Учебно-боевой самолет Су-33УБ Flanker-D
Производитель: ОКБ имени Сухого (Россия) Государство: РоссияДля получения информации о противнике на Су-ЗЗУБ используются, также, тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, дополненные лазерным дальномером. Су-ЗЗУБ предполагается оснастить полностью автономной навигационной системой повышенной точности. При создании самолета реализован т.н. принцип "темной кабины" - если система не отказывает, она ничем не должна напоминать о себе летчику. Сведено к минимуму и число управляющих органов. На общей приборной доске в кабине экипажа Су-ЗЗУБ планируется разместить пять цветных экранных многофункциональных индикаторов отечественного производства (один - с размером экрана по диагонали 21 дюйм и четыре 15-ти дюймовых). Использование разрабатываемого в настоящее время нашлемного прицела-индикатора позволит полностью отказаться от применения индикатора на лобовом стекле. По сравнению с истребителями предшествующих типов техническое обслуживание нового самолета упростилось.
Силовая установка. Самолет должен быть оснащен усовершенствованным вариантом двигателя АЛ-31К с системой управления вектором тяги. В перспективе возможен переход на новый, более совершенный тип двигателя. Имеется убираемый топливоприемник системы дозаправки в полете.
Вооружение. Несмотря на то, что Су-ЗЗУБ именуется учебно-боевым самолетом, это - мощная многофункциональная машина, способная решать широкий круг боевых задач, от поражения воздушных целей (в том числе таких сверхсложных, как самолеты ДРЛО) до нанесения ударов высокоточным оружием по кораблям и наземным объектам противника. Для борьбы с относительно "дешевыми" целями (например, катера, десантно-высадочные средства и т. п.) на борту истребителя сохранилась и 30-мм пушка.
Самолет Су-33УБ (ранее известен как Су-27КУБ) является дальнейшим развитием истребителя корабельного базирования Су-33. Он способен решать чрезвычайно широкий круг задач - от подготовки летчиков корабельной авиации до борьбы с особо важными воздушными целями, а также нанесения ударов высокоточным оружием по кораблям и наземным объектам противника. Первый полет опытного самолета Су-33УБ состоялся 29 апреля 1999 года на аэродроме в Жуковском (летчики-испытатели Виктор Пугачев и Сергей Мельников). Сообщалось, что в постройке находится второй опытный самолет этого типа. По своим боевым характеристикам и диапазону решаемых задач Су-33УБ значительно превосходит многоцелевой тяжелый палубный истребитель ВМС США Нортроп Грумман F-14D Tomcat, а также перспективные палубные истребители Боинг F/A-18E/F Super Hornet и Дассо Rafale М. Бортовой комплекс Су-33УБ должен стать основой для создания ряда многоцелевых самолётов различного назначения. Машина может найти применение не только в морской авиации, но и Военно-воздушных Силах: уникальные взлетно-посадочные характеристики позволяют ей базироваться на аэродромах с короткими (или разрушенными) взлетными полосами, а наличие складного крыла - размещать во всех типах имеющихся в ВВС укрытий.
Особенности конструкции. Двухместный самолет Су-33УБ выполнен по аэродинамической схеме "продольный интегральный триплан". Как и на фронтовом бомбардировщике Су-34, кресла экипажа размещены рядом. За счет внедрения ряда принципиальных усовершенствований аэродинамическое качество Су-33УБ по сравнению с Су-27 возросло более чем на 10%. Это достигнуто, в первую очередь, за счет применения (впервые в мире на боевом самолете) принципиально нового "интеллектуального" адаптивного крыла с гибким носком. Эластичная обшивка носка, в которой отсутствуют ранее неизбежные щели, обеспечивает плавность формы и позволяет, в сочетании с отклонением флаперонов, постоянно оптимизировать профиль крыла в соответствии с конкретным полетным режимом, а также полностью устраняет перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю. Крыло Су-33УБ имеет больший размах, чем у Су-33. Соответственно, на 12% возросла и площадь крыла. Увеличены, также, ПГО, заднее горизонтальное оперение и рули направления. В результате внедрения аэродинамических усовершенствований самолет приобрел чрезвычайно высокую топливную эффективность. Дальность полета при том же запасе топлива возросла на 15-20 %. В конструкции планера Су-33УБ более широко, чем на Су-33, использованы композиционные материалы. Это, а так-же ряд конструкционных изменений (в частности, отказ от механизма складывания горизонтального оперения), позволило сохранить массу пустого самолета Су-ЗЗУБ на уровне одноместного истребителя Су-33.
Оборудование. Су-33УБ стал первым отечественным истребителем, получившим бортовой генератор кислорода, обеспечивающий, также, выработку азота. Таким образом, удалось значительно уменьшить зависимость от наземной (или корабельной) обеспечивающей инфраструктуры, а также численность персонала, задействованного в обслуживании самолета (что особенно важно при корабельном базировании ЛА). Цифровая система дистанционного управления контролирует работу не только аэродинамических поверхностей - ПГО, хвостового оперения, флаперонов, носка и закрылков, но и двигателей. При этом обеспечиваются минимальные потери на балансировку и увеличивается подъемная сила (в формировании которой теперь участвует не только крыло, но и горизонтальное оперение). Для истребителя создан и проходит испытания уникальный отечественный цифровой процессор с быстродействием в десятки миллиардов операций в секунду. Применение новой архитектуры и современной элементной базы позволили, по сравнению с серийным Су-33, снизить в несколько раз массу БРЭО при увеличении в десятки раз возможностей бортового комплекса. Многоканальный информационный комплекс Су-ЗЗУБ должен обеспечивать экипажу круговую информацию о воздушной обстановке. Для истребителя впервые в мире создается полностью твердотельная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Применение супермощного процессора обеспечило БРЛС чрезвычайно высокую разрешающую способность и позволило упростить конструкцию.
экипаж, человек | 2 |
длина, м | |
размах крыльев, м | 16.0 |
высота, м | |
количество / тип силовой установки | 2 * АЛ-31К |
тяга бесфорсажная * форсажная, кгс | 2 * 7 600 / 2 * 13 300 |
масса пустого, кг | |
масса, взлетная, кг | |
масса максимальная, кг | |
масса нагрузки, кг | 4 500 |
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч | |
практический потолок, м | |
радиус действия, км | |
дальность полета перегоночная, км | |
максимальная эксплуатационная перегрузка | 8 |
вооружение встроенное | одноствольная 30-мм пушка ГШ-301 (1 500 выстр./мин, 250 патронов) |
вооружение подвесное | на 12 узлах подвески: УР Р-27ЭР, Р-27ЭТ, Р-27Т, Х-31, Х-58, Х-59 и Х-41 , бомбы, ПТБ |