Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель YF-23 Black Widow II

Производитель: McDonnell Douglas (США)Производитель: Northrop Grumman (США) Государство: США

Демонстрационный самолет YF-23 создан в рамках конкурсной программы усовершенствованного истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter). Сведения об этой программе приведены в разделе по самолету Локхид/Боинг/Дженерал Дайнэмикс F-22, который выиграл конкурс. Первый полет первого из двух самолетов YF-23 состоялся 27 августа 1990г. В процессе демонстрационно-оценочных испытаний оба самолета до конца 1990 г. налетали 65 ч в 50 полетах были достигнуты максимальное число М=1,8 на высоте 15 240 м и крейсерское бесфорсажное число М=1,6.

Конструкция. Самолет интегральной аэродинамической схемы с ромбовидным в плане средне-расположенным крылом со срезанными законцовками и V-образным оперением. Разработчики сделали упор на улучшении сверхзвуковых характеристик и уменьшении заметности и, как полагают, самолет оказался близок к перехватчику. На YF-23 применены малоотражающие формы и радиопоглощающие материалы. Самолет имеет в плане контуры, образованные прямыми линиями для уменьшения числа направлений отражения радиолокационных волн и снижения отражательной способности на других ракурсах. Передние и задние кромки хвостовых V-образных поверхностей параллельны кромкам крыла в плане. Кромки всех створок и основных панелей обшивки (включая передние и задние кромки отсеков вооружения, задние кромки верхних створок сопел и хвостовой части фюзеляжа) имеют зигзагообразную форму, соединения подвижных и неподвижных элементов также имеют специальную форму для уменьшения радиолокационного отражения. Фюзеляж шестигранного сечения. Применены плавное сопряжение крыла и фюзеляжа (очевидна преемственность конструкции YF-23 в сравнении с бомбардировщиком В-2). В конструкции истребителя ATF используются перспективные материалы, в частности, полимерные КМ, КМ с металлической матрицей, алюминиево-литиевые сплавы. Наиболее широко применяются полимерные КМ, доля которых (по массе) в конструкции планера опытного самолета достигает 25%. Для применения на самолете YF-23 изучался термопластичный материал на основе полиэфиркетонового связующего и углеродных волокон AS-4.

Крыло имеет односекционные отклоняемые носки, а также элероны и закрылки, служащие также воздушными тормозами (при торможении внутренние поверхности отклоняются вниз, а внешние - вверх). Удлинение крыла 2,00, угол стреловидности по передней кромке 40 град, по линии 1/4 хорд 22,5 град, по задней кромке -40 град, центральная хорда 12,22 м, концевая хорда 1,01 м, сужение крыла 12,1. От носа самолета вдоль его бортов к корневым частям крыла идут небольшие относительно узкие боковые наплывы с внешней кромкой, образованной тремя прямыми линиями. Эти наплывы, возможно, служат для управления вихрями, образующимися при маневрировании на больших углах атаки, с целью предотвратить рыскание самолета. Кабина одноместная, расположена высоко и значительно вынесена вперед относительно крыла, что в сочетании с изогнутыми бортами кабины и кромкой лобового стекла обеспечивает хороший обзор вперед-вниз и назад-вбок. Катапультируемое кресло Макдоннелл-Дуглас NACES II обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Стремление получить высокие характеристики на больших углах атаки обусловило широкое разнесение поверхностей V-образного оперения, наклоненных наружу на 45 град, поворачивающихся целиком и обеспечивающих управление самолетом по тангажу и рысканию. Шасси трехопорное с одноколесными стойками, рассчитано на посадку без выравнивания с вертикальной скоростью 3,05 м/с. Передняя стойка убирается вперед, основные - назад.

Силовая установка. Двигатели такие же, как на самолете YF-22. Боковые подкрыльевые воздухозаборники двигателей трапециевидного сечения, нерегулируемые с S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателей и радиопоглощающей облицовкой. Наклон боковых стенок воздухозаборников примерно соответствует наклону поверхностей V-образного оперения. Сверху в передних корневых частях крыла расположены впускные створки. Сопла двигателей плоские. Системы поворота вектора тяги нет (в отличие от самолета YF-22 подвижной выполнена лишь верхняя створка сопла) и выходящие газы истекают сверху хвостовой части фюзеляжа между консолями оперения над плоской поверхностью, подавляющей ИК излучение. Это дополнительно экранирует двигатель от прямого наблюдения сзади.

Общесамолетные системы. На самолете установлены цифровая ЭДСУ с волоконно-оптическими линиями данных и с центральной ручкой управления по перемещению. Гидравлическая система с рабочим давлением 560 кгс/кв.см. Самолет оборудован штангами ПВД по бокам носовой части фюзеляжа, сбоку и снизу носовой части имеются также несколько отверстий для невыступающих датчиков воздушного давления, как и на бомбардировщике В-2. Фирма Нортроп считает возможным получать все необходимые воздушные параметры с помощью невыступающих датчиков, даже в сверхзвуковом полете. Штанги ПВД предполагалось использовать для проверки невыступающих датчиков и затем снять. Предполагалось использование средств защиты оборудования от лазерного оружия. Функциональный состав оборудования такой же, как на самолете YF-22. Его испытания проводились на модифицированном самолете ВАе 111.

Вооружение. Самолет вооружен до восьми УР класса воздух-воздух (AIM-120 и "Сайдуиндер"), размещенными в тандемно расположенных в нижней части фюзеляжа внутренних отсеках вооружения, и встроенной пушкой (вариант пушки М61А1 с удлиненными стволами). Длина створок отсеков вооружения около 5 м. На внешних узлах может устанавливаться существующее обычное оружие.

Летные данные (расчетные). Максимальное число М полета 1,8; число М крейсерского полета при нефорсированном режиме работы двигателей 1,5; практический потолок 18 000 - 20 000 м; боевой радиус действия 1 300 - 1 500 км; установившаяся эксплуатационная перегрузка при числе M=1,6; потребная длина ВПП 915 м; расчетная вертикальная скорость при посадке 3,05 м/с.

экипаж, человек1
длина, м20.54
размах крыльев, м13.29
высота, м4.24
количество * тип силовой установки2 * 2 ТРДДФ Пратт-Уитни YF119
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс2 * 15 900
масса пустого, кг16 783
масса, взлетная, кг23 500
масса максимальная, кг29 000
масса нагрузки, кгнет данных
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч - / 1 880
практический потолок, м20 000
радиус действия, км1 300 - 1 500
дальность полета перегоночная, кмнет данных
максимальная эксплуатационная перегрузка+6
вооружение встроенное20-мм пушка М61 с удлиненным стволом
вооружение подвесноедо 8 УР AIM-120 и Сайдуиндер, Have Dash 2, Have Slick
YF-23 Black Widow II, вид сверху YF-23 Black Widow II, вид спереди YF-23 Black Widow II, вид сбоку YF-23 Black Widow II на аэродроме YF-23 Black Widow II, вид спереди YF-23 Black Widow II в полете Два прототипа YF-23 Black Widow II в полете YF-23 Black Widow II с открытым фонарем кабины YF-23 Black Widow II, вид сзади YF-23 Black Widow II у ангара YF-23 Black Widow II на аэродроме YF-23 Black Widow II на аэродроме Носовая секция YF-23 Black Widow II Названия фирм-разработчиц на борту YF-23 Black Widow II YF-23 Black Widow II у ангара YF-23 Black Widow II, вид на воздухозаборники YF-23 Black Widow II, носовое шасси YF-23 Black Widow II, вид на оперение Киль YF-23 Black Widow II Киль YF-23 Black Widow II YF-23 Black Widow II, вид сверху YF-23 Black Widow II, вид спереди YF-23 Black Widow II в NASA
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь