-Восточной Азии хорошо это показал. Все же в случае отказа или повреждения единственного двигателя над земной твердью у экипажа есть неплохие шансы спасти свои жизни. В случае посадки на воду в открытом океане шансы на спасение резко падают. Поэтому в морской авиации требования к надежности техники и безопасности полетов гораздо выше, чем в авиации сухопутных войск. Обязательным требованием к вертолетам флота США было (начиная с 60-х годов) и осталось наличие не менее чем двух двигателей. Требование установки на "Хью Кобре" двух ГТД было главным, но не единственным. Несущий винт необходимо было оборудовать тормозом для быстрой остановки вращения после выключения двигателей. Требовалось предусмотреть защиту вертолета от коррозии, особенно агрессивной во влажном и соленом морском воздухе. Новый вертолет предполагалось использовать для огневой поддержки десанта, и моряки сочли необходимым усилить стрелковое вооружение, заменив стандартную турель ХМ-28 на новую с 20-мм скорострельной пушкой.

Фирма "Белл", имея в кармане многомиллионный контракт на поставку боевых вертолетов для армии, чувствовала себя очень уверенно и не спешила идти на выполнение всех требований нового заказчика. Торг между флотом и вертолето-строителями был долгим и сложным. Все же компромисс был найден, и 28 мая 1968 г. фирма "Белл" и командование корпуса морской пехоты подписали контракт на поставку 49 боевых вертолетов новой модели, получившей обозначение AH-1J "Си Кобра". На морской "Кобре" установили два турбовальных двигателя Пратт-Уитни Канада Т400-СР-400 общей мощностью 1800 л. с., но, как и в случае с AH-1G, трансмиссия была рассчитана на передачу меньшей мощности - 1 290 л.с., да и то на чрезвычайном режиме (на номинальном - 1 130 л.с.). Двигательная установка не разрабатывалась заново, а была позаимствована у гражданского вертолета "Белл-212". Увеличение мощности силовой установки по сравнению с "Хью Коброй" потребовало усиления конструкции концевой балки и рулевого винта. Хорда лопасти рулевого винта для улучшения управляемости была увеличена на 8 см, а сам винт установлен справа от хвостовой балки. Для несущего винта морского боевого вертолета спроектировали новые лопасти - со скоростным профилем с отогнутым вниз носком (на армейских "Кобрах" лопасти несущего винта имели симметричный профиль), концы лопастей имели меньшую относительную толщину, что несколько увеличило к.п.д. винта и снизило уровень шума, создаваемого вращающимися лопастями.

Внешне, кроме установки двух двигателей, "Си Кобра" отличалась от АН-1G далеко выступающими за фюзеляж тремя стволами 20-мм пушки "Дженерал электрик" М197, смонтированной на турели с углами обстрела + 110 градусов по азимуту и +18, -50 градусов по углу места. Боезапас пушки составлял 750 снарядов. Теоретически скорострельность орудия была 750 снарядов/мин, но практически можно было без риска потери прочности конструкции планера выпускать лишь 16 снарядов в минуту. Подвесное вооружение, так же как и у армейского вертолета, размещалось на четырех подкрыльевых узлах. В его состав входили блоки НАР LAU-61 (по 19 ракет в блоке), LAU-68 (по 7 ракет), кассеты SUU-44 с осветительными ракетами Mk.45, контейнеры SUU-11 с 7,62-мм пулеметами Ml 8, кассеты Ml 18 с дымовыми гранатами и зажигательные авиабомбы BU-55. Длинные стволы пушки породили проблему, не возникавшую у "Хью Кобры". При отклонении пушки вбок от оси вертолета существовала опасность поражения стволов собственными НАР или очередями из пулеметов подвесных контейнеров. Поэтому применение вооружения, подвешенного на подкрыльевых узлах, блокировалось, если орудие не было установлено в "нулевое" положение (по оси вертолета +5,5 градуса). При длительных полетах над водными пространствами, лишенными ориентиров, особое внимание уделяется навигации и связи. В связи с этим на вертолете АН-1J значительно пересмотрели, по сравнению с исходной моделью, состав бортового электронного оборудования. Радиосвязное оборудование включало командную радиостанцию AN/ARC-51, тактическую радиостанцию УКВ диапазона AN/ARC-131, а навигационное - приемник радионавигационной системы ближнего действия TACAN и гирокомпас.

Восемь "Си Кобр" этой эскадрильи находились на борту десантного корабля "Денвер", вошедшего в Тонкинский залив в июне 1972 г. Эскадрилья занималась патрулированием прибрежных вод ДРВ, охотилась за всякого рода джонками и сампанами, коих у вьетконга было огромное количество, перехватывала мелкие северовьетнамские суда, доставлявшие грузы с "нейтральных" транспортов, которые стояли на якоре за пределами территориальных вод, на берег. Отсюда и название части - "MurHuk" (Marine Hunter / Killer - морской охотник / убийца). "СиКобры" выступили и в несколько необычной для боевого вертолета-штурмовика роли корректировщиков огня боевых кораблей ВМС США, в том числе и последнего из могикан - линкора "Нью-Джерси". До возвращения в штаты в декабре 1972 г. пилоты эскадрильи совершили 759 боевых вылетов. Кроме десантного корабля "Денвер" эскадрилья базировалась на десантных кораблях "Кливленд" и "Дюбьюк". Вертолеты "Си Кобра" поступили на вооружение еще трех эскадрилий корпуса морской пехоты, но эти подразделения участия в боевых действиях не принимали. Если для сухопутных "Кобр" война в Индокитае была самой главной в их послужном списке, то для "Си Кобр" это была всего лишь разминка. Конечно, в конфликтах подобного размаха (и слава богу!) США больше не участвовали - действовал "вьетнамский синдром", тем не менее за последние двадцать лет количество войн на нашей маленькой планете не уменьшилось. Во многих локальных конфликтах приняли участие и янки, порой эти самые конфликты они же и провоцировали. На острие американской военной машины шли морские пехотинцы, а с воздуха их прикрывали и поддерживали огнем "Си Кобры". Так было при вторжении на Гренаду в 1982 г., в Панаму в 1989 г.

Особое место в боевой карьере морских вертолетов-штурмовиков занимает операция "Щит пустыни" - боевые действия многонациональных сил во главе с США против Ирака в 1991 г. Боевые вертолеты флота появились в заливе еще в середине 80-х годов. К 1987 г. относится первое в истории боевое патрулирование вертолетов, вооруженных ракетами "воздух -воздух". В рамках операции по обеспечению судоходства в Персидском заливе "Earnest Will" "Си Кобры" АН-IT с подвешенными "Сайдуиндерами" эскортировали транспортные СН-46 и СН-53. В настоящее время флот не планирует устанавливать новые несущие винты на находящиеся на вооружении "Супер Кобры" или закупать вновь построенные вертолеты с четырехлопастными винтами. Связано это прежде всего с сокращением расходов на оборону в масштабе всего государства, приоритет отдан другим программам. Совершенствование боевых вертолетов корпуса морской пехоты будет направлено на модернизацию пилотской кабины с целью уменьшения нагрузки в полете на членов экипажа и дальнейшее усиление вооружения. Не исключено, что на крыльях появится по одному дополнительному узлу подвески, а количество ПТУР "Хеллфайр" возрастет с восьми до шестнадцати. При разработке новой модели "Си Кобры" широко используется опыт, полученный при проектировании вертолета "Кобра Веном" для армии Великобритании. Модернизированные вертолеты AH-1IWS (Integrated Weapon System) должны принять на вооружение в 2001 г. Командование корпуса морской пехоты считает, что "Си Кобры" различных модификаций останутся на вооружении боевых подразделений по крайней мере до 2010 г.

Модификации.

АН-1J - двухдвигательный вариант вертолета AH-1G, разработанный по заказу ВМС США. Установлено более сложное электронное оборудование, вместо турели ХМ-28 установлена турель с трехствольной 20-мм пушкой ХМ-197 (облегченный вариант шестиствольной авиационной пушки М-61 "Вулкан"). Летные испытания начались в октябре 1969 г., с сентября 1970 г. вертолеты начали поступать на вооружение эскадрилий HML-267, 269, 367, 369. Серийное производство продолжалось до 1975 г. Построено 69 вертолетов.

экипаж, человек2
длина с вращающимися винтами, м16.53
диаметр несущего винта, мнет данных
диаметр хвостового винта, мнет данных
количество * тип силовой установки2 * Pratt Whitney 400-CP-400
мощность силовой установки, л.с.2 * 1 800
масса пустого, кг2 904
масса взлетная, кгнет данных
масса максимальная, кг4 000
масса нагрузки, кгнет данных
скорость максимальная, км/ч333
практический потолок, мнет данных
радиус действия, км713 (при полете на уровне моря)
максимальная эксплуатационная перегрузка+3.5/-0.5
вооружение встроенное20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan (750 патронов)
вооружение подвесноеПТУР AGM-114 Hellfire, AGM-122 Sidearm, TOW, УР AIM-9 Sidewinder, AIM-92 Stinger, НУР 70 и 127 мм
AH-1J Sea Cobra в полете AH-1J Sea Cobra в музее AH-1J Sea Cobra на палубе AH-1J Sea Cobra и вертолеты Cheenook на палубе AH-1J Sea Cobra в Ливане AH-1J Sea Cobra в полете AH-1J Sea Cobra корпуса морской пехоты Рисунок вертолета AH-1J Sea Cobra AH-1J Sea Cobra в музее AH-1J Sea Cobra, вид спереди AH-1J Sea Cobra в ангаре AH-1J Sea Cobra в музее AH-1J Sea Cobra корпуса морской пехоты
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь