Транспортный самолет C-141 Starlifter
Производитель: Lockheed Martin (США) Государство: СШАУстановленная на самолете доплеровская РЛС с ЭВМ AN/ASN-35 аналогична РЛС, которой оснащены другие военно-транспортные самолеты ВВС США. Она имеет хорошие характеристики в полете самолета на малой высоте и при выполнении им маневров. Самолет оснащен также обзорной РЛС AN/APN-59B, предназначенной для навигации и обхода грозовых районов, гиромагнитным компасом, радиовысотомером, астронавигационным оборудованием, включая стандартное для военно-транспортных самолетов ВВС США связное оборудование. Начиная со второй половины 90-х годов на самолетах устанавливаются новые автопилоты, цветные многофункциональные индикаторы (размер экрана 100х150 мм) и системы предупреждения об опасной близости земли.
Модификации самолета:
C-141А - первая серийная модификация.
C-141В - модификация с увеличенными размерами фюзеляжа, крыльев и грузового отсека.
Самолет C-141 Starlifter предназначен для стратегических перевозок войск, оружия, военной техники и грузов, а также для их десантирования посадочным и парашютным способами. Наряду с С-5В Гэлекси он является основным самолетом командования воздушных перевозок ВВС США. Разработка самолета была начата в 1960 году в соответствии с тактико-техническими требованиями SOR.182. В конкурсе проектов нового самолета принимали участие фирмы Локхид, Боинг, Дуглас и Конвэр. В результате оценки проектов, предложенных этими фирмами, победительницей конкурса была признана фирма Локхид, которой в марте 1961 года был выдан заказ на разработку и постройку пяти опытных самолетов, получивших обозначение С-141А (Lockheed Model 300). Опытный самолет С-141А совершил первый полет в декабре 1963 года. Первый серийный самолет был передан ВВС США в апреле 1965 г., а поставка всех заказанных ВВС США 294 самолетов была завершена в феврале 1968 года. Конструктивно самолет С-141А выполнен по нормальной схеме с высокорасположенным стреловидным крылом, Т-образным хвостовым оперением и четырьмя турбореактивными Двигателями, установленными на пилонах под крылом. Фюзеляж самолета спроектирован по принципу безопасно повреждаемой конструкции и выполнен с применением алюминиевого сплава с высокой трещиностойкостью. Имеются ограничители трещин в виде накладок из титана.
В передней части фюзеляжа находится кабина экипажа, под полом которой имеется дополнительное помещение для кухни, гардероба и туалета, а также отсек электронного оборудования. Вся остальная часть фюзеляжа занята герметизированной грузовой кабиной. Крыло имеет кессонную конструкцию с двумя основными лонжеронами, форменными нервюрами и обшивкой из механически обработанных панелей. Механизация крыла состоит из закрылков Фаулера общей площадью 49,15 м2. Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двухконтурных двигателей TF33-P-7 с максимальной тягой по 9 525 кгс каждый. Общая вместимость топливных баков составляет 89 300 литров. В ходе эксплуатации самолета С-141А и особенно во время военного конфликта между Египтом и Израилем в конце 1973 г., когда США, оказывая поддержку Израилю, перевезли на самолетах С-141А, выполнивших 421 полет, более 9 100 т. боевой техники и снаряжения, выявилось, что фактором, ограничивающим возможности переброски грузов на этом самолете, является не его грузоподъемность, а объем грузовой кабины. Ограниченная прочностью конструкции перевозимая нагрузка превышала 30 т, в то время как грузовая кабина могла вместить только 10 стандартных платформ со средней массой размещаемых на них грузов, равной лишь 21 т. По этой причине в период с 1979 по 1982 год была проведена модернизация самолета, заключавшаяся главным образом в удлинении фюзеляжа путем установки дополнительных секций длиной 4,06 м перед крылом и 3,05 м за ним.
В ходе модернизации самолет был оснащен также универсальной системой дозаправки топливом в воздухе, на нем было установлено более современное пилотажно-навигационное оборудование. Эта модификация самолета получила обозначение С-141В. Грузовая кабина этой модификации имеет длину 28,44 м, ширину 3,10 м и высоту 2,80 м. Объем грузовой кабины увеличен таким образом на 30 проц., вследствие чего самолет способен перевозить (варианты): 154 солдата с личным оружием; 123 десантника; 80 носилочных раненых с восемью сопровождающими; 13 стандартных грузовых платформ 463L, один легкий танк, две 155-мм буксируемые гаубицы; два 5-т грузовых автомобиля с 1,5-т прицепами; по два вертолета АН-64А Апач, UH-60A Блэк Хок, АН-IS Кобра-Тоу или UH-1 Ирокез; шесть разведывательных вертолетов ОН-58 Кайова. Погрузка, выгрузка и сбрасывание грузов осуществляется через грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа размером 3,15 х 2,77 м, десантирование парашютистов - в два потока через боковые двери. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета позволяет совершать полеты в сложных метеорологических условиях и точно выходить в заданную точку. Основой комплексной навигационной системы является цифровая ЭВМ AN/ASN-24, которая быстро и точно выдает географические координаты места самолета, его курс и расстояние до заданного пункта и командную информацию для управления самолетом. Она позволяет также автоматизировать работу таких вспомогательных навигационных устройств, как система Лоран С и астропеленгатор.
экипаж, человек | 4 |
длина, м | 51.29 |
размах крыльев, м | 48.74 |
высота, м | 11.96 |
количество * тип силовой установки | 4 * ТВД Pratt & Whitney TF33-P-7 |
мощность двигателей, л.с. | 4 * 9 530 |
масса пустого, кг | 67 186 |
масса, взлетная, кг | нет данных |
масса максимальная, кг | 155 580 |
максимальная скорость, км/ч | 910 |
практический потолок, м | 12 680 |
радиус действия, км | 4 725 |
дальность полета перегоночная, км | 10 280 |
максимальная эксплуатационная перегрузка | нет данных |
оборонительное вооружение | отсутствует |
масса нагрузки, кг | 41 222 |
виды загрузки | 200 солдат, 154 парашютиста, 103 раненых с 14-ю сопровождающими |