Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Штурмовик A-5 Vigilante

Государство: США

Переднее колесо - управляемое, колеса главных стоек оснащены многодисковыми тормозами. Перед передней стойкой находится тормозной щиток (по всей ширине фюзеляжа). В задней части фюзеляжа располагается крюк для посадки на авианосец. Кабина с местами экипажа, расположенными друг за другом, оснащена катапультируемыми сиденьями класса 0-0 с ракетными ускорителями и стабилизирующими парашютами. Лобовое стекло с небольшим углом наклона выполнено из пуленепробиваемой, монолитной плиты (кварцевое стекло) длиной 1 165 мм, шириной 740 мм и высотой 457 мм. Фонарь кабин пилота и штурмана открывается вверх-назад, причем остекление кабины штурмана состоит лишь из небольших иллюминаторов для наблюдений по сторонам. Двигательная установка. На опытных образцах и первых серийных самолетах использовались турбореактивные двигатели J79-GE-2 фирмы Дженерал электрик тягой по 46,58 кН (4750 кГ) без форсирования и 66,68 кН (6800 кГ) с форсированием. Остальные самолеты модификаций А и В оснащались двигателями J79-GE-8 тягой 4 945/ 7 710 кГc. Виджилент стал первым в США самолетом с управляемыми воздухозаборниками. Его ковшовые воздухозаборники обеспечивают необходимый расход воздуха при полете на больших углах атаки (посадка на авианосец).

Воздухозаборники двигателей выдвинуты вперед относительно корневых частей крыла. Они имеют прямоугольное поперечное сечение с выдвинутой вперед острой верхней входной кромкой, которая вместе с находящимся внутри воздухозаборника подвижным клином выполняет функцию генератора системы скачков уплотнения. Угол при вершине клина изменяется автоматически, обеспечивая заданный расход воздуха и дозвуковой поток на входе в компрессор. Самолет имеет две независимые системы подачи топлива: одна предназначается для питания двигателей, а другая - форсажных камер. У самолета модификации А-5А топливо располагается в крыльевых кессон-баках и трех фюзеляжных баках (между воздухозаборниками, над бомбовым отсеком и над двигателями). В модификациях В и С благодаря увеличению гаргрота за кабинами экипажа увеличена емкость переднего бака. Баки заправляются под давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части фюзеляжа. Самолет имеет оборудование для дозаправки топливом во время полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины пилота. Вооружение. В модификациях А и В основным вооружением является водородная бомба, находящаяся в бомбовом отсеке, оборудованном четырьмя узлами подвески. На трех из них могут закрепляться топливные баки, опоражниваемые на начальном этапе полета и сбрасываемые вместе с бомбой при помощи порохового выбрасывателя.

(источник: сайт Испытатели)

В 1955 г. ВМС США объявили конкурс на разработку боевого самолета, пригодного для эксплуатации с тяжелых авианосцев типа Форрестол и Энтерпрайз и способного выполнять задания с использованием ядерного оружия на сверхзвуковых скоростях полета независимо от погодных условий. В этом конкурсе победу одержала фирма Норт Америкен с проектом NA-247, известным сначала как NAGPAW (North American General Purpose Attack Weapon). 29.06.1956 г. она получила заказ на строительство опытных образцов с обозначением YA3J-1 и подготовку к запуску самолета в серийное производство. Облет первого опытного образца самолета, названного Виджилент, был осуществлен 31.08.1958 г. После летных испытаний командование ВМС США в январе 1959 г. заключило с фирмой контракт на строительство 55 самолетов A3J-1. Палубные испытания были завершены на борту авианосца Саратога в июле 1960г. Облет серийного образца был совершен в 1960 г., а первые самолеты поступили в воинские подразделения 16.06.1961 г. В декабре 1960 г., после полета на установление рекорда высоты с грузом 1 000 кг, новый самолет был признан самой совершенной машиной этого типа, и командование ВМС США срочно приступило к перевооружению им нескольких авианосцев. В 1960-1961 гг. несколько рекордов скорости установил новый самолет - Фантом II. Проведенная сравнительная оценка оказалась в пользу второго самолета, который продемонстрировал большую универсальность и более высокую скорость на малых высотах.

В результате этого было выпущено лишь небольшое число серийных самолетов Виджилент всего трех модификаций. В связи с унификацией системы обозначений самолетов США в 1962 г. самолет A3J был переименован на А-5. За все время создания самолета были разработаны и запущены в производство следующие модификации: штурмовик-бомбардировщик А-5А (ранее обозначался A3J-1; до 1963 г. было изготовлено 2 опытных образца и 57 серийных самолетов); штурмовик-бомбардировщик А-5В (A3J-2, 29.04.1962 г., 20 самолетов); разведчик RA-5C (A3J-3P; облет опытного образца YA-5C состоялся 29.04.1962 г., серийного самолета - 30.06.1962 г.; всего изготовлено 6 опытных образцов и 71 серийный самолет). Все самолеты модификации А-5А и А-5В до января 1968 г. были переоборудованы в самолеты-разведчики RA-5C. Стоимость самолета первой серии А-5А составляла 9 млн. долл. и была связана с затратами на разработку опытного образца. В 1963 г. стоимость самолета была снижена до 6 млн. долл. В общей сложности в 1960-1971 гг. было выпущено 156 самолетов. Начиная с 1963 г. один из A-5A использовался NASA в исследовательских целях. Летчик - испытатель NASA William H. Dana выполнил во Flight Research Center примерно 21 полет.

Описание самолета. Двухместный, двухдвигательный самолет А-5 представляет собой обычной схемы высокоплан с управляемым стабилизатором и однокилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Профиль крыла имеет относительную толщину около 5? (некоторые источники указывают величину 3,5?), а угол стреловидности передней кромки равен 35?30'. В целях уменьшения площади, занимаемой самолетом на стоянке, концевые части крыла могут складываться вверх (при помощи гидропривода), а верхняя часть киля - отклоняться вбок. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными носовыми щитками, размещаемыми по всему размаху, и закрылками, занимающими в модификации А-5А 2/3, а в модификациях В и С всю длину неподвижных частей крыла. В модификациях В и С применен сдув пограничного слоя с крыла и с закрылков. Управление самолетом осуществляется с помощью интерцепторов, управляемого диффе- ренциального стабилизатора и цельноповоротного киля. При поперечном управлении одно- временно отклоняются интерцепторы и плоскости стабилизатора. Трехсекционные интерцепторы щелевого типа работают таким образом, что корневые и центральные секции направляют воздушный поток выше закрылков, а концевые секции - под концевые части крыла (А-5А) или концевые секции закрылков (А-5В/С). В системе используются необратимые гидроусилители. Трехстоечное шасси убирается в фюзеляж (главные стойки - в ниши под воздушными каналами заборников).

экипаж, человек2 (летчик и штурман)
длина, м23.11
размах крыльев, м16.15
высота, м5.92
количество * тип силовой установки2 * ТРДФ GE J79-GE-8
тяга, кгс2 * 4 945 / 2 * 7 710
масса пустого, кг17 000
масса, взлетная, кг28 025
масса максимальная, кг36 100
масса нагрузки, кг1 820
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч - / 2 125
практический потолок, м15 900
радиус действия, км2 415
дальность полета перегоночная, км3 700
максимальная эксплуатационная перегрузканет данных
вооружение встроенноеотсутствует
вооружение подвесноена 2 пилонах: ядерные или обычные бомбы
A-5 Vigilante перед взлетом A-5 Vigilante на палубе Тройка A-5 Vigilante в полете A-5 Vigilante на взлете A-5 Vigilante взлетает с палубы A-5 Vigilante садится на палубу A-5 Vigilante после взлета A-5A Vigilante на испытаниях в NASA A-5 Vigilante у здания North American Aviation inc. Схема штурмовика A-5 Vigilante A-5 Vigilante и его арсенал A-5 Vigilante, сборка A-5 Vigilante на испытаниях A-5 Vigilante на палубе авианосца
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь