Истребитель YF-23 Black Widow II
Производитель: McDonnell Douglas (США)Производитель: Northrop Grumman (США) Государство: СШАДемонстрационный самолет YF-23 создан в рамках конкурсной программы усовершенствованного истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter). Сведения об этой программе приведены в разделе по самолету Локхид/Боинг/Дженерал Дайнэмикс F-22, который выиграл конкурс. Первый полет первого из двух самолетов YF-23 состоялся 27 августа 1990г. В процессе демонстрационно-оценочных испытаний оба самолета до конца 1990 г. налетали 65 ч в 50 полетах были достигнуты максимальное число М=1,8 на высоте 15 240 м и крейсерское бесфорсажное число М=1,6.
Конструкция. Самолет интегральной аэродинамической схемы с ромбовидным в плане средне-расположенным крылом со срезанными законцовками и V-образным оперением. Разработчики сделали упор на улучшении сверхзвуковых характеристик и уменьшении заметности и, как полагают, самолет оказался близок к перехватчику. На YF-23 применены малоотражающие формы и радиопоглощающие материалы. Самолет имеет в плане контуры, образованные прямыми линиями для уменьшения числа направлений отражения радиолокационных волн и снижения отражательной способности на других ракурсах. Передние и задние кромки хвостовых V-образных поверхностей параллельны кромкам крыла в плане. Кромки всех створок и основных панелей обшивки (включая передние и задние кромки отсеков вооружения, задние кромки верхних створок сопел и хвостовой части фюзеляжа) имеют зигзагообразную форму, соединения подвижных и неподвижных элементов также имеют специальную форму для уменьшения радиолокационного отражения. Фюзеляж шестигранного сечения. Применены плавное сопряжение крыла и фюзеляжа (очевидна преемственность конструкции YF-23 в сравнении с бомбардировщиком В-2). В конструкции истребителя ATF используются перспективные материалы, в частности, полимерные КМ, КМ с металлической матрицей, алюминиево-литиевые сплавы. Наиболее широко применяются полимерные КМ, доля которых (по массе) в конструкции планера опытного самолета достигает 25%. Для применения на самолете YF-23 изучался термопластичный материал на основе полиэфиркетонового связующего и углеродных волокон AS-4.
Крыло имеет односекционные отклоняемые носки, а также элероны и закрылки, служащие также воздушными тормозами (при торможении внутренние поверхности отклоняются вниз, а внешние - вверх). Удлинение крыла 2,00, угол стреловидности по передней кромке 40 град, по линии 1/4 хорд 22,5 град, по задней кромке -40 град, центральная хорда 12,22 м, концевая хорда 1,01 м, сужение крыла 12,1. От носа самолета вдоль его бортов к корневым частям крыла идут небольшие относительно узкие боковые наплывы с внешней кромкой, образованной тремя прямыми линиями. Эти наплывы, возможно, служат для управления вихрями, образующимися при маневрировании на больших углах атаки, с целью предотвратить рыскание самолета. Кабина одноместная, расположена высоко и значительно вынесена вперед относительно крыла, что в сочетании с изогнутыми бортами кабины и кромкой лобового стекла обеспечивает хороший обзор вперед-вниз и назад-вбок. Катапультируемое кресло Макдоннелл-Дуглас NACES II обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Стремление получить высокие характеристики на больших углах атаки обусловило широкое разнесение поверхностей V-образного оперения, наклоненных наружу на 45 град, поворачивающихся целиком и обеспечивающих управление самолетом по тангажу и рысканию. Шасси трехопорное с одноколесными стойками, рассчитано на посадку без выравнивания с вертикальной скоростью 3,05 м/с. Передняя стойка убирается вперед, основные - назад.
Силовая установка. Двигатели такие же, как на самолете YF-22. Боковые подкрыльевые воздухозаборники двигателей трапециевидного сечения, нерегулируемые с S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателей и радиопоглощающей облицовкой. Наклон боковых стенок воздухозаборников примерно соответствует наклону поверхностей V-образного оперения. Сверху в передних корневых частях крыла расположены впускные створки. Сопла двигателей плоские. Системы поворота вектора тяги нет (в отличие от самолета YF-22 подвижной выполнена лишь верхняя створка сопла) и выходящие газы истекают сверху хвостовой части фюзеляжа между консолями оперения над плоской поверхностью, подавляющей ИК излучение. Это дополнительно экранирует двигатель от прямого наблюдения сзади.
Общесамолетные системы. На самолете установлены цифровая ЭДСУ с волоконно-оптическими линиями данных и с центральной ручкой управления по перемещению. Гидравлическая система с рабочим давлением 560 кгс/кв.см. Самолет оборудован штангами ПВД по бокам носовой части фюзеляжа, сбоку и снизу носовой части имеются также несколько отверстий для невыступающих датчиков воздушного давления, как и на бомбардировщике В-2. Фирма Нортроп считает возможным получать все необходимые воздушные параметры с помощью невыступающих датчиков, даже в сверхзвуковом полете. Штанги ПВД предполагалось использовать для проверки невыступающих датчиков и затем снять. Предполагалось использование средств защиты оборудования от лазерного оружия. Функциональный состав оборудования такой же, как на самолете YF-22. Его испытания проводились на модифицированном самолете ВАе 111.
Вооружение. Самолет вооружен до восьми УР класса воздух-воздух (AIM-120 и "Сайдуиндер"), размещенными в тандемно расположенных в нижней части фюзеляжа внутренних отсеках вооружения, и встроенной пушкой (вариант пушки М61А1 с удлиненными стволами). Длина створок отсеков вооружения около 5 м. На внешних узлах может устанавливаться существующее обычное оружие.
Летные данные (расчетные). Максимальное число М полета 1,8; число М крейсерского полета при нефорсированном режиме работы двигателей 1,5; практический потолок 18 000 - 20 000 м; боевой радиус действия 1 300 - 1 500 км; установившаяся эксплуатационная перегрузка при числе M=1,6; потребная длина ВПП 915 м; расчетная вертикальная скорость при посадке 3,05 м/с.
экипаж, человек | 1 |
длина, м | 20.54 |
размах крыльев, м | 13.29 |
высота, м | 4.24 |
количество * тип силовой установки | 2 * 2 ТРДДФ Пратт-Уитни YF119 |
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс | 2 * 15 900 |
масса пустого, кг | 16 783 |
масса, взлетная, кг | 23 500 |
масса максимальная, кг | 29 000 |
масса нагрузки, кг | нет данных |
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч | - / 1 880 |
практический потолок, м | 20 000 |
радиус действия, км | 1 300 - 1 500 |
дальность полета перегоночная, км | нет данных |
максимальная эксплуатационная перегрузка | +6 |
вооружение встроенное | 20-мм пушка М61 с удлиненным стволом |
вооружение подвесное | до 8 УР AIM-120 и Сайдуиндер, Have Dash 2, Have Slick |