Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель Harrier GR.5

Государство: Великобритания

В Великобритании с июля 1987 года поступают тактические истребители с вертикальным или коротким взлетом и посадкой Harrier GR.5 , отличающиеся от самолета предшествующей модификации - Harrier GR.3 (их сравнительные характеристики приведены в таблице) увеличенным радиусом действия и способностью нести значительно большую боевую нагрузку. Истребитель Harrier GR.5 (разработан английской фирмой "Бритиш аэроспейс" совместно с американской "Макдонелл Дуглас") предназначается для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ведения воздушной разведки. Судя по сообщениям иностранной прессы, для английских ВВС намечено приобрести 96 самолетов "Xappnep-GR.5". Программой предусматривается производство 328 истребителей для авиации морской пехоты США (300 одноместных AV-8B и 28 двухместных учебно-боевых TAV-8B). Кроме того, планируются поставки нового самолета и третьим странам. В частности, ВМС Испании, имеющие на вооружении палубные истребители AV-8A "Матадор", заказали 12 AV-8B (в Испании получили обозначение EAV-8B). Определенный интерес к новому истребителю проявляюти ВМС Италии. Конструктивно Harrier GR.5 представляет собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, однокилевым хвостовым оперением и шасси велосипедной схемы. Его особенностью считается широкое применение в конструкции композиционных материалов, доля которых составляет 26,3 проц. Крыло неразборное.

По сравнению с крылом самолета Harrier GR.3 имеет более толстый суперкритический профиль с относительной толщиной у корня 11,5 проц. и на конце 7,5 проц. Размах и площадь крыла также увеличены на 20 проц. и на 14,5 проц. соответственно. Стреловидность крыла по передней кромке уменьшена на 10 проц. Крыло изготовлено в основном из композиционных материалов, в частности, такие его элементы, как основной многолонжеронный кессон, нервюры, обшивка, закрылки, элероны, обтекатели подкрыльевых стоек. Передние и задние кромки крыла и законцовки выполнены из алюминиевого сплава. По мнению английских специалистов, увеличение площади крыла и закрылков, а также применение зависающих элеронов, отклоняющихся на определенный угол в зависимости от положения реактивных сопел двигателя, значительно улучшили характеристики самолета при его использовании с коротким взлетом. Вместе с тем новшества, внесенные в конструкцию крыла, привели к росту лобового сопротивления, что явилось основной причиной уменьшения максимальной скорости полета почти на 80 км/ч по сравнению с Xappиep-GR.3. Полагают, что это уменьшение скорости можно сократить за счет незначительных из-именений в сопряжении крыла и фюзеляжа, в также в конструкции воздухозаборников двигателя. Фюзеляж несколько длиннее фюзеляжа самолета Харриер-GR.З. Его носовая часть изготовляется в основном из композиционного графито-эпоксидного материала, центральная и хвостовая - из алюминиевого сплава.

Два подфюзеляжных теплозащитных экрана и небольшая панель перед лобовым стеклом выполнены из титана. Внизу центральной части фюзеляжа между носовой и основной стойками шасси может устанавливаться своего рода "коробка", состоящая из двух жестко закрепленных продольных гребней и убирающегося поперечного щитка. Гребни крепятся к гондолам пушечных установок, поперечный щиток размещается за носовой стойкой шасси. Во время вертикального взлета и посадки 'коробка' захватывает часть отраженных от земли выхлопных газов, в результате чего образуется воздушная подушке, способствующая приросту подъемной силы примерно на 500 кг. Одноместная, с кондиционированием воздуха кабина новой конструкции полностью изготовлена из композиционных материалов. Сиденье летчика расположено на 30,5 см выше, чем на Харриер-GR.3. За счет этого, а также вследствие применения нового фонаря достигается хороший круговой обзор. Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя Пегас Мк.105 фирмы Роллс-Ройс с изменяемым направлением вектора тяги (максимальная статическая тяга 9 870 кгс). Предусмотрен кратковременный (на 4 с) перевод двигателя на повышенный температурный режим работы при вертикальной посадке. Сжатый воздух от высоконапорного компрессора используется для питания системы управления полетом, бортовой кислородной системы и для герметизации кабины.

Топливная система в основном аналогична топливной системе истребителя Harrier GR.3, однако за счет увеличения объема крыльевых топливных баков общая емкость внутренних топливных баков нового самолета достигает 4 200 л, что на 45 проц. больше, чем у Harrier GR.3. Кроме того, на Harrier GR.5 могут подвешиваться четыре подвесных топливных бака емкостью по 1135 л. Предусмотрена дозаправка самолета топливом в воздухе. Радиоэлектронное оборудование включает KB и УКВ помехозащищенные радиостанции, аппаратуру радиолокационного опознавания IFF 4760 фирмы "Коссор", приемник системы посадки, аппаратуру ближней навигации ТАКАН, цифровой вычислитель аэродинамических параметров, инерциально-навигационную систему FIN 1075 фирмы "Ферранти", электронно-оптический индикатор с отображением данных на фоне лобового стекла, систему управления оружием фирмы "Хьюз эркрафт", обеспечивающую применение различного управляемого оружия, в том числе с телевизионными и лазерными системами наведения. Самолет оснащен также комплексной электронной системой радиоразведки и радиопротиводействия, включающей обнаружительный приемник AN/ALR-67(V)2, станцию постановки активных помех, устройство выброса противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек AN/ALE-40. Внизу носовой части фюзеляжа предусмотрено место для установки разведывательной инфракрасной станции переднего обзора.

Истребитель Harrier GR.5 оснащен двумя подфюзеляжными пушечными установками с 25-мм пушками Аден (боекомплект по 200 патронов). Для размещения другого оружия имеется девять узлов подвески: четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками. На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L Сайдвиндер класса "воздух-воздух" малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационных ракет и топливные баки. Командование ВВС Великобритании планирует к 1990 году перевооружить на самолеты Harrier GR.5 три боевые и одну учебно-боевую эскадрилью. По мнению английских военных специалистов, новые истребители вертикального или короткого взлета и посадки, оснащенные современным вооружением, являются весьма эффективным средством оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

(источник: сайт Уголок неба)

экипаж, человек1
длина, м14.12
размах крыльев, м9.25
высота, м3.55
количество * тип силовой установки1 * подъемно-маршевый ТРД 1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk.103
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс1 * 9 870 / -
масса пустого, кг6 336
масса, взлетная, кг9 232
масса максимальная, кг14 060
масса нагрузки, кгнет данных
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 100 /1 065
практический потолок, м15 000
радиус действия, кмнет данных
дальность полета перегоночная, км3 640
максимальная эксплуатационная перегрузка7
вооружение встроенное2 * 30-мм пушка Аден (2 * 200 снарядов)
вооружение подвесноена 9 узлах подвески: УР AIM-9L Сайдуиндер, AGM-65E Мейврик, бомбы, РБК, НАР
Harrier GR.5 в полете Harrier GR.5 на взлете Harrier GR.5, неудачная посадка Рисунок Harrier GR.5 Harrier GR.5 перед посадкой Harrier GR.5 на взлете Harrier GR.5, воздухозаборник крупным планом Harrier GR.5 у ангара Harrier GR.5 на испытаниях
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь