Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Ударный вертолет AH-1 Huey Cobra

Производитель: Bell Helicopter (США) Государство: СШАГосударство: ЯпонияГосударство: ТурцияГосударство: ИранГосударство: БахрейнГосударство: ГрецияГосударство: ИзраильГосударство: ИорданияГосударство: ПакистанГосударство: Корея (южная)Государство: ТайваньГосударство: Таиланд

Флот выдал фирме "Каман" задание на разработку вооруженного спасательного вертолета. Разработчики, взяв за основу прижившийся в ВМС UH-2A/B, установили на него подфюзеляжную турель ТАТ-102 - такую же, как и на опытной "Кобре", второго летчика заменили стрелком, и в результате получился боевой вертолет НН-2С. Но не было в новом изделии изюминки, позволившей "Кобре" стать первой. НН-2С был добротно сделанной модификацией, подобной вертолету UH-1C, а никак не "Кобре". Инженерам "Камана" не хватило технической дерзости разработчиков "Кобры", столь радикально изменивших внешний вид машины. Они сделали то, что просили военные, и сделали неплохо, но заглянуть несколько далее пунктов технического задания не смогли. А ведь в "Белл" "Кобру" делали на свой страх и риск, а не по заказу. "Пасфайндер" был довольно экзотичен, сразу бросался в глаза высокий технический риск машины. S-61 был также не самых маленьких размеров; достаточно сказать, что вертолет под фирменным обозначением S-61 более известен как "Си Кинг". У "Кобры", помимо (тогда совсем не очевидных) достоинств, главным союзником было время. Старый добрый "Хью" был хорошо освоен войсками, достаточно успешно эксплуатировался в непростых вьетнамских условиях и, самое главное, был любим летчиками. В случае принятия на вооружение вертолета AH-1G армейцам не пришлось бы создавать систему снабжения нового вертолета, срок летных испытаний и процесса освоения "Кобры" в строевых частях значительно уменьшался, уменьшалась и степень риска при полетах на новом вертолете.

Горячим сторонником скорейшего принятия на вооружение боевого вертолета фирмы "Белл" был командующий американскими войсками во Вьетнаме генерал Уэстморленд. Летные испытания действительно проходили быстро, и уже через месяц после их начала на "Кобре" летали вместе с "фирменными" летчиками-испытателями и военные пилоты. В ходе летных испытаний основной упор делался не столько на проверку летных характеристик и безопасности полетов ("Хью" летал давно и успешно), сколько на отработку вооружения и определение влияния пусков ракет на конструкцию и поведение вертолета в полете. Отзывы военных летчиков о новом боевом коне для воздушной кавалерии были преисполнены энтузиазма, особо отмечался великолепный обзор из кабины. Вертолет был более прост в управлении, чем "Хью", его устойчивость в полете на малых скоростях и на режиме висения также была лучше. В ходе испытаний было отмечено лишь незначительное превышение допустимого уровня вибраций, но это болезнь всех вертолетов. После доработки системы управления коллективным шагом вибрации вошли в норму, и модернизированная "Кобра" 25 ноября 1965 г. установила мировой рекорд скорости для вертолетов - 322 км/ч. Тем временем к концу октября от участия в конкурсе отказались фирмы "Пясецкий" и "Боинг-Вертол". Сравнительные летные испытания трех других конкурентов UH-2, S-61 и "Хью Кобры" начались в декабре 1965 г. в испытательном центре ВВС - авиабазе Эдварде, затем были продолжены в Форт-Силле и закончились в марте 1966 г. 11 марта был объявлен победитель - "Белл" AH-1G. Фирма "Белл" получила лакомый кусок - контракт на поставку 2 демонстрационных и 110 серийных вертолетов для армии США.

Через пару месяцев планируемое количество закупаемых "Кобр" для армии возросло до 200. Как говаривал небезызвестный Леня Голубков: "И это только начало". Вряд ли создатели нового вертолета в то время предполагали, какой успех выпадет на его долю и в каком количестве "Кобра" будет растиражирована. Работая над этой статьей, автор перекопал в библиотеке ЦАГИ гору авиационных журналов конца 60-х годов. Как сегодня, так и тогда в них полным-полно рекламы, только, в отличие от "общегражданских" журналов, рекламируются не памперсы-сникерсы, а вертолеты и самолеты. Так вот, реклама "Кобры" занимает в них очень скромное место. Позднее, в изданиях выпуска 70-80-х годов, цветные картинки с "лучшим в мире убийцей всего, что летает, ползает и двигается на и над полем боя", непревзойденной "Коброй", мозолят глаза в каждом журнале, вне зависимости от названия. В октябре 1966 г. начались летные испытания первого демонстрационного вертолета. От опытной "Кобры" он отличался неубираемым шасси и крыльями большего размаха с четырьмя узлами для подвески вооружения. Испытания прошли удачно, особых претензий у военных не было, и уже в июне 1967 г. первые серийные вертолеты AH-1G "Хью Кобра" сошли с конвейера завода фирмы "Белл". Летом этого же года опытный вертолет был представлен на Парижском авиационном салоне в Ле-Бурже. Демонстрационные полеты проводил шеф-пилот фирмы "Белл" Клем Бэйли. После закрытия салона вертолет совершил рекламное турне по ряду европейских стран. В Англии, в испытательном центре Боском-Даун, его облетали летчики-испытатели королевских ВВС и также дали ему высокую оценку. Для ускорения освоения нового вертолета в строевых частях было сформировано специальное подразделение "Cobra NEXT" (New Equpment Training Team - команда, тренирующаяся на новой технике).

История семейства вертолетов Белл АН-1 насчитывает уже 30 лет. АН-1 - первый в мире вертолет, специально предназначенный для огневой поддержки сухопутных войск и эскортирования транспортных вертолетов Специалисты фирмы Белл проектировали боевую машину не на пустом месте. Концепция вооруженного вертолета разрабатывалась на фирме достаточно давно. В 1950-х годах на вертолет ОН-13 (военная модификация вертолета Белл-47) была установлена базука. Планировалось в ходе огневых испытаний произвести три выстрела по наземной цели Первый же выстрел поразил мишень, остальные два производить не стали. Военным была продемонстрирована потенциальная способность вертолетов бороться с техникой и живой силой противника на поле боя. По неизвестным причинам продолжения эти испытания не получили, а вертолет ОН-13 широко применялся во время войны в Корее для спасения сбитых летчиков и заслужил прозвище "ангел милосердия". Эффективное использование вертолетов в Корее породило во всем мире настоящий вертолетный бум. Изменились и взгляды военных на роль винтокрылых машин в вооруженных силах. Количество закупаемых вертолетов резко возросло, но область их применения почти не изменилась: транспортировка солдат и грузов, поисково-спасательные операции и эвакуация раненых. С учетом опыта войны в Корее, опираясь на конструкцию удачного вертолета "модель 47", на фирме Белл разработали вертолет UH-1 - знаменитый "Хью", которому суждено было стать "отцом" первого вертолета-штурмовика.

Конструкторы предусмотрели возможность атак наземных целей новым вертолетом. Небольшие пилоны, размещенные в нижней части фюзеляжа, позволяли подвешивать блоки НАР или контейнеры с 7,62-мм пулеметами, в проеме сдвижной боковой двери можно было устанавливать пулеметную турель. Проводились опыты по применению с вертолета UH-1 ПТУР SS-11. Вооруженная модель "Хью" - UH-1C получилась довольно удачной. Но все-таки это была не более чем переделка транспортной машины. Летчик имел ограниченный обзор, грузовая кабина была явно лишней, да и летные характеристики оставляли желать лучшего. Фирма на свой страх и риск, не располагая поддержкой военных, начала работы по созданию специализированного вертолета огневой поддержки. Решая вопросы компоновки принципиально нового вертолета, разработчики, что называется, попали в яблочко. Основные конструктивно-компоновочные решения проверялись на полноразмерном макете боевого вертолета, получившего название "Уорриер". Два члена экипажа располагались тандемом, стрелок на переднем сиденье, летчик на заднем. Узкий фюзеляж большого удлинения, стрелковое вооружение на подвижной турели в передней части фюзеляжа, крылья небольшого размаха - все эти конструкционные решения на долгие годы вперед определили облик боевых вертолетов во многих странах. Более того, считались чуть ли не аксиомой при создании новых машин, и лишь появление российского Ка-50 в 80-е годы видоизменило внешний вид боевого вертолета. Вряд ли в истории авиации можно найти пример, когда облик боевого летательного аппарата был бы найден сразу и столь удачно.

Чтобы пройти долгий и мучительный путь от летающих этажерок времен. Первой мировой войны к предельно вылизанным "Спитфайрам" и "Сверхкрепостям" Второй мировой, которые стали своего рода венцом развития поршневых истребителей и бомбардировщиков, понадобилось почти тридцать лет. Первые реактивные "Метеоры" и МиГ-9 также мало напоминают современные Су-27. В то же время между первым экспериментальным боевым вертолетом "Сиукс Скаут" и новейшим европейским РАН-2 "Тигр" явно прослеживается родственная связь. После создания модели "Уорриера" было принято решение строить демонстрационный вертолет для летных испытаний. Для экономии времени при его разработке использовались динамические системы вертолета "Белл 47". Вертолет модель 207 "Сиукс Скаут" проходил совместные с армией США летные испытания в Форт-Беннинге в апреле 1963 г. Испытания прошли успешно, хотя военные отметили слабость вооружения (2 х 7,62-мм пулемета на подвижной турели) и необходимость установки газотурбинного двигателя вместо поршневого. Все же главное было сделано - вертолет-штурмовик отвоевал себе место в небе. Армия США объявила конкурс на разработку усовершенствованной системы огневой поддержки AAFSS. Надо сказать, что у "Сиукс Скаута" победить в этом конкурсе шансов не было никаких, и не только потому, что он был экспериментальным вертолетом. Военные хотели получить тяжелую машину с очень высокой максимальной скоростью полета, способную применять самое разнообразное вооружение. Фаворитом этой программы стал винтокрыл фирмы "Локхид" YAH-56 "Шайен". А пока шли научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по "Шайену", задачи по огневой поддержке сухопутных войск возложили на вооруженный "Хью" - UH-1C.

Возможно, танков было уничтожено больше. Так, в одном из боевых вылетов были обнаружены две колонны танков: одна из шести машин, другая из восьми. В результате последовавшего удара боевых вертолетов все танки были остановлены, но ни один не загорелся. Дело в том, что при попадании в танк ракета проделывала в броне аккуратную дыру. При взрыве НАР внутри бронекорпуса экипаж танка погибал. Но если при этом не загоралось топливо или не детонировал боезапас, установить с воздуха, что танк выведен из строя, не представлялось возможным. Радикальным средством для борьбы с танками посчитали установку на вертолеты ПТУР "Toy". Первыми машинами, оснащенными этими управляемыми ракетами, стали UH-1D. Успешное применение этих вертолетов в борьбе с бронированными целями во Вьетнаме активизировало работы по интеграции ПТУР в систему вооружения "Хью Кобр". В опытном порядке управляемыми ракетами были оснащены два вертолета AH-1G, с мая 1972 г. по январь 1973 г. они проходили испытания в боевых условиях. За это время вертолеты произвели 81 пуск ПТУР и уничтожили 27 танков (в их числе по крайней мере 10 Т-54, 6 ПТ-76 и 8 трофейных М-41), 13 грузовиков и несколько укрепленных огневых точек. За все время вертолеты не получили ни одного попадания. Пуски ракет производились обычно с дистанции 2 200 м вместо 1 000 м при пуске НАР. В результате воздействие зенитного огня, особенно из легкого стрелкового оружия, было серьезно ослаблено.

В мае 1972 г. развернулись ожесточенные бои за город Анлок, расположенный в 60 км к северо-западу от Сайгона. Хорошо вооруженные южновьетнамские войска (С начала 1972 г. по "тропе Хо Ши Мина" в Южный Вьетнам было переправлено из Северного 194 000 солдат и 750 танков) ПВО Южного Вьетнама составляло десять специальных полков, имевших на вооружении около 400 стволов калибра 12,7 мм, 14,5 мм, 23 мм, 37 мм, 57 мм, 85 мм и 100 мм, а также некоторое число самоходных установок ЗСУ-57-2, многие зенитные батареи получали данные о целях от радиолокационных станций орудийной наводки КС-12 и КС 13.) атаковали город. Решающую роль в обороне местечка сыграла авиация. По вьетнамцам работали все типы самолетов, начиная от стратегических бомбардировщиков Б-52 и кончая авианосными штурмовиками А-4 "Скайхок". В боях участвовала авиация всех трех родов войск США: ВВС, ВМС и армии. Тем удивительнее, что представители и ВВС, и ВМС, не говоря уже об армейцах, подчеркивали высочайшую эффективность боевых вертолетов. По словам многих офицеров, город в мае удалось удержать лишь благодаря действиям боевых вертолетов. Особенно выделяли боевую работу вертолетов 79-й батареи воздушной артиллерии "Блу Макс" (так к этому времени стали называться части, имеющие на вооружении "Кобры"). 15 апреля экипаж под командованием Барри МакИнтайра уничтожил неуправляемой ракетой с противотанковой боевой частью Т-54. Всего за апрель и первую половину мая экипажи 79-й батареи сожгли 7 танков Т-54 и четыре ПТ-76, еще четыре Т-54 были повреждены. Но все же, несмотря на успешные пуски НАР, всем было ясно, что будущее в борьбе с танками за ПТУРами.

В 1972 г. американцы преподнесли сюрприз, применив против танков ПТУР, запускаемые с вертолетов, но и вьетнамцы удивили янки. В том же 1972 году впервые во Вьетнаме были использованы для борьбы с низколетящими целями ПЗРК "Стрела" советского производства. Головка самонаведения ракеты реагировала на горячие выхлопные газы, истекающие из сопла. Конструкторы фирмы "Белл" при проектировании "Хью Кобры" предусмотрели возможность применения по вертолету ракет с тепловым наведением и применили систему охлаждения выхлопных газов, но этого оказалось недостаточно. "Стрелы" уверенно захватывали вертолеты. Первым сбитым вертолетом был "Хью", через короткий промежуток времени ракетами ПЗРК были поражены две "Кобры". В первом случае вертолет AH-1G летел один на высоте порядка 1 000 м. После попадания "Стрелы" машина развалилась в воздухе. В другом случае экипажу "Кобры" повезло больше. Ракета ударила в хвостовую балку. Несмотря на значительные повреждения, пилот смог снизиться до высоты макушек деревьев, затем вертолет задел за крону и перевернулся. Летчику и стрелку удалось спастись, поскольку в баках осталось мало топлива и "Кобра" при опрокидывании не загорелась. Американцы оценили угрозу. Все вертолеты фирмы "Белл", летавшие во Вьетнаме, были спешно доработаны. На сопло устанавливалась коленчатая труба, которая отводила горячие газы вверх, в плоскость вращения несущего винта, где мощный турбулентный поток моментально смешивал их с окружающим воздухом. Как показала практика, для захвата доработанных таким образом вертолетов чувствительности головки самонаведения "Стрелы" не хватало.

Вертолет АН-1S стал последней "Хью Коброй", принятой на вооружение армией США (производство вертолетов для армии США завершилось в 1986 г), но развитие вертолета и его карьера в вооруженных силах на этом не закончились. Война в Персидском заливе выявила слабые места всех американских вертолетов, "Кобры" не были исключением. В боевых действиях приняли участие армейские боевые вертолеты только модели "F" Главный недостаток ни для кого не стал откровением неспособность "Кобр" эффективно действовать ночью и в условиях ограниченной видимости. Выявилась недостаточная мощность системы охлаждения в условиях жаркого климата. Необходимо было оснастить весь парк вертолетов, а не отдельные подразделения приемниками спутниковой навигационной системы и допплеровскими навигационными системами Как оказалось, 86% срабатывания аварийной световой сигнализации о неполадках в двигателе и трансмиссии были ложными и провоцировали экипажи на вынужденные посадки. Непосредственно после окончания боевых действий эти и другие, более мелкие, дефекты решено было устранить, но в дальнейшем по финансовым соображениям от глобальной модификации "Кобр" армия отказалась, сделав упор на разработку усовершенствованного "Апача". Тем не менее и "Кобрам" немножко перепало от финансового пирога. По программе C-Nite была модернизирована прицельная система М65, в дополнение к оптической системе на турели установили (наконец-то) ИК систему обзора передней полусферы фирмы "Хьюз" В результате вертолеты по лучили возможность производить пуски ПТУР "Toy"-2 ночью и в сложных метеоусловиях Модернизации подверглись 69 "Кобр" из вертолетных частей американской армии, дислоцировавшихся в Южной Корее Это были последние "Хью Кобры" в частях первой линии армии США По программе ATAS эти же вертолеты были доработаны для применения УР "Стингер" класса "воздух -воздух".

Боевое применение.

Южнее реки Бенхай. "Кобру" с нетерпением ждали во Вьетнаме. Командующий американскими войсками в Юго-Восточной Азии генерал Уэстморленд постоянно торопил прибытие первых боевых вертолетов в действующую армию. Уже знакомое нам экспериментальное подразделение NETT под командованием полковника Пола Андерсона было переброшено военно-транспортными самолетами С-123 во Вьетнам на авиабазу Бьен-Хоа вблизи Сайгона в августе 1967 г. (ровно через два года после первого полета вертолета). Впервые "Кобра" поднялась в небо Вьетнама 31 августа 1967 г. Генерал-майор Джордж Сенефф, командир 1-й бригады армейской авиации, лично опробовал вертолет в боевых условиях, совершив полет в качестве стрелка всего через несколько дней после прибытия "Кобр" на театр военных действий. Генерал лично уничтожил сампан с четырьмя вьетнамцами. Первый официальный боевой вылет состоялся 8 октября, когда две "Хью Кобры" строевого подразделения, первым получившего на вооружение боевые вертолеты - плутонга 334-й авиационной роты, сопровождали 10 вертолетов UH-1 из 118-й авиационной роты с десантом. По традиции американских летчиков плутонг получил собственное имя - "Плэйбой", а фюзеляжи "Кобр" украсили белые кролики - символ известного журнала. Однако "Плэйбои" прибыли во Вьетнам не играть с девушками: уже за первую неделю боевых действий уничтожили 4 вьет-конговских бункера и потопили 14 сампанов. Подлинное признание пришло к "Кобрам" во время новогоднего, 1968 г., наступления отрядов Вьет-Конга на американские авиабазы. Взлетно-посадочные полосы были выведены из строя, и самолеты взлетать не могли. Вертолетам для взлета достаточно было небольших площадок.

"Кобры" совершали по несколько вылетов за день, заходя в атаку над головами обороняющихся джи-ай. Именно тогда родился термин "воздушная артиллерия", в дальнейшем по отношению к вертолетам AH-1G он применялся гораздо чаще, чем традиционный - воздушная кавалерия. Одновременно в США на авиабазе Хантер была сформирована учебно-тренировочная часть. В ней числились 29 боевых вертолетов. Курсанты отправлялись во Вьетнам, налетав на "Кобрах" всего 19 часов; в декабре 1967 г. выпуск достиг 50 человек в месяц. Вьетнам требовал все больше летчиков и стрелков, и побыстрее. Конечно, даже имея значительные налеты на "Хью", молодые парни просто не успевали освоить новую машину, не говоря уже о тонкостях боевого применения. Им была уготовлена участь пушечного мяса. За одиннадцать лет войны в Юго-Восточной Азии погибли 2190 пилотов вертолетов, каждый десятый... Можно по-разному относиться к ним, но это были здоровые молодые ребята, большинство которых считало, что во Вьетнаме они защищают свободу, так сказать, выполняют интернациональный долг. Сейчас много говорят о том, как на Западе, в частности в США, заботятся о своих солдатах. Простите, какая тут, к черту, забота? 19 часов налета - и сразу в бой! Все это очень напоминает желторотых сталинских соколов в 1941 г. Чтобы не быть голословным: осенью 1942 г. (даже не 41-го) молоденький лейтенант Ефимов - будущий маршал авиации - прибыл на полевой аэродром после училища. "Какой у вас налет на Ил-2? " - спросил командир. "Десять часов", - был ответ. Американцы всегда хорошо готовили своих летчиков, и столь низкий налет на "Кобрах" в учебном центре можно объяснить лишь острейшей необходимостью в боевых вертолетах на театре военных действий.

К 1978 г. в Европе имелось 10 вертолетных подразделений, имеющих на вооружении 230 "Хью Кобр" моделей "Q" и "S". В состав каждой тяжелой дивизии входил батальон армейской авиации, в составе которого, наряду с другими, находились и две противотанковые вертолетные роты. На вооружении каждой роты состояли 21 вертолет АН-1 "Хью Кобра", 12 вертолетов ОН-58 "Кайова" и 3 вертолета UH-1H "Хью". Основным тактическим противотанковым подразделением являлось звено из четырех "Кайов" и семи "Кобр", но обычно в состоянии боеготовности находилось три ОН-58 и пять "Кобр" из состава звена. Вертолетный батальон придавался при необходимости дивизии. Координировал действия вертолетов и управлял ими командир дивизии или бригады. Каждая вертолетная рота имела свой транспорт, заправщики, запасные части и в течение некоторого времени могла действовать автономно. Тактика применения вертолетов на европейском ТВД предусматривала взаимодействие "Кобр" со штурмовиками А-10А из 81-го тактического истребительного авиационного крыла. Постоянно штурмовики этой части базировались в Англии, в ФРГ имелись четыре аэродрома передового базирования, на которых постоянно находилось по восемь А-10А. Штурмовикам отводилась главная роль в уничтожении ужасающих полчищ танков, "Кобры" должны были подавить ПВО танковых колонн, расчистив небо для самолетов. Целями наивысшего приоритета для АН-1S были определены ЗСУ-23-4 и самоходные ЗРК. Дважды в год проводились крупные совместные учения самолетов и вертолетов с реальными пусками ракет. Проводились исследования по возможности применения вертолетов ночью.

Экипажи "Кобр" получили очки ночного видения, однако выяснилось, что любая вспышка, будь то осветительная ракета, или пуск собственной ПТУР, или даже яркий лунный свет, многократно усиливаются очками и ослепляют летчиков. Кроме того, видеоспектр очков был несовместим с освещением приборной доски, более или менее все эти проблемы удалось разешить только на последней модели AH-1W "Супер Кобра", а АН-1S так и остался дневным вертолетом. В мирное время минимальная посадочная видимость считалась 650 м, минимум при полетах по маршруту колебался от 640 м до 1 500 м. в зависимости от высоты полета и состояния атмосферы. Появление на вооружении авиации СССР и его союзников боевого вертолета Ми-24 вызвало шок у генералитета НАТО. Угроза пришла оттуда, откуда ее не ждали, американцы самонадеянно привыкли считать свою авиацию лучшей в мире. Противопоставить грозному "Хайнду" было нечего. Ми-24 не был специализированным противотанковым вертолетом, это машина поля боя - наследник знаменитого Ил-2. В то же время было ясно, что его целью будут не только наземные войска, но и боевые вертолеты, прежде всего - "Кобры". Поэтому возникла необходимость срочно выработать меры борьбы с русским вертолетом. Задачу борьбы с вертолетами Ми-24 должны были решать самолеты А-10А, но в сложных метеоусловиях при полетах на малой высоте к началу 1979 г. из-за столкновений с препятствиями разбилось 13 штурмовиков, и ВВС запретили их полеты на сверхмалых высотах. Таким образом, в борьбе с боевыми вертолетами на самолеты особой надежды не было. Воздушный бой "вертолет против вертолета" не был новостью, еще в 1973 г. американцы исследовали возможность применения управляемых ракет ПЗРК "Рэд Аи" с вертолетов "Хью Кобра" для поражения малоскоростных воздушных целей, но тогда это были просто интересные опыты.

С появлением Ми-24 воздушный бой вертолетов стал реальностью. Сравнительный анализ вертолетов Ми-24 и АН-1S показал, что, несмотря на очевидные преимущества первого, у "Кобры" есть неплохие шансы завалить "Хайнд" при выборе подходящей тактики. Советский вертолет имеет большие размеры, он более тяжелый и инертный, но легко разгоняется и имеет высокую скорость полета, на скорости 300 км/ч способен выполнять установившийся разворот с перегрузкой 3G. Благодаря крылу, создающему значительную подъемную силу, разгружающую несущий винт, Ми-24 имеет хорошую маневренность на больших скоростях. В то же время на малых скоростях и на режиме висения возникает интерференция воздушных потоков от крыльев и от несущего винта, ухудшающая маневренные и разгонные характеристики в этом диапазоне. Маневренность "Кобры" на малых скоростях лучше, а благодаря меньшим размерам ее труднее обнаружить. Стрелковое вооружение "Кобры" на первый взгляд более мощное - трехствольная 20-мм пушка скорострельностью 780 выстр./мин с боезапасом 750 снарядов, дальность ведения эффективного огня - до 2 000 м. Ми-24 был вооружен четырехствольным 12,7-мм пулеметом скорострельностью 4 200 выстр./мин с дальностью эффективного ведения огня до 1 500 м. На деле же получалось, что за меньшее время Ми-24, благодаря более высокой скорострельности пулемета, мог всадить свинца в "Кобру" гораздо больше, чем "Кобра" в него. Поражающее действие 20-мм снарядов ненамного превосходит 12,7-мм пули, а учитывая гораздо лучшую бронезащиту Ми-24, можно сказать, что в конкретном случае (20-мм пушка M197 против Ми-24 и 12,7-мм пулемет ЯкБ против "Кобры") оно хуже.

На опытном вертолете на крыльях было всего по одному узлу подвески, на серийных машинах их стало по два. Подвесное вооружение включало НАР двух типов, контейнеры ХМ-18 с 7,62-мм пулеметами, контейнеры с автоматическими 40-мм гранатометами ХМ-13 (в каждом контейнере по одному гранатомету с боезапасом 300 гранат), кассеты с минами ХМ-3, дымовые авиационные приборы Е39Р1 и топливные баки емкостью по 264 л Для применения во Вьетнаме было предложено три типовых варианта боевой нагрузки на внешней подвеске: легкий - 2 блока НАР ХМ-157 с 7 ракетами калибра 70 мм каждый на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом (боезапас 1 500 патронов) на внутренних (в этом варианте загрузки вес полностью заправленного топливом и снаряженного боеприпасами вертолета был меньше максимального взлетного); средний - 4 блока НАР ХМ-159 по 19 ракет калибра 70 мм в каждом; тяжелый - 2 блока НАР ХМ-159 на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом (боезапас 3 000) патронов на внутренних (в этом случае вертолет заправлялся топливом не полностью). Стрелок с переднего кресла управлял огнем подвижного вооружения, размещенного на турели; летчик применял оружие, подвешенное на крыльевых пилонах. Система управления оружием позволяла задавать количество одновременно выпускаемых пар ракет из левых и правых блоков в залпе и интервал между залпами. НАР выпускались только симметрично из блоков, подвешенных под левым и правым крыльями, поскольку асимметричный пуск ракет приводил к появлению возмущающего момента и затруднял управление вертолетом.

В случае необходимости летчик мог управлять огнем вооружения, установленного на турели, которая в этом случае жестко фиксировалась относительно продольной оси вертолета, а стрелок - осуществлять пуск НАР. Жизненно важные части вертолета (трансмиссия, компрессор двигателя, кабина экипажа) были прикрыты бронеплитами общим весом 122 кг. Броня была разработана специально для боевого вертолета фирмой "Филко". Бронеплита состояла из двух механически скрепленных листов, изготовленных из композиционных материалов (КМ) на основе карбида бора, и весила в два раза меньше, чем обычные, применяемые ранее гомогенизированные бронеплиты такой же толщины. Впоследствии, когда "Кобра" стала известной во всем мире, многие эксперты с недоумением отмечали отсутствие бронестекол кабины экипажа. Отсутствие "стеклянной" брони на первом боевом вертолете можно объяснить недостатком статистического материала по зонам поражения вертолета при обстреле с земли. Посчитали, что достаточно прикрыть пилотов боковыми бронеплитами и выдвижными, до уровня плеч, бронещитками. Вьетнамский опыт показал ошибочность такого взгляда, и на последующих вариантах "Хью Кобры" появились бронестекла. Топливные баки протектированные, устойчивые к попаданию пуль калибра 12,7 мм Все же главной защитой вертолета считались его малые геометрические размеры. При взгляде на него снизу, с позиции вражеского стрелка, площадь плановой проекции была такой же, как у английского довоенного бипланчика Де Хэвиленд "Тайгер Мот". Не стоит думать, что умные головы, догадавшиеся сделать промежуточный боевой вертолет, нашлись только на фирме "Белл".

Согласно "основному закону" капитализма, спрос порождает предложение. США все глубже увязали в джунглях Вьетнама, количество военной техники и снаряжения, переправляемого через океан, возрастало, но так необходимых ганшипов среди многочисленного военного имущества, предназначенного для отправки во Вьетнам, не было. Итак, спрос был: военные звонили во все колокола с требованиями о поставках боевых вертолетов. И они были услышаны. На призыв откликнулись все основные производители вертолетов. Фирма "Пясецкий" предложила вертолет 16Н-1А "Пасфайндер" - довольно необычный летательный аппарат с несущим винтом, как у обычного вертолета, и толкающим - в кольцевом обтекателе на конце хвостовой балки (впрочем, в те годы эта схема была модной, по похожей строился и "Шайен"), "Боинг-Вертол" - модификацию "Чинука", "Каман" - вооруженный вариант морского поисково-спасательного вертолета UH-2 "Сиспрайт", "Сикорский" предложил S-61 - боевой вариант транспортного вертолета. Так что будущий успех "Кобры" был отнюдь не предопределенным. Справедливости ради надо отметить, что конкуренты подобрались не самые опасные. Трудно представить в роли маневренного и стремительного ганшипа чемоданообразный "Чинук". Возможно, неплох был "Сиспрайт", но это - изначально морской вертолет, а в США традиционно армия и флот живут как кошка с собакой (не случайно крайне мало образцов авиационной техники состоит на вооружении и ВВС, и ВМС США). Интересно отметить, что инженеры "Камана" пошли тем же путем, что и их коллеги с фирмы "Белл".

На первых "Кобрах" модели "S" применялись очки ночного видения, но у них было очень много недостатков ограниченный угол обзора, несовместимость с приборным оборудованием кабины (при обзоре окружающей местности очки фокусировались на бесконечность, а при осмотре приборной доски очки надо было фокусировать по новой, предметы были различимы только на расстоянии не более 300 м, а провода линий электропередачи не были видны вообще). Пушка и ПТУР "Toy" теоретически позволяли уничтожать цели на требуемой дальности в 3 000 м, но с установленной на ранних "Кобрах" прицельной системой М65 вероятность поражения была очень низкой из-за отсутствия измерителя точного расстояния до цели. На последнем варианте модели "S" в носовой турели рядом с телескопом системы SOS разместили лазерный дальномер-целеуказатель. Применение лазерного дальномера позволило повысить точность стрельбы из пушки и пусков НАР на больших дистанциях в 2-5 раз Лазерный дальномер был интегрирован в телескопический прицел и требовал тщательной оптической юстировки относительно продольной оси планера в совокупности с рядом других элементов системы управления оружием. Юстировка выполнялась только в заводских условиях с точностью до 0,015 градусов (уважаемый читатель, извините за цифру, но не поленитесь, возьмите транспортир и попробуйте сделать засечку угла хотя бы на порядок большего, а потом оцените точность и трудоемкость регулировки). В прицельную систему были интегрированы и новые нашлемные прицелы фирмы "Кайзер Электронике". "Кобра" получила возможность действовать в любое время суток и применять оружие на дальности, превытающей радиус эффективного применения ЗСУ 23-4 и ПЗРК "Стрела" Правда, на практике выяснилось, что все-гаки вертолет так и не стал "круглосуточным".

Кроме усовершенствованной прицельной системы на вертолете, взамен навигационной системы CONUS, была установлена допплеровская навигационная система, связное оборудование дополнено засекреченным каналом связи Командование вертолетными эскадрильями исповедовало весьма своеобразную концепцию координации вертолетов в бою Военные считали, что радиоканалы можно легко забить помехами поэтому в 80-е годы в Европе вертолетчики отрабатывали совместное маневрирование по командам, подаваемым эволюциями командирского вертолета что-то вроде покачивания крыльев истребителей-бипланов 30-х годов Засекреченный канал связи должен был быть помехозащищенным, и "исторический" метод управления ведомыми мог быть теперь отброшен. Для питания возросшего количества электроники установили более мощный генератор На капоте двигателя появилась пирамидка передатчика ИК помех Система воздушных сигналов с новыми приемниками воздушного давления точно определяла скорость вплоть до режима висения Система управления оружием с встроенной Б1ДВМ позволяла применять ПТУР "Toy" любых модификаций. В различных справочниках и в литературе вертолеты модели "S" часто обозначаются другими буквами, что породило изрядную путаницу в обозначениях Связано это с различием в системе обозначений в армии и на фирме "Белл" Надо сказать, что белловские вертолеты в целом крайне трудно поддаются классификации, система их обозначений как бы специально сделана для того, чтобы запутать возможно большее количество людей Индекс "S" является общепринятым, но в то же время можно встретить следующие обозначения АН-1S (Mod) обозначался как АН-1P, АН-1S (Prod) и АН-1S (EGAS) - АН-1E и modernised АН-1S - AH-1F

Вертолетов АН-IE было построено 100 экземпляров (все вертолеты строились заново, а не переделывались из ранее выпущенных), в период с сентября 1978 г по октябрь 1979 г они поступили на вооружение вертолетных эскадрилий, дислоцировавшихся в Форт-Брагге и Форт-Худе Еще восемь вертолетов были проданы за рубеж шесть - Израилю и два - Японии. Японцы всесторонне испытали "Кобры", вертолеты им понравились, но к моменту окончания испытаний был готов очередной вариант "Кобры" - "F", его и стали производить в Японии по лицензии. Два последних, собранных на заводе фирмы "Белл", вертолета АН-IE переоборудовали в вариант "F" и использовали для отработки систем и демонстрационных испытаний 149 вертолетов модели "F" были построены для армии США заново, 341, включая 41 учебно-тренировочный вертолет ТАН-1F, переоборудован из AH-1G. Первые вертолеты АН-IF были переданы вертолетной эскадрилье в Форт-Стюарте в апреле 1980 г Поступили новые "Кобры" и в части национальной гвардии На начало 1995 г в составе американских вооруженных сил числилось 526 вертолетов АН-1S последней серии и еще 434 "Кобры" моделей P/E/F в составе национальной гвардии Кроме американской армии 30 вертолетов закупила армия Израидя, 24 - Иордании, 20 - Пакистана и 42 - Южной Кореи, четыре вертолета закупил Таиланд. В 1982 г был заключен контракт на производство вертолетов АН-IS (АН-IF) в Японии Первый вертолет японской сборки поднялся в воздух в июле 1984 г , в конце года вертолеты поступили в строевые части сухопутных сил самообороны (так называется армия Японии) До середины 90-х годов японцы посгроили 80 "Кобр", их производство продолжается

Новые вертолеты широко применялись для огневой поддержки войск, выполняя функции штурмовиков времен Второй мировой войны. В обязательном порядке перед высадкой десанта с транспортных вертолетов посадочная площадка и прилегающая к ней территория обрабатывались боевыми вертолетами. Особая точность не требовалась, поскольку огонь велся по площадям. При поражении малоразмерных целей, особенно расположенных вблизи позиций своих войск, как нельзя более пригодилась высокая точность огня турельного оружия вертолетов AH-1G, снабженных великолепной (по тем временам) прицельной системой. При выполнении заданий по огневой поддержке "Кобры" обычно начинали атаку с высоты 1 200 м, пикируя на цель под углом 30 градусов. На расстоянии 1 000 м от цели производился пуск НАР, затем вступали в дело пулеметы, установленные в подвесных контейнерах. На расстоянии 700 м вертолеты начинали маневр выхода из атаки, неподвижное вооружение уже не могло поражать цель, поэтому обстрел ракетами и из контейнерных пулеметов прекращался, зато открывала огонь турельная установка, система прицеливания которой отслеживала изменение углового положения вертолета относительно цели. При таком методе атак наземных целей вертолеты не приближались к ним менее чем на 500 м и не входили в область эффективного огня стрелкового оружия винтовочного калибра. Вьетнамские партизаны привыкли, что транспортные вертолеты летают с одной и той же крейсерской скоростью. Зная скорость и определив расстояние до цели, они легко рассчитывали угол упреждения при прицеливании.

Пилоты "Хью Кобр", используя более широкий диапазон скоростей нового вертолета, часто варьировали крейсерскую скорость во время полета, затрудняя прицеливание. Боеприпасы в боевом вылете расходовались на полную катушку - вертолеты возвращались на базу, имея не более 10% боезапаса к пулеметам. "Кобры" также часто выполняли полеты на "свободную охоту", применяя довольно рискованный метод "разведки огнем" (американский термин, по-русски правильнее сказать "вызываю огонь на себя"). В полет уходила пара боевых вертолетов: ведомый на высоте 7 - 8 м, ведущий сзади на высоте 150 - 200 м. В полете вертолеты постоянно маневрировали по курсу и высоте, затрудняя противнику ведение прицельного огня. Обычно вьет-конговцы обнаруживали только один вертолет - ведомого - и обстреливали его, принимая за одиночный. Ведомый быстро оттягивался назад (если успевал), а командир в крутом пикировании неожиданно атаковывал незадачливых стрелков. Впоследствии место ведомого занял вертолет ОН-6, имевший небольшие геометрические размеры и лучшую маневренность. Так зарождалась тактика совместного использования ударных вертолетов и легких вертолетов-разведчиков. Большая часть боевых вылетов совершалась днем. Кроме вертолетов ОН-6 "Кобры" взаимодействовали с легкими разведывательными самолетами Цессна О-1 и Грумман OV-1 "Мохаук". Из-за необходимости патрулирования дельты Меконга вдоль границы с Камбоджей в ночное время потребовались и ночные вылеты боевых вертолетов. Обычно в ночном патруле участвовали пара "Мохауков", один из которых был оснащен инфракрасной системой ночного видения, и пара "Хью Кобр".

Задачей самолетов было обнаружение сампанов, широко использовавшихся коммунистами для доставки людей и грузов, и наведение на них боевых вертолетов. В этих полетах отличились экипажи 235-й роты воздушной кавалерии "Дьяволы Дельты" (отличительный знак - белый треугольник "дельта" на киле). Для меньшей заметности ночью "Кобры" этого подразделения были покрашены в черный цвет. В течение трех недель апреля 1968 г. экипажи вертолетов 235-й роты уничтожили 119 сампанов и практически прекратили водные перевозки на своем участке. Первый же боевой опыт выявил значительное превосходство нового вертолета над вооруженным "Хью" - UH-1C. До появления AH-1G американцы не без оснований считали UH-1C лучшим боевым вертолетом в мире. "Кобра" имела гораздо более мощное вооружение, причем отличие было и количественное, и качественное. НАР ХМ-159, входившие в состав подвесного вооружения AH-1G, имели боевую часть в 1,8 раза более мощную, чем боевая часть НАР ХМ-157, которыми вооружался UH-1C. Пулеметы "Кобры" (и турельные, и в контейнерах) были на 17% эффективнее обычных пехотных пулеметов, установленных на "Хью". На боевом вертолете установили систему управления оружием, учитывающую многие факторы, влияющие на ведение прицельного огня, на "Хью" же стрелки вели огонь на глазок. Летные характеристики "Кобры" тоже были значительно выше: максимальная скорость на 40 км/ч больше, чем у "Хью", больше была и непревышаемая скорость, что позволяло боевым вертолетам пикировать под углами 50 - 60 градусов и даже 80 градусов, в то время как максимальный угол пикирования "Хью" ограничивался 15 - 20 градусами. По маневренности и боевой живучести "Кобры" превосходили "Хью".

В этот своего рода вертолетный спецназ были собраны 50 опытнейших летчиков и техников, большинство из которых уже понюхало пороху во Вьетнаме. Подразделению были приданы инженеры фирмы "Белл", что позволяло изучать новую технику из первых рук, экономя время и одновременно повышая уровень обучения. Инженерам тоже было полезно поработать в строевой части- каким бы хорошим ни был вертолет, а мелкие дефекты с началом эксплуатации все равно начинают проявляться. После недолгого обучения команда NETT в конце августа на военно-транспортных самолетах С-123 была переброшена во Вьетнам на базу Бьен-Хоа вблизи Сайгона. Началась боевая карьера первого в мире вертолета-штурмовика. Первые 90 серийных вертолетов AH-1G из-за недоведенности турелей ХМ-28 комплектовались турелями ТАТ-102 с одним пулеметом "Миниган". Именно они и попали первыми во Вьетнам. Всего было построено 1 133 вертолета модели AH-1G. Из этого количества львиная доля была поставлена армии США, 38 вертолетов - корпусу морской пехоты США, шесть - армии Израиля, восемь - Испании. Некоторое количество боевых "Кобр" переоборудовали в учебно-тренировочные TAH-1G, установив в передней кабине "нормальные" органы управления и демонтировав вооружение. В ходе летных испытаний различного вооружения использовались вертолеты JAH-1G, тоже переоборудованные из боевых. В 1972 г., оценивая состояние парка боевых вертолетов армии США, специалисты отметили, что вертолеты ААН поступят в войска не раньше чем через 10 лет, а основные боевые вертолеты AH-1G к середине десятилетия не будут удовлетворять большинству требований, которые к ним предъявляются. Самолет-штурмовик, как истребитель танков - это хорошо, но самолет - это ВВС, а различные рода войск далеко не всегда действуют скоординированно.

Армии требовалось, как обычно, побыстрее и подешевле свое эффективное противотанковое оружие для возможного применения в военном конфликте средней интенсивности в условиях Европы. Выход был в модернизации вертолетов AH-1G. В марте 1972 г. между фирмой "Белл" и министерством обороны США был заключен контракт на оснащение восьми вертолетов AH-1G ПТУР "Toy". На них установили по четыре подвижных в вертикальной плоскости двойных кольцевых направляющих (две с каждой стороны фюзеляжа), систему пуска, в носу фюзеляжа разместили турель с чувствительными датчиками прицельной системы М65, стрелок получил нашлемный прицел М288. Специально для наведения турели на цель в 1969 г. специалисты фирмы "Белл" вместе с военными инженерами Центра по испытанию оружия, расположенного в Рок-Айленде, начали работы по созданию гиростабили-зированной оптической системы SOS (Stabilized Optical Sight). Оптический датчик (телескоп) был смонтирован на гиростабилизированной платформе. Прицел имел две степени кратности увеличения: х2 - для поиска цели и х3 для слежения за ней. Благодаря гироскопам обеспечивалась полная стабилизация изображения, а оптическая головка не подвергалась воздействию сильных вибраций корпуса вертолета. Система разрабатывалась для установки на вариант "G", но работы по ее созданию затянулись, и внедрена она была только на новый вариант "Кобры" - АН-1Q. Благодаря использованию нашлемного прицела, который удалось наконец довести до ума, летчик мог вести огонь из турельного вооружения в любом направлении. Доработка вертолетов, получивших обозначение YAH-1Q, закончилась в июле 1974 г., два переоборудованных вертолета были немедленно отправлены во Вьетнам для испытаний в боевых условиях.

Первоначально в вариант AH-1Q планировалось переоборудовать не менее 290 вертолетов модели "G". Контракт на доработку вертолетов был подписан еще до начала летных испытаний модернизированных вертолетов. В ходе испытаний, которые в целом прошли успешно, выяснилась необходимость усиления конструкции крыла и узлов подвески; кроме того, у потяжелевшего вертолета ухудшились летные характеристики. В это время на фирме полным ходом шли работы над новой моделью, в результате в AH-1Q было переоборудовано только 92 вертолета. Летом 1974 г. на одном вертолете AH-1G (получил обозначение YAH-1R) и на одном АН-1Q (YAH-1S) установили новые двигатели "Лайкоминг" T53-L-703 максимальной мощностью 1 800 л. с. и новые трансмиссии, способные передавать мощность 1 300 л с. Более мощные двигатели позволяли вертолету действовать с вооружением из восьми ПТУР "Toy" в любых климатических условиях, в то время как на AH-1G в условиях жаркого климата и высокогорья количество ракет вынуждены были уменьшать из-за падения мощности двигателя Вертолет с новым двигателем под обозначением АН-IS (Mod. - модифицированный) был принят на вооружение. Единственным внешним отличием новой модели от предыдущей был увеличенный обтекатель главного редуктора (за счет возросших габаритов последнего) В вариант АН-1S (Mod.) были переоборудованы все вертолеты модели "Q". В 1976 г вертолеты АН-1S начали сходить со сборочной линии завода в Форт-Уорте вместо AH-1Q, всего было построено 100 вертолетов. В 1977 г. они поступили на вооружение элитной 82-й воздушно-десантной дивизии, дислоцировавшейся в Форт-Брагге.

Спустя десять лет по программе продления жизненного цикла вертолетов "Кобра" в вариант АН-1S (Mod.) были переделаны еще 72 вертолета AH-1Q, большинство которых предназначалось для национальной гвардии, еще 15 вертолетов AH-1Q были доработаны в учебно-тренировочный вариант TH-1S (Mod.) фирмой "Нортроп Электро-Микеникл". Вертолеты TH-1S использовались для тренировки летчиков в применении системы ночного видения PNVS и нашлемной системы прицеливания и индикации, установленных на вертолетах "Макдоннелл-Дуглас" АН-64А "Апач". Создание вертолетов АН-1S было попыткой малой кровью получить боевой вертолет, приближающийся по своим возможностям и характеристикам к "Кинг Кобре". На закупку значительного количества подобных вертолетов у вооруженных сил США не было средств, поэтому приближение к требуемому вертолету осуществлялось методом иттерации - последовательных шагов. Под обозначением АН-1S, по сути, скрываются несколько различных вариантов вертолета, сильно отличающихся друг от друга. На первом этапе проводилась наименее дорогая доработка вертолетов AH-1Q в АН-1S (Mod.). Затем появились так называемые серийные вертолеты АН-1S (Prod. - production). При разработке этой модели основное внимание было уделено повышению эффективности боевого применения и выживаемости на поле боя за счет пилотирования в режиме следования рельефу местности. Для уменьшения бликов от остекления фонаря кабины установили плоские стекла, изменили конфигурацию приборных досок, улучшив обзор вперед и вниз-вперед, на сопло двигателя смонтировали насадку, уменьшающую тепловое излучение.

Были установлены радионавигационная система CONUS, обеспечивающая полеты над континентальной частью США, радиовысотомер и новое связное оборудование. Третьим вариантом с индексом "S" стал вертолет АН-1S (EGAS - Enhanced Cobra Armanent Syctem), иногда его называют "up-Gun". На нем установили новые лопасти несущего винта разработки фирмы "Каман", изготовленные из КМ, а главным внешним отличием от собратьев стала трехствольная 20-мм пушка M197, смонтированная на новой турели ТАТ141. Кроме того, наконец-то "Кобра" получила "стеклянную броню" - бронестекла кабины экипажа. В 1980 г. произошел случай, продемонстрировавший высокую живучесть новых лопастей. Отрабатывая наведение ПТУР на режиме висения на предельно малой высоте, летчик "Кобры" допустил ошибку в технике пилотирования, в результате лопасти несущего винта снесли макушку (длиной 3 м) восемнадцатиметровой сосны. После столь прискорбного события вертолет начал снижаться на режиме авторотации, по ходу дела лопасти еще четыре раза рассекли сосну диаметром 180-240 мм. При этом главный редуктор не был сорван с узлов крепления, лопасти не отвалились и вертолет успешно приземлился. Когда подобные случаи происходили с вертолетами, оснащенными несущими винтами с металлическими лопастями, главный редуктор срывался с узлов крепления, винт наклонялся вперед и лопасти превращались в мясорубку, в роли фарша выступала кабина экипажа со всем содержимым. Наиболее совершенным вертолетом модели "S" стал полностью модернизированный АН-1S (Modernised), в котором наиболее полно был учтен опыт разработки "Кинг Кобры". Новый вертолет был оптимизирован для полетов на малых и сверхмалых высотах.

В ходе скоротечной арабо-израильской войны 1973 г. продемонстрировали великолепные боевые качества ЗСУ-23-4 "Шилка" советского производства, состоявшие на вооружении сирийской армии. На западе начались лихорадочные поиски мер защиты от грозных зениток. Первым шагом была установка на вертолете приемников излучения РЛС самоходки, система AN/APR-39 была установлена еще на вертолетах "S (Mod)". Она состояла из четырех датчиков, устанавливаемых по бокам фюзеляжа, в носу и на хвостовой балке, и небольшого индикатора на электроннолучевой трубке в кабине летчика. На индикаторе высвечивалась метка, соответствующая предполагаемому месту облучающей РЛС, при облучении вертолета в наушниках летчика раздавался звуковой сигнал. Эта система только предупреждала экипаж об опасности, вопрос защиты оставался открытым. В принципе, можно было усилить бронирование важных частей вертолета, но подобная мера резко увеличивала массу вертолета, которая и без того росла от модификации к модификации. Выход был в новой тактике применения вертолетов. Боевой вертолет обнаруживался РЛС зенитно-ракетных комплексов SA-4 и SA-6 на дальности 30 км, если он летел выше 15 м над землей, а РАС "Шилки" в этом случае обнаруживала его на дальности 18 км. Стандартная 96-снарядная очередь из четырех стволов "Шилки" поражала "Кобру" с вероятностью 100% на дальности 1 000 м, на дальности 3 000 м вероятность поражения составляла уже 15% Переносные ЗРК "Стрела" имели радиус поражения также не более 3 000 м. Значит, надо было, с одной стороны, уменьшать высоту полета, а с другой - отнести рубеж открытия огня на расстояние более 3 000 м от цели. Выполнение первого условия днем ограничивалось только мастерством пилота, ночью же пилотаж вблизи земли без технических средств ночного видения был самоубийством

Пятисотметровое преимущество в дальности ведения эффективного огня из пушки компенсировалось более высокой скоростью полета Ми-24. Вооружение у обоих противников размещалось на турелях, утлы обстрела турели "Кобры" были больше, но выяснилось, что при энергичном маневрировании приводы турели не успевают отслеживать воздушного противника и точный огонь возможен только при небольших отклонениях стволов от оси вертолета. В дальнейшем огневую мощь Ми-24 значительно усилили установкой неподвижной двухствольной 23-мм пушки. Ведение воздушного боя вертолетом против вертолета предусматривало в первую очередь применение стрелкового оружия. ПЗРК в то время еще не прижились на вертолетах, а возить самолетные ракеты типа "Сайдуиндера" вертолету было тяжеловато. Просчитывались варианты использования против воздушной цели штатных ПТУР. Вооружение Ми-24 и тут было предпочтительнее, хотя он и нес четыре ракеты против восьми у "Кобры". ПТУР "Фаланга" поражала цель на расстоянии до 4 000 м и летела до нее 21с, более совершенная ракета "Штурм" летела на 5 000 м всего 10-11 с. ПТУР "Toy" имела дальность 3 750 м и время полета 21 с. Реальной возможностью сбить воздушную цель обладали только ПТУР "Штурм", от "Фаланги" и "Toy" вполне можно было уйти резким маневром. Для экипажей "Кобр" выход был в применении оборонительной тактики: действия из засад, маневренный бой на малых скоростях и высотах. Ясно, что навязать свои условия поединка они могли, только если очень повезет. Несколько ослабило напряжение американских вертолетчиков в Европе появление на вооружении "Апачей", которые оснащались более современными ПТУР "Хеллфайр" и могли на равных бороться с Ми-24.

В Европе, к счастью, противникам не удалось встретиться в воздушном бою, на Среднем Востоке во время ирано-иракской войны воздушные бои иранских "Си Кобр" и иракских Ми-24 не были редкостью. Подробнее об этом можно прочитать в украинском журнале "Авиация и время", N3 за 1996 г. (источник: сайт Бразд)

Дело в другом: чтобы максимально приблизить учения к реальности, границы полигона были расширены до размеров целой земли. "Леопардам" разрешалось свободно маневрировать по территории всей Баварии, не объезжая фермерские поля или изгороди, в покое оставляли только строения. В ходе учений отрабатывалась тактика использования вертолетов против танков. Десять раз проигрывался вариант: две "Кобры" против взвода танков с приданными ЗСУ и тридцать раз смешанная команда из двух ОН-58 и одной "Кобры" против тех же танкистов. Пуск ПТУР имитировался лучом лазера с выдержкой времени, соответствующего времени полета реальной ракеты. В случае удачи луч попадал на приемник излучения, установленный на танке или ЗСУ, после чего поджигалась дымовая шашка - результат был налицо. Аналогично стреляли и танки с зенитками, только дымил вертолет. Результаты учений ошеломили даже самых горячих энтузиастов боевых вертолетов. Первоначально планировалось провести восемьдесят дуэлей "вертолеты -танки", оказалось достаточно шестидесяти. Зенитным огнем было "уничтожено" 10 вертолетов AH-1G, 4 вертолета ОН-58, "потери" танкистов были гораздо внушительнее - 167 танков и 29 ЗСУ. Соотношение потерь: на одну "сбитую" "Кобру" - 19,6 уничтоженных танков и ЗСУ. Самолетам вообще не удалось сбить ни одного вертолета. Наилучшей была признана тактика атаки танков смешанным подразделением вертолетов в составе ударного - AH-1G и разведывательного - ОН-58. Атака наземных целей в смешанных боевых порядках уже успешно практиковалась американскими вертолетчиками во Вьетнаме. Но применение вертолетов в Европе имело свои особенности. Тактика отличалась разительно.

Во Вьетнаме - скоростной полет на малой высоте, стремительная атака и энергичный выход из нее с набором высоты. Боевые действия велись над территорией, не контролируемой армией США. В Европе во главу угла была положена скрытность действий. Поиск и наведение на цель ударного вертолета осуществлял разведчик. После обнаружения цели экипаж "Кобры" осуществлял прицеливание и пуск ПТУР с режима висения или на малой (не выше 90 км/ч) скорости, на предельно малой высоте. После поражения цели или промаха "Кобра" уходила вниз, под деревья, или за естественные укрытия (овраги, строения и т.д.). По мере возможности боевой вертолет не пересекал "линию фронта". Принципиально подобная тактика не изменилась до сих пор, но уже сразу после опубликования в открытой прессе результатов учений она была подвергнута серьезной критике, а результаты самих учений поставлены под сомнение. Наличие двух разных типов вертолетов в составе одной команды усложняло техническое обслуживание, а самое главное - в реальных боевых действиях оптимальное соотношение (четыре разведчика на семь боевых вертолетов) между ударными и разведывательными машинами неизбежно нарушится из-за потерь и отказов техники, что делать тогда? В 30-е годы во всем мире была популярна теория взаимодействия скоростных и маневренных истребителей, которая рассыпалась в прах в небе Испании, Халхин-Гола и СССР. Обозреватель журнала "Авиэйшн уик энд спэйс текнолоджи" отмечал, что сами учения больше напоминали игру в кошки-мышки, чем реальные боевые действия. Широкомасштабная война будет состоять не из серии отдельных схваток, а из масштабных столкновений, где численное превосходство танков может сыграть решающую роль. Внезапной обычно бывает лишь первая атака, к последующим ударам вертолетов танкисты успеют подготовиться и встретят их во всеоружии.

Попасть же в вертолет, как известно по опыту войны во Вьетнаме, не очень сложно. Сбивать необязательно, достаточно вывести из строя; в случае стремительного танкового прорыва отремонтировать его уже не будет времени. В ходе учений вертолеты не несли реальных ракет или их массогабаритных заменителей, заправка топливом была неполной - как следствие, маневренность была не адекватна полностью загруженному боевому вертолету. В качестве воздушного противника вертолета был выбран F-104. Учитывая летные характеристики этого самолета на малых высотах и скоростях, напрашивается вывод, что это был рекламный трюк с целью демонстрации несбиваемости вертолета самолетом. В ходе учений проявились и чисто технические недостатки "Кобры" модели "G": при длительном полете на малой скорости или на режиме висения чрезмерно грелись двигатели. Надо сказать, что до сих пор в различных российских и зарубежных изданиях, когда речь ведется об эффективности противотанковых вертолетов, ссылаются на результаты учений 1972 г., причем оценки "потерь" вертолетов колеблются от 1:10 до 1:27. Видимо, авторы берут цифры из вторичных источников, поскольку в 70-е годы на Западе эти учения очень широко комментировались и чуть ли не каждый обозреватель предлагал свою методику подсчета "сбитых" вертолетов с поправкой на реальные боевые действия. Несмотря на критику результатов учений, американцы максимум усилий направили на разработку и запуск в серийное производство специализированных противотанковых модификаций "Кобры" - моделей "Q" и "S". С января 1976 г. вертолеты AH-1Q начали поступать на вооружение воздушной кавалерии 1-го и 7-го корпусов армии США, которые размещались в ФРГ, причем первыми из-за океана прибыли АН-1S, переделанные из более ранних модификаций и еще не имевшие 20-мм пушек на турельных установках.

Боевая живучесть вертолетов в целом оказалась очень высокой, лучше, чем у самолетов. Несмотря на то что попасть в медленно летящий (по сравнению даже с дозвуковыми самолетами, такими как А-4 "Скайхок", которые широко применялись в боевых действиях) на малой высоте или зависший (транспортный вертолет при высадке десанта) вертолет несложно, относительные потери вертолетов оказались гораздо меньше, чем у самолетов. Благодаря отлично налаженной эвакуационной службе значительное количество сбитых вертолетов было вывезено на "большую землю" тяжелыми вертолетами-кранами СН-54 и восстановлено. По словам одного американского генерала, "попасть в вертолет легко, но полностью его уничтожить крайне трудно". И попадания в вертолеты не были редкостью. Вьетнамцы лишний раз подтвердили репутацию людей, которые рождаются с оружием в руках (к 1968 г. этот народ воевал не переставая уже не первое десятилетие). За один месяц весны 1968 г. в 235-й роте, имевшей на вооружении 24 вертолета AH-1G, лопасти несущих винтов меняли 37 раз. А в один далеко не прекрасный для янки день в боевых полетах смогли принять участие всего пять "Кобр". Но ни один вертолет не был потерян безвозвратно! Вертолеты несли потери не только от пуль и снарядов противника, были вынужденные посадки из-за отказа различных систем, пожаров двигателей и неграмотной эксплуатации боевых вертолетов. В целом "Кобры" зарекомендовали себя надежными машинами, тем не менее в 1970 г. командование армии США проанализировало случаи с вертолетами AH-1G, которые могли привести (или приводили) к летным происшествиям. За год 58 раз случались отказы гидросистемы, в основном из-за потери прочности гидропроводов и размягчения прокладок в условиях жаркого, влажного климата, что приводило к вытеканию рабочей жидкости.

Попытки избавиться от этого порока особых успехов не имели. 27 инцидентов связано с разрушением лопастей рулевого винта, из-за потери прочности лопастей вследствие ударов о наземные препятствия. Столкновений с препятствиями можно было бы легко избежать, увеличив высоту полета, но боевой опыт, наоборот, диктовал малые и сверхмалые высоты полета. Большое количество случаев потери прочности лопастей рулевого винта (у всех вертолетов армии США - 224 инцидента за 1970 г.) побудило вертолетостроительные фирмы усилить прочность лопастей и одновременно всерьез заняться исследованиями рулевых винтов в кольцевых каналах (позже такие винты получили название "фенестрон"). 94 раза случались отказы двигателей. Все же по сравнению с вертолетами ОН-6, UH-1, "Чинук" надежность "Кобр" была выше. Нарекания вызывало и вооружение. Стрелки отмечали заедания при стрельбе длинными очередями из турельных пулеметов, вызванные отслоением при нагреве от стрельбы тефлонового покрытия рукавов подачи патронов. В климатических условиях Южного Вьетнама выявилась полная неспособность системы кондиционирования обеспечить приемлемую температуру и влажность в кабине. При закрытом фонаре температура в кабине превышала окружающую на 10? С, HOI заливал глаза пилотам v стрелкам, мешал нормально пилотировать вертолет и вести огонь из бортового оружия. Летные комбинезоны даже после непродолжительного полета можно было выжимать. Высокое боевое напряжение, отсутствие комфорта в кабине приводило к тому, что в среднем после 140 часов месячного налета пилоты совершали ошибки в технике пилотирования, порой приводившие к авариям и катастрофам.

На ранних этапах войны задачей боевых вертолетов было уничтожение пехоты и легких средств доставки людей и грузов (таких, как сампаны и велосипеды). Для поражения подобных целей огневой мощи "Кобр" вполне хватало. Положение изменилось, когда по "тропе Хо Ши Мина" в Южный Вьетнам хлынул поток тяжелой техники советского производства. Сразу же выявилась недостаточная эффективность НАР для поражения бронированных машин (танков ПТ-76, Т-34, Т-54). В какой-то мере проблему попытались решить, разработав более тяжелую боевую часть для НАР. Но экипажи боевых вертолетов, чтобы не входить в зону поражения зенитных пулеметов калибра 12,7 мм, установленных на танках, вынуждены были производить пуски ракет на больших дальностях. Эллипс рассеяния даже обычных НАР при этом был слишком велик, применение тяжелых боевых частей еще более ухудшило точность попадания. Вплотную "Хью Кобры" столкнулись с танками в Лаосе в 1971 г. (операция "Лам Сон-71"). 2-я эскадрилья 17-го воздушно-кавалерийского полка под командованием полковника Молинелли уничтожила пять танков: четыре ПТ-76 и один Т-34. Все танки были уничтожены НАРами с тяжелой боевой частью. Попытки уничтожить танки огнем из 20-мм пушек подвесных контейнеров успеха не имели. Танки было трудно не только поразить ракетами: прекрасная маскировка и камуфляжная окраска сильно затрудняли их обнаружение. Кроме того, на башнях танков, включая Т-34, были установлены 12,7-мм зенитные пулеметы. Первые атаки танков были неудачными. Летчики предложили атаковать танк минимум двумя вертолетами: один заходит с фронта, отвлекая внимание танкистов, а второй в это время наносит удар с фланга или с тыла. На практике же пилоты, обнаружив танк, в азарте сразу бросались в атаку, не забивая себе голову отвлекающими маневрами.

По замыслу конструкторов, управлять вертолетом можно было и с места летчика, и с места стрелка Такое решение породило определенные проблемы, поскольку в передней кабине основное место занимали прицел и органы управления вооружением. Пришлось центральный рычаг циклического шага заменить на расположенную справа короткую боковую рукоятку На опытном и первых серийных вертолетах использовались прицелы на пантографах, затем почетное место в центре кабины занял громоздкий гиростабилизированный монокулярный оптический прицел В ходе переучивания летчики быстро осваивались с новшеством в виде боковой рукоятки и особых неудобств не испытывали, тем более что управлять вертолетом из передней кабины случалось нечасто. Система управления механическая с жесткой проводкой, необратимая бустерная, с двухкратным резервированием В состав системы управления входит электрогидравлическая система автоматической стабилизации, улучшающая устойчивость вертолета по тангажу, крену и рысканью. Использование этой системы позволило отказаться от характерного для ранних вертолетов "Белл" "механического гироскопа" - стабилизирующего стержня несущего винта. В средней части фюзеляжа установлены крылья малого удлинения, которые создают дополнительную подъемную силу. Каждое крыло оснащено одним узлом подвески сменного вооружения; собственно, ради размещения вооружения крылья и установлены, а создание подъемной силы - лишь второстепенная функция. На опытной "Кобре" было установлено убираемое лыжное шасси (случай чрезвычайно редкий, если не единственный, в истории вертолетостроения).

Летные испытания опытного вертолета показали, что уборка шасси лишь незначительно улучшает летные характеристики, зато усложняет конструкцию и тянет за собой лишний вес. На последующих "Кобрах" устанавливалось обычное, неубираемое лыжное шасси, такое же, как у "Хью". Турбовальный двигатель "Лайкоминг" T53-L13 развивал максимальную мощность 1 400 л. с., но полностью передать его мощность на несущий винт было невозможно, поскольку главный редуктор обеспечивал передачу только 1 100 л. с. Для уменьшения инфракрасного излучения выхлопное сопло заключили в кожух, охлаждающийся забираемым через боковые створки воздухом, который смешивался затем с горячими газами, истекающими из сопла. На входе двух боковых воздухозаборников двигателя установлены фильтры твердых частиц. Основным, штатным вооружением опытной "Кобры" был шестиствольный пулемет "Миниган" винтовочного калибра на подфюзеляж-ной турели. Размещение стрелковой точки было удачным, а вот с точки зрения веса секундного залпа - это был шаг назад по сравнению с UH-1C, который в боевой конфигурации вооружался двумя пулеметами (в том числе и крупнокалиберным) и одним 40-мм автоматическим гранатометом. Правда, стрелковая точка АН-1 имела большие углы обстрела, но одного пулемета было явно недостаточно. Это было ясно еще до первого полета вертолета, и фирма "Эмерсон Электрик", опираясь на турель ТАТ-102А, установленную на опытном вертолете, начала разработку унифицированной турели ХМ-28.

Было создано три варианта турели, отличающихся составом вооружения: турель с двумя шестиствольными 7,62-мм пулеметами; турель с двумя 40-мм автоматическими гранатометами; комбинированная турель с одним шестиствольным пулеметом и одним 40-мм гранатометом. Боезапас составлял 4 000 патронов к каждому пулемету и 321 гранату к гранатомету. Углы обстрела турели были 230 градусов по азимуту и + 21 градус и - 50 градусов по углу места Электронная система вычисляла углы прицеливания с поправкой на параллакс и автоматически отслеживала перемещение вертолета относительно цели Наведение турели по углу места осуществля

экипаж, человек2
длина с вращающимися винтами, м13.59
диаметр несущего винта, м13.41
диаметр хвостового винта, м2.59
количество * тип силовой установки1 * ГТД Textron Lycoming T53-L-703
мощность силовой установки, л.с.1 * 1 150 (взлетная - 1 * 1 310)
масса пустого, кг2 993
масса взлетная, кг4 524
масса максимальная, кг4 536
масса нагрузки, кг1 542
скорость максимальная, км/ч315
практический потолок, м3 720
радиус действия, км501
максимальная эксплуатационная перегрузканет данных
вооружение встроенное20-мм трехствольная пушка M197 Vulcan (750 патронов)
вооружение подвесноеПТУР BGM-71 TOW, ПУ НУР LAU-68 (7*70 мм) или LAU-6 (19*70 мм), УР AIM-92 Stinger, AGM-114 Hellfire
Вертолет AH-1 Cobra производит пуск УР AGM-65 AH-1F Huey Cobra в полете AH-1F Huey Cobra на аэродроме AH-1F Huey Cobra на фоне облаков Двойка AH-1F Huey Cobra в полете AH-1F Huey Cobra перед взлетом Армия США на Ближнем Востоке. на заднем плане - AH-1F Huey Cobra AH-1G Huey Cobra, вид спереди AH-1G Huey Cobra в израильском музее AH-1G Huey Cobra на аэродроме AH-1G Huey Cobra, загрузка НУРСов AH-1G Huey Cobra ВВС Израиля AH-1G Huey Cobra, пуск УР AH-1S Huey Cobra в полете AH-1S Huey Cobra, подготовка к вылету AH-1T Cobra на палубе Прицел M73 вертолета AH-1 Huey Cobra Схема вертолета AH-1 Huey Cobra AH-1 Huey Cobra, приборная панель AH-1 Huey Cobra, вид снизу AH-1 Huey Cobra, обслуживание в ангаре Техник у носа AH-1 Huey Cobra Вооружения вертолета AH-1 Huey Cobra AH-1S Huey Cobra, вид спереди Вооружения вертолета AH-1 Huey Cobra AH-1S Huey Cobra на выставке AH-1S Huey Cobra на выставке AH-1S Huey Cobra на выставке AH-1S Huey Cobra на выставке AH-1S Huey Cobra на выставке, вид спереди AH-1S Huey Cobra на выставке 20-мм пушка вертолета AH-1S Huey Cobra 20-мм пушка вертолета AH-1S Huey Cobra AH-1S Huey Cobra, вид на кабину AH-1S Huey Cobra сил самообороны Японии AH-1S Huey Cobra в полете AH-1S Huey Cobra на вираже, вид спереди AH-1S Huey Cobra сил самообороны Японии AH-1S Huey Cobra на авиашоу Двойка AH-1S Huey Cobra Звено AH-1S Huey Cobra в полете AH-1S Huey Cobra
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь