Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Транспортный самолет C-5 Galaxy

Производитель: Lockheed Martin (США) Государство: США

В 1990 г. стратегические военно-транспортные самолеты фирмы Локхид в ходе операции Щит пустыни приняли участие в создании самого большого в мире воздушного моста. За 22 дня 265 самолетов C-141 Starlifter и C-5 Galaxy ВВС США, а также самолеты американского резерва гражданской авиации выполнили перевозки объемом свыше 4,65 миллионов тонно-километров. Всего в ходе операции самолеты ВТА перевезли 482 000 пассажиров и 513 000 тонн груза. В декабре 1988 г. четыре C-5 участвовали в доставке более чем 398 250 килограммов гуманитарной помощи в Армению, пострадавшую от землетрясения. В конце 80-х 2 C-5A были модифицированы для доставки космической техники и получили обозначение C-5C. На базе конструкции самолета С-5 Гэлекси фирмой Локхид были разработаны также проектные предложения следующих модификаций:

гражданский транспортный самолет L-500;
воздушный командный пункт;
самолет - носитель межконтинентальных баллистических ракет;
транспортный самолет с ядерной силовой установкой;
бомбардировщик для локальных войн малой интенсивности (типа войны во Вьетнаме);
самолет-заправщик с уменьшенной длиной и диаметром фюзеляжа.

Конструкция. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с фюзеляжем большого диаметра, высокорасположенным крылом и Т-образным оперением. Двигатели установлены на пилонах под крылом. Фюзеляж двухпалубный: в передней части верхней палубы, кроме кабины экипажа, предусмотрено место для отдыха 15 человек сменного персонала, а в задней части за кессоном крыла может быть размещено 75 сидений для перевозки личного состава. Похожий по общей конфигурации на самолет С-141 , он был намного его больше и имел нижнюю палубу длиной 36,91 м, шириной 5,79 м и высотой 4,1 м. Герметичная грузовая кабина объемом почти 993 м3 может быть переоборудована для перевозки 270 солдат с вооружением. Кроме того, С-5 имеет дополнительную возможность загрузки через откидывающуюся вверх носовую часть, что позволяет совместить по времени разгрузку и загрузку самолета. Убирающееся шасси с 28 колесами позволяет эксплуатировать тяжело загруженный самолет с необорудованных аэродромов. Каждая колесная тележка шасси для облегчения погрузки и разгрузки имела амортизационную стойку, которая могла укорачиваться на земле (3 позиции). Каждая тележка шасси свободно-ориентируется для повышения маневренности при рулении. Для обеспечения взлета-посадки при сильном боковом ветре шасси могло поворачиваться до 20? вправо-влево. Однако, C-5B были лишены этой возможности, как и модернизированные C-5A.

Свободнонесущее крыло самолета имеет угол стреловидности по 1/4 хорд 25?, угол поперечного V равен 5?30'. Площадь крыла составляет 576 м2. Средства механизации крыла включают закрылки, находящиеся перед ними пластинчатые интерцепторы, а также внутренние нещелевые и внешние щелевые предкрылки. В ходе эксплуатации самолетов C-5A было установлено, что крыло обладает недостаточной усталостной прочностью, в связи в чем в 1976-1978 гг. была разработана и реализована программа упрочнения крыла, предусматривающая создание нового кессона крыла с более низким уровнем напряжений, изготовленного из новых сплавов и повышенной стойкостью к повреждениям и антикоррозийной стойкостью. Galaxy стал первым транспортным самолетом, изначально оснащенным системой дозаправки топливом в воздухе. Благодаря этому, он может взлетать с минимальным запасом топлива, а затем принимать в воздухе порядка 90 тонн топлива. При таком варианте полета два новейших танка M1 Абрамс с экипажами и боекомплектом могут быть доставлены на расстояние более 12 000 км без других дозаправок. Возможны и другие варианты загрузки самолета: шесть вертолетов UH-64A 'Апач', танк M1 и два вертолета UH-1 Ирокез, пять бронетранспортеров М113, 16 автомобилей "джип" (3,4 т),10 ракет Першинг с пусковыми установками и тягачами или 36 стандартных грузовых платформ (поддонов) 463L (суммарная полезная нагрузка - 74 т.). При использовании самолета в десантных операциях сбрасывание на парашютах боевой техники и грузов осуществляется через расположенный в задней части фюзеляжа люк размером 3,15 * 2,77 м, а десантирование парашютистов - через две боковые двери.

Самолет разработан в 60-х годах в связи со стремлением руководства армии США обеспечить возможность переброски по воздуху не только воздушно-десантных, но и механизированных дивизий со всем снаряжением, включая крупногабаритные грузы. В 1963 г. ВВС США начали готовить свои требования на тяжелый транспортный самолет, который бы стал дополнением к самолетам Lockheed C-141 Starlifter. Первоначально получивший обозначение СХ-4 (C - Cargo (грузовой), X - Experimental (экспериментальный), он должен был иметь полетный вес 272 155 кг. В следующем году требования к самолету возросли: от него требовалась способность перевозить полезную нагрузку 56 699 кг на расстояние 12 875 км, применяться с твердых или полуподготовленных взлетных полос такой же длины, как и для С-141, и приземляться на полуподготовленные полосы длиной 1 220 м. Для крыла устанавливался ресурс в 30 000 летных часов. Техническое задание привело к конкурсу проектов, начатому в мае 1964 г. Компании Боинг, Дуглас и Локхид получили контракты на доработку своих конструкций. Проект Lockheed Model 500 был объявлен победителем конкурса 30 сентября 1965 г. и получил обозначение С-5А Galaxy. Фирма Локхид получила контракт на разработку и производство первой партии из 58 самолетов.

Строительство опытного образца началось в августе 1966. Первый самолет С-5А Galaxy (N66-8303) был построен через 29 месяцев после заключения контракта - выкатка состоялась 2 марта 1968 г. Первый полет С-5А 30 июня 1968 продолжался 94 минуты. Самолет пилотировали летчики-испытатели Lockheed Leo J. Sullivan и Walter E. Hensleigh. Первая стадия испытаний прошла успешно, если не считать потери колеса в основном шасси в ходе одной из посадок. В середине декабря 1969 года C-5A был передан в учебное подразделение ВВС США на авиабазе Altus. 17 октября 1970 г. самолет 66-8303 был потерян в результате наземного пожара. В июле 1969 г. в ходе наземных статических испытаний произошло разрушение крыла при 84% от расчетной нагрузки. После соответствующих доработок, 4 июня 1969 г. 2-й C-5A был передан на авиабазу Edwards для 6-месячных совместных испытаний производителя и ВВС. Первый эксплуатационный C-5 поступил в 437 авиакрыло на авиабазу Charleston (S.C.) в июне 1970. Всего была построена 81 машина для оснащения четырех эскадрилий. Стоимость C-5A составила $163.4 млн. C-5A Galaxy с максимальной взлетной массой 323 т забрал у Ан-22 Антей титул самого большого самолета в мире. 17 декабря 1984 г. модернизированный C-5A установил национальный рекорд США по максимальному взлетному весу - 417 684 кг (после дозаправки) с учетом 111 462 кг полезной нагрузки, которую самолет поднял на высоту 2 000 м, установив тем самым мировой рекорд грузоподъемности, утвержденный ФАИ.

Но в ходе эксплуатации самолетов был выявлен ряд конструктивных дефектов, которые устранялись на авиабазах по мере их обнаружения. Однако наиболее серьезным из них была недостаточная усталостная прочность крыла, в связи с чем в середине 70-х на всех C-5 максимальная грузоподъемность была снижена со 120 до 93 т. Это также привело к необходимости уменьшения ресурса летательного аппарата по налету (первоначально составлял 30 000 ч.) почти в 2 раза, а по посадкам в 5 раз. В 1976-1978 гг. была разработана программа упрочнения крыла, предусматривающая создание нового кессона крыла с более низким уровнем напряжений, изготовленного из новых сплавов и обладающего повышенной стойкостью к повреждениям и антикоррозийной стойкостью. Во время реализации этой программы на самолетах вместо первоначальных двухконтурных турбодвигателей TF 39-GE-1AJ со статической тягой 18 600 кгс устанавливались их более совершенные модификации TF 39-GE-1C со статической тягой 19 500 кгс. Были усовершенствованы также некоторые узлы и агрегаты самолета, установлено более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование. Проект модифицированного самолета получил обозначение C-5B. В эту модификацию были переоборудованы серийные С-5А, выпущенные с 1969 по 1973 год (77 машин). Последний самолет был сдан в июле 1986 г. Эти работы оценивались в 1,6 млрд.долл.

(использован материал сайта Испытатели)

Силовая установка. Четыре двигателя располагаются в подкрыльных гондолах на пилонах. ТРДД TF 39-GE-1AJ со статической тягой 18 600 кгс имели большую степень двухконтурности (8). Каждая гондола двигателя имела длину почти 8,2 м и весила 3 555 кг. Диаметр воздухозаборника более 2,6 м. В ходе программы модернизаци на самолетах были установлены более совершенные двигатели TF 39-GE-1C со статической тягой 19 500 кгс. В 12 крыльевых баках C-5 размещается до 194 370 л топлива. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолетов Гэлекси обеспечивает выполнение полетов для перевозки и десантирования военных грузов в любую погоду без использования наземного авиационного оборудования. В состав комплекса бортового оборудования входят: две цифровые ЭВМ, инерциально-доплеровская навигационная система, многорежимная сдвоенная РЛС, автоматическая система управления полетом, две системы воздушных данных, сдвоенная курсовертикаль, два радиовысотомера, два комплекта радионавигационной системы ТАКАН и другое оборудование. Автоматическая система поиска неисправностей MADAR постоянно контролирует больше чем 800 датчиков в различных подсистемах Galaxy. Система MADAR используют цифровую вычислительную машину, чтобы идентифицировать сбои в заменимых блоках. Информация об отказы и предпосылках к ним регистрируется на магнитной ленте. На модернизированных самолетах установлена более совершенная система MADAR II, а также метеорологический радиолокатор с цветным дисплеем Bendix, строенная инерционная навигационная система Delco.

В ходе эксплуатации самолетов C-5A было установлено, что крыло обладает недостаточной усталостной прочностью. В 1976-1978 гг. была разработана программа упрочнения крыла, предусматривающая создание нового кессона крыла с более низким уровнем напряжений, изготовленного из новых сплавов и обладающего повышенной стойкостью к повреждениям и антикоррозийной стойкостью. Это обеспечило увеличение на 9 т полезной нагрузки (в отдельных случаях при уменьшении допустимой перегрузки она может составить 120 т.), на 6 т. запаса топлива и удовлетворение требований по взлетам и посадкам. Во время реализации этой программы на самолетах вместо первоначальных двухконтурных турбодвигателей TF39-GE-1AJ со статической тягой 18600 кгс устанавливались их более совершенные модификации TF39-GE-1C со статической тягой 19 500 кгс. Были усовершенствованы также некоторые узлы и агрегаты самолета, установлено более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование. Был установлен метеорологический радиолокатор с цветным дисплеем Bendix, строенная инерционная навигационная система Delco, и новая, более совершенная система MADAR II (анализ обнаружения сбоев и система регистрации). Проект модифицированного самолета получил обозначение С-5В. В эту модификацию были переоборудованы серийные С-5А, выпущенные с 1969 по 1973 год. 77 машин прошли восьмимесячную программу модернизации. Первый самолет C-5B был передан ВВС США в феврале 1983 г., а последний из них был поставлен в середине 1987 г. В результате модернизации максимальный взлетный вес самолета C-5B возрос почти на 15 т, однако его летные характеристики не ухудшились, т.к. возросла тяговооруженность (примерно на 2%) и улучшились аэродинамические характеристики крыла.

В 1982 г. ВВС США выбрали и заказали следующую партию новых самолетов, обозначенных С-5В и оснащенных турбовентиляторными двигателями TF39-GE-1C. Первый из них поднялся в воздух 10 сентября 1985 г. и поступил на авиабазу Altus в январе 1986 г. Последний 50-й C-5B сошел со сборочной линии компании Локхид и был поставлен ВВС в апреле 1989г. Стоимость C-5B составила $167,7 млн. 7 июня 1989 г. C-5B устанавливил рекорд по сброшенному грузу - 86 293 кг (190 493 фунтов). Над Fort Bragg (Северная Каролина) было сброшено 4 танка Sheridan (весом по 19 т) и 73 парашютиста. Galaxy также держит неофициальный мировой рекорд по самому тяжелому парашютированию - было сброшено две платформы по 27 т. В конце 1980-х, НАСА модернизировало два C-5A (N68-0213 и N68-0216), увеличив размеры грузовой кабины и изменив задний грузовой люк. Для обеспечения возможности разместить спутники и компонентов космической станции в хвостовой части самолетов была удалена верхняя палуба. Модернизированные самолеты получили обозначение C-5C. В настоящее время Lockheed-Martin совместно с Honeywell Defense Avionics Systems предлагает ВВС программу замены авионики на эксплуатируемых C-5 на цифровую, что значительно повысит надежность самолетов. 4 августа 2000 г. Lockheed-Martin Co. принимает решение об использовании турбовентиляторного двигателя GE CF6-80C2L1F для установки на 126 эксплуатируемых ВВС США C-5 в ходе программы повышения надежности и замены двигателя (Reliability Enhancement and Re-engining Program - RERP). С новыми двигателями начальная крейсерская высота полета C-5 увеличится c 7,3 до 10 км., взлетная тяга возрастет на 22 % , на 30 % сократится разбег, и на 58 % уменьшится время набора высоты, на 17 % уменьшаются эксплуатационные расходы.

экипаж, человек5
длина, м67.88
размах крыльев, м75.54
высота, м19.85
количество * тип силовой установки4 * ТРДД GE TF39-GE-1A
мощность двигателей, л.с.4 * 18 640 кгс
масса пустого, кг147 500
масса, взлетная, кг-
масса максимальная, кг348 813
максимальная скорость, км/ч919
практический потолок, м10 300
радиус действия, км10 500 (с грузом 100 000 кг - 6 033)
дальность полета перегоночная, км12 860
максимальная эксплуатационная перегрузка-
оборонительное вооружениеотсутствует
масса нагрузки, кг118 387
виды загрузки2 танка М-60 или 16 автомобилей или 10 ракет Першинг с двумя транспортерами или 270 солдат
C-5 Galaxy ВВС США C-5 Galaxy на аэродроме C-5 Galaxy: рулежка по взлетной полосе C-5 Galaxy, вид сверху Погрузка бронетехники в C-5 Galaxy C-5 Galaxy заходит на посадку Взлет C-5 Galaxy Погрузка малой подводной лодки в C-5 Galaxy Загрузка C-5 Galaxy Схема C-5 Galaxy Загрузка C-5 Galaxy Осмотр двигателя C-5 Galaxy Дозаправка C-5 Galaxy в воздухе Носовая аппарель C-5 Galaxy C-5 Galaxy с открытыми люками грузового отсека C-5 Galaxy на взлете C-5 Galaxy над водой C-5B Galaxy после взлета C-5B Galaxy на погрузке C-5B Galaxy в полете C-5 Galaxy в полете C-5 Galaxy поднимает столбы пыли C-5 Galaxy после презентации Носовой люк C-5 Galaxy C-5 Galaxy, вид сбоку C-5 Galaxy на взлете C-5 Galaxy, дозаправка на фоне Луны
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь