Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Самолет ДРЛО E-2 Hawkeye

Производитель: Northrop Grumman (США) Государство: СШАГосударство: Тайвань

Над фюзеляжем, на специальном подъемнике, смонтирован дискообразный обтекатель антенны РЛС 7,31 м. При хранении на авианосце он опускается на 0,64 м для удобства хранения в ангарах. В состав антенной системы входят фазированная антенная решетка РЛС дальнего обнаружения, привод кругового вращения, вибраторная антенна запросчика системы опознавания "свой - чужой" и антенна передачи данных. Трапециевидное крыло имеет положительное V, равное 3?. Центроплан крепится к верхней части фюзеляжа, объемы внутри центроплана используются как интегральные топливные баки. Внешние части крыла за мотогоидолами при хранении на авианосце убираются с поворотом на 90? назад ниже уровня вертикального оперения. Стабилизатор расположен в хвостовой части фюзеляжа и имеет положительное V, равное 11?, на стабилизаторе находятся рули управления по тангажу. Вертикальное оперение состоит из четырех шайбовидных килей, установленных на стабилизаторе, на крайних шайбах расположены рули направления (внутренние шайбы киля без рулей). Самолеты Е-2С, находящиеся в составе ВМС США, имеют стандартный камуфляж: верхняя и боковая поверхности светло-серые, нижние - белые. Расположение опознавательных знаков - обычное, принятое в ВМС США для палубной авиации. В 1986 г. во время бомбардировок Ливии самолеты E-2C Хокай морского базирования успешно координировали атаки истребителей F-14 Томкэт, действовавших в составе ударной авианосной группы. Совместные действия самолетов E-2C и крейсеров АЭГИС обеспечивали полное господство ВВС США в воздухе.

Самолеты E-2C успешно обеспечивали управление системами ВТО во время войны в персидском заливе. Самолеты Хокай неоднократно совершали боевые и патрульные вылеты в воздушном пространстве Ирака. Благодаря им были уничтожены два иракских истребители МиГ-21, сбитых американскими F/A-18 в самом начале войны. Кроме того, самолеты E-2С успешно используются в операциях по нейтрализации группировок наркомафии.

Модификации самолета:

Е-2А Hawkeye - первая серийная модификация на базе прототипа W2F-1 (Grumman G-123) c РЛС APS-96.
Е-2B Hawkeye - модификация Е-2А с компьютером Litton L-304 и c РЛС APS-120.
ТЕ-2B Hawkeye - тренировочная модификация Е-2В.
Е-2С Hawkeye - модификация самолета Е-2В, запущенная в серию с 1978 года. Установлена РЛС APS-125, с 1983 года APS-138, с 1988 года - APS-139, с 1991 года - APS-145.
ТЕ-2С Hawkeye - тренировочная модификация Е-2С.
Е-2Т Hawkeye - вариант Е-2В, модифицированный до уровня Е-2С, с РЛС APS-138, построенный по заказу ВВС Тайваня.

С целью уменьшения отраженного радиолокационного сигнала была выбрана столь непривычная конфигурация самолета - удлиненный боковой профиль планера, плавное сопряжение крыла с фюзеляжем, наплывы на фюзеляже, небольшие, отклоненные внутрь кили. Кроме того, носки крыла и элероны выполнялись из радиопоглощающих сотовых заполнителей, а сам разведчик снаружи был окрашен специальной радиопоглощающей краской. После второй мировой войны в особый класс разведчиков выделились "крылатые радары" - самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Идея вынести РЛС за десятки и сотни километров от охраняемого объекта родилась в американских ВМС в ходе боевых действий на Тихом океане как реакция на атаки японских камикадзе. Причем размещение локатора на самолете позволило не только увеличить резерв времени от встречи с противником до нанесения им удара по охраняемому объекту, но и повысило дальность обнаружения низколетящих целей, невидимых для корабельных РЛС. На рубеже 40-50-х годов командование ПВО США заказало фирме Локхид самолет ДРЛО на базе пассажирского четырехмоторного лайнера Супер Констеллейшн. Разведчик поступил на вооружение в 1953 году. Он выпускался в разных модификациях; в варианте для базовой авиации флота (WV-2E) антенна РЛС располагалась в дискообразном обтекателе над фюзеляжем. Экипаж самолета состоял из 31 человека.

В 1956 году в США появился палубный разведчик ДРЛО Е-1В Трейсер, созданный фирмой Грумман на базе противолодочного самолета S-2 Треккер. Он был оборудован РЛС кругового обзора, антенна которой находилась в чечевицеобразном обтекателе и вращалась со скоростью 6 мин вокруг своей оси. Обтекатель антенны крепился с помощью пилона к верхней части фюзеляжа. В конце 50-х годов фирма Грумман приступила к проектированию нового палубного самолета ДРЛО с турбовинтовыми двигателями и новой многофункциональной бортовой радиоэлектронной системой обнаружения, обработки информации, наведения и управления. Опытная машина, получившая обозначение Е-2 Хокай (Ястребиный глаз), совершила первый полет в октябре 1960 года. В течение трех последующих лет бортовые системы проходили всесторонние испытания, после чего самолет приняли на вооружение. Хокай мог контролировать воздушное пространство в радиусе 300 км, находить и классифицировать цели, а также наводить на них истребители-перехватчики. Разведчик активно использовался в ходе "грязной" войны во Вьетнаме. С учетом боевого опыта в 1971 году была создана улучшенная модификация самолета Е-2С с более мощными двигателями и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Согласно утверждению фирмы Грумман Е-2С способен управлять тремя эскадрильями перехватчиков, а РЛС может обнаруживать и сопровождать до 300 целей одновременно. Дальность обнаружения цели в зависимости от ее размеров и внешних условий составляет от 270 до 740 км.

Еще большие возможности имеет стратегический самолет ДРЛО стран НАТО - американский Е-3А Сентри, поступивший на вооружение во второй половине 70-х годов. Он создан на базе пассажирского самолета Боинг-707-320 и способен обнаруживать и отображать координаты 1 500 целей и сопровождать одновременно свыше 100 из них. На одном из учений в 1978 году с борта Е-3А в течение 75 минут осуществлялось управление 134 истребителями, действовавшими против 274 самолетов "противника". Таким образом, современные воздушные разведчики превратились в своеобразные командные посты боевой авиации. Самолет Е-2С выполнен по обычной схеме двухмоторного высокоплана с двигателями на крыле. Фюзеляж полумонококовой конструкции, круглого сечения, с максимальным 1,981 м, выполнен из алюминиевых сплавов. Экипаж состоит из пяти человек: два летчика находятся в передней кабине, три оператора систем - в фюзеляжном отсеке; первый оператор отвечает за работу всего боевого информационного поста, второй - за управление самолетами-перехватчиками (ударными самолетами), третий - за работу РЛС. Кабина летчиков, отсеки оборудования и операторов герметизированы. В негерметичной хвостовой части фюзеляжа находятся проводки системы управления и блоки доплеровского радиолокатора. В нижней части фюзеляжа размещен тормозной гак.

Научно-технический прогресс коренным образом изменил представление о тактике современного боя. Теперь успех в быстротечном столкновении, как правило, будет принадлежать тому, кто первым обнаружит противника. Поэтому разведка стала чуть ли не главным залогом успеха в военном конфликте. А одним из важнейших ее средств попрежнему остается авиация... Пожалуй, основная особенность современных самолетов-разведчиков - их глубокая специализация. Сегодня машины этого типа разделяются по назначению (тактические и стратегические), по виду ведения разведки (с использованием радаров, фото- или инфракрасной аппаратуры и т. п.), по непосредственным задачам (обследование территории или воздушного пространства, радиоразведка). Причем, рассматривая эволюцию разведывательной авиации, можно выделить два направления. Это, с одной стороны, переоборудование самолетов других классов, например, истребителей или бомбардировщиков, и с другой - создание специальных, подчас уникальных летательных аппаратов. Наиболее четко такая тенденция обозначилась после второй мировой войны. К первой группе относится подавляющее большинство разведчиков тактической (фронтовой) авиации, способных действовать на сравнительно небольшой дальности. Наиболее характерным ее представителем можно считать американский RF-4C Фантом. Он отличался от своего прототипа - истребителя-бомбардировщика F-4C - отсутствием вооружения и переделанной с целью размещения дополнительного оборудования носовой частью фюзеляжа.

Первые послевоенные стратегические разведчики также представляли собой модификации серийных бомбардировщиков. К их числу относятся американские поршневые RB-29, RB-50, RB-36E и реактивные RB-47E и RB-52. Все они могли сравнительно успешно выполнять свои функции до середины 50-х годов, однако с появлением сверхзвуковых всепогодных истребителей-перехватчиков и зенитных ракетных комплексов с большой дальностью действия ценность их быстро сошла на нет. Возникла необходимость в специальном самолете, способном действовать в условиях сильной ПВО... В августе 1955 года в США начались испытания самолета U-2, построенного фирмой Локхид по заказу NACA. Как было официально объявлено, машина предназначалась для исследования верхних слоев атмосферы. Казалось бы, чисто гражданская программа, но... Об истинном назначении U-2 мировая общественность узнала лишь 1 мая 1960 года, когда под Свердловском советской ракетой был сбит самолет этого типа с пилотом-шпионом Г. Пауэрсом на борту. Разведчик стартовал в Пешаваре (Пакистан), должен был пролететь над территорией СССР около 6 тыс. км и приземлиться на базе в Буде (Норвегия). U-2 представлял собой, в сущности, высотный монопланер с ТРД, приспособленный для полетов с дозвуковой скоростью на высотах свыше 20 км.

Чтобы самолет мог забраться на такую высоту, главному конструктору фирмы Локхид Келли Джонсону пришлось облегчить аппарат до предела, пожертвовав запасом прочности. В результате разведчик оказался весьма хрупким и не выдерживал длительных аэродинамических перегрузок. Например, еще в конце 1956 года один U-2 развалился в воздухе над территорией ФРГ из-за того, что слишком близко от него прошли два канадских истребителя. Следующим проектом стратегического разведчика фирмы Локхид стал SR-71А Блэкберд (Черная птица). Его разработка началась в обстановке строгой секретности в 1959 году, а в 1966 году он был запущен в серийное производство. Всего до 1968 года было изготовлено 32 самолета SR-71A, SR-71B и SR-71C. По сравнению с современными ему самолетами новый разведчик поражал своей необычностью. Он рассчитывался на длительный полет со скоростью 3М, что вызывало сильный нагрев планера. В воздухе температура передней кромки крыла повышалась до +427? С, а обшивка форсажных камер до +593? С. Поэтому конструкция планера на 93% была выполнена из титановых сплавов. А чтобы обеспечить необходимую дальность полета, две трети объема фюзеляжа и половину объема крыла пришлось заполнить топливом. С проектированием SR-71A связано начало изучения технологии Стелc, задачей которой является создание "невидимого" для РЛС самолета.

экипаж, человек2
операторы РТК, человек3
длина, м17.54
размах крыльев, м24.56
высота, м5.58
количество * тип силовой установки2 * ТВД Allison T-56-A-425 (T-56-A-427)
статическая тяга, кгс2 * 4 980 (5 170)
масса пустого, кг17 265
масса взлетная, кг23 556
максимальная скорость, км/ч598
практический потолок, м9 390
радиус действия, км320
дальность полета перегоночная, км2 583
максимальная эксплуатационная перегрузканет данных
одновременно наблюдаемые цели300
одновременно ведомые цели9
дальность обнаружения цели типа Истребитель, кмот 270
дальность эффективной связи, кмнет данных
E-2 Hawkeye ВМС США взлетает с авианосца Китти Хок E-2 Hawkeye взлетает с палубы E-2 Hawkeye на взлете E-2 Hawkeye на аэродроме E-2 Hawkeye, вираж над облаками E-2 Hawkeye на взлете, крупный план Экипаж E-2 Hawkeye после вылета E-2 Hawkeye над облаками E-2 Hawkeye на палубе E-2 Hawkeye, крупный план E-2 Hawkeye, вид спереди E-2 Hawkeye, вид сбоку  E-2 Hawkeye, разрешение на взлет Схема самолета ДРЛО E-2 Hawkeye  E-2 Hawkeye, вид снизу E-2 Hawkeye на палубе  E-2 Hawkeye со сложеными крыльями E-2 Hawkeye с рисунком на обтекателе РЛС E-2 Hawkeye, вид сзади E-2 Hawkeye перед взлетом Четверка E-2 Hawkeye над морем E-2 Hawkeye заходит на посадку E-2 Hawkeye, отрыв от палубы E-2 Hawkeye над морем E-2 Hawkeye выруливает на палубе E-2 Hawkeye, посадка на закате E-2 Hawkeye на палубе E-2 Hawkeye совершил посадку E-2 Hawkeye на аэродроме
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь