Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Противолодочный самолет P-3 Orion

Производитель: Lockheed Martin (США) Государство: СШАГосударство: ИспанияГосударство: ЯпонияГосударство: НорвегияГосударство: Голландия (Нидерланды)Государство: АвстралияГосударство: АргентинаГосударство: ГрецияГосударство: Новая ЗеландияГосударство: ЧилиГосударство: ПакистанГосударство: ПортугалияГосударство: Корея (южная)Государство: Таиланд

Когда закончилась вторая мировая война, работы над противолодочной авиацией и средствами для обнаружения подводных лодок (ПЛ) не прекратились, а продолжались во все возрастающих масштабах. Следует отметить, что если средства поиска и поражения нужно было создавать практически заново, то летательный аппарат для них можно было выбрать из уже существующих. Когда потребовалось заменить устаревшие самолёты военного времени, то для сокращения затрат в ведущих странах в качестве прототипа решили использовать пассажирские (Бристоль "Британия" 310, Локхид "Электра", Де Хавиланд "Комета-4с". На базе их были разработаны патрульные и противолодочные самолёты "Аргус" (1958 г.), Локхид Р-3А "Орион" (1962 г.), HS-810 "Нимрод" (1969 г.). Не обошлось и без исключений, например, Бреге 1150 "Атлантик" был самолётом специальной постройки. Самолёты имели различные тактико-технические данные, степень и уровень автоматизации решения задач, различным был состав экипажа, но общее, что их объединяло, - способность решать широкий круг разнообразных задач, включая и противолодочные. На некоторых впоследствии установлены ракеты класса "воздух-поверхность". Ведущее место в разработке базовых патрульных самолётов занимали авиационные фирмы США. Они их строили, испытывали и после доработок поставляли ВМС, а также другим странам.

Так в апреле 1958 года. фирма Локхид предложила создать патрульный самолёт на базе серийного пассажирского самолёта "Электра" (кстати, не очень хорошо себя зарекомендовавшего). Предложение фирмы Локхид признали лучшим из всех представленных на конкурс, и ВМС США заключили с ней контракт. Работы шли в хорошем темпе, в ноябре следующего года начались испытания опытного экземпляра, а в 1962 году первый самолёт Р-3А "Орион" поступил в авиацию ВМС США. В общей сложности с момента выдачи тактико-технических требований (1957 г.) и до поставки первого серийного самолёта (1962 г.) затрачено пять лет. На самолёте Р-3А установлены четыре турбовинтовых двигателя "Аллисон" Т-56А-10, мощностью по 4 500 л.с. каждый. Можно считать, что разработчикам самолёта повезло, так как при диаметре фюзеляжа самолёта всего лишь три метра объём гермокабины оказался равным 195 куб.м, и это позволило не только создать комфортные условия для экипажа, но и разместить в ней основные блоки противолодочного оборудования, радиогидроакустические средства поиска, связное оборудование. Таким образом экипаж получил доступ ко многим блокам аппаратуры и возможность устранять некоторые неисправности в полёте, а также вручную перезаряжать четыре из 52 пусковых установок буев. Выталкивание последних производится с помощью пиротехнических устройств.

Противолодочное оборудование состояло из радиоакустических систем: "Джули", использующую в качестве источника акустической энергии взрывные источники звука с последующим приёмом отражённых от цели сигналов; "Джезебел", использующую пассивные низкочастотные буи. Устанавливался также авиационный магнитомер, индикатор обнаружения выхлопных газов в атмосфере от работающих дизелей ПЛ "Снифер", а также две РЛС. Можно было подвесить 4, а по другим данным 8 противолодочных самонаводящихся торпед, глубинные бомбы и другие средства поражения. Экипаж самолёта состоял из десяти человек. Ответственность за комплексное применение средств и принятие соответствующих задачам и обстановке тактических решений возлагались на офицера по тактической координации. Согласно действующим положениям командир экипажа отвечал за выполнение задания и безопасности полёта. Это обстоятельство являлось очень важным, и постепенно к подробному распределению обязанностей пришлось перейти и на наших противолодочных самолётах. Самолёт обладал хорошими манёвренными характеристиками, скорость его полета в поиске составляла 300-320 км/ч, максимальная 760 км/ч, дальность полёта до 9 000 км, продолжительность до 17 ч, которая могла быть увеличена при выключении в полёте одного или, в зависимости от полётного веса двух двигателей. Особенности самолёта Р-3А по сравнению с патрульными самолётами "Нептун" состоят в более высоких характеристиках и поисковых возможностях. Средства поиска на самолёте объединили в систему, работать с аппаратурой в полете было очень удобно, уровень шумов и вибраций оказался небольшим, немаловажное значение приобрело то обстоятельство, что остались свободными около 25% свободных объёмов для модернизации оборудования.

EP-3E Aries II: 12 самолетов P-3C, оснащенных оборудованием модели EP-3E.
NP-3E: различные самолеты, используемые в качестве постоянных испытательных аппаратов.
P-3F: шесть самолетов P-3C, поставленных в конце 70-хгг. ВВС Ирана. Оснащены оборудованием для дозаправки в воздухе, совместимым с самолетом-заправщиком Боинг 707.
P-3G: первоначальное обозначение самолета Локхид LRAACA, выбранного в октябре 1988 г. для замены модели Орион, но получившего в 1988 г. другое обозначение - P-7A.
P-3H: улучшенная разработка варианта P-3C для замены самолета P-7A LRAACA, от которой отказались в июле 1990 г.
P-3K: пять самолетов для Новой Зеландии; планировавшееся усовершенствование прекратилось в 1990 г.
P-3N: обозначение двух самолетов P-3B, которые использовались Береговой охраной Норвегии для наблюдений, поисково-спасательных операций и обучения.
P-3P: шесть самолетов P-3B ВВС Португалии. Один аппарат был переделан с целью приближения к стандарту самолета Update II компанией Локхид, а остальные - компанией OGMA.
P-3W: 20 самолетов P-3C-II для ВВС Австралии с процессорами AQS-901 и акустической системой обнаружения Барра (Barra).

P-3AEW&C: оснащенные авиационной системой дальнего обнаружения и наведения воздушным дозором самолеты P-3B; предназначались для Таможенной службы США, осуществлявшей патрулирование с целью обнаружения наркотиков.
CP-140 Aurora: 18 модифицированных самолетов P-3C, оснащенных противолодочной системой S-3 Viking. Выбраны в июле 1976 г. для осуществления программы модернизации Аргус (Argus) и использования в качестве патрульных самолетов большой дальности ВВС Канады.
CP-140A Arcturus: три самолета CP-140, оснащенных оборудованием для патрулирования окружающей местности и районов рыбного промысла, заказаны для замены самолетов Треккер (Tracker), использовавшихся ранее. Эти аппараты не имели противолодочной аппаратуры (ASW). Все они были поставлены к сентябрю 1991 г.

Модификации самолета:

P-3A: первый серийный вариант для ВМС США с турбовинтовыми двигателями Аллисон T56-A-10W мощностью на валу 3356 кВт (4500 л.с.); начиная со 109-й серийной машины, оснащался усовершенствованной системой "Делтик" ("Deltic") для обнаружения подводных лодок; построено 157 аппаратов.
P-3A(CS): четыре самолета ВМС с более мощным радаром для Таможни США, оснащенных авиационной системой дальнего обнаружения и наведения воздушным дозором (AEW&C).
EP-3A: семь машин P-3A, модифицированных для оценочных испытаний в качестве самолетов электронной разведки.
NP-3A: три самолета P-3A, используемых в специальных испытательных целях Научно-исследовательской лабораторией ВМС США.
RP-3A: два самолета P-3A из состава эскадрильи океанографических исследований VXN-8.
TP-3A: 12 самолетов P-3A, модифицированных для тренировки пилотов, без противолодочного вооружения (ASW).
UP-3A: 38 машин P-3A без противолодочного вооружения для использования в качестве транспортных самолетов широкого назначения.
VP-3A: три самолета WP-3A и два самолета P-3A, переделанные в варианты класса VIP и штабные.
WP-3A: четыре экземпляра P-3A, переделанные в 1971 г. для разведки погоды; предназначались для замены самолетов WC-121 Супер Констеллэйшн (Super Constellation); позднее один был обозначен как NP-3A, а три других - VP-3A.

P-3B: серийный вариант, начиная со 158-го самолета Орион, оснащенный турбовинтовыми двигателями Аллисон T56-A-14 мощностью на валу 3361 кВт (4910 л.с.) и системой "Делтик" для обнаружения подводных лодок.
EP-3B: два самолета Р-3А электронной разведки.
NP-3B: один самолет P-3B, переделанный в "летающую лабораторию" Морской научно-исследовательской лаборатории США.
P-3C: серийный вариант с системой A-NEW. Впервые поднялся в воздух 18 сентября 1968 г., введен в эксплуатацию в 1969 г.; построено 267 машин.
P-3C Update I: с новым усовершенствованным авиационным электронным оборудованием. С января 1975 г. построен 31 самолет.
P-3C Update II: с августа 1977 г. было построено 44 самолета с системой инфракрасного и акустического обнаружения и ракетами класса "воздух-поверхность" "Гарпун".
P-3C Update II.5: 24 самолета P-3С, выпущенные в 1981 г., оснащенные системами навигации и связи, инерциальной системой ориентации с помощью подводных лодок (IACS) и стандартными подкрыльными пилонами.
P-3C Update III: последние 50 самолетов ВМС США, оснащенные устройствами обработки акустических сигналов и приемником сигналов с акустических буев, а также усовершенствованным блоком звукового воспроизведения (APU). Поставки начались в мае 1984 г.

P-3C Update IV: вариант с усовершенствованной системой приборов радиоэлектронной разведки, дополнительным радаром AN/APS-137 (V) и датчиками для обнаружения бесшумных подводных лодок.
EP-3C: вариант самолета P-3C для электронной разведки ВМС Японии, разработанный компанией Кавасаки.
NP-3C: один самолет P-3C, переделанный в "летающую лабораторию" для ВМС США.
RP-3C: самолет YP-3C, модифицированный для замены модели RP-3A.
UP-3C: два самолета Орион универсальной схемы, построенные компанией Кавасаки для ВМС Японии.
RP-3D: один самолет P-3C, приспособленный для сбора данных о состоянии атмосферы.
WP-3D: два самолета P-3C, используемые Национальным управлением США по океанографическим и атмосферным исследованиям.
EP-3E Aries: 10 самолетов P-3A и два EP-3B, переделанных для электронной разведки. Были оснащены радарами, установленными в больших обтекателях в верхней и нижней частях фюзеляжа, имели подфюзеляжный обтекатель радиолокационной антенны перед крылом.

экипаж, человек10
длина, м35.61
размах крыльев, м30.38
высота, м10.27
количество * тип силовой установки4 * ТВД Аллисон Т-56-А10 (Аллисон Т-56-А14)
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс4 * 4 500 л.с. (4 * 4 910 л.с.)
масса пустого, кг27 890
масса, взлетная, кг64 400
масса нагрузки, кгдо 9 070
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч761
практический потолок, м8 600
радиус действия, км2 495
дальность полета перегоночная, км8 945
максимальная эксплуатационная перегрузка-
вооружение8 торпед или глубинных бомб + на 10 узлах подвески: 8 * УР AGM-68 Harpoon или 10 торпед или 10 мин
P-3 Orion заходит на посадку CP-140 Aurora - P-3 Orion канадской сборки EP-3 Orion ВМС США P-3 Orion на вираже P-3 Orion ВМС США на аэродроме P-3C Orion, вид спереди Вид снизу на P-3C Orion ВМС США P-3C Orion сопровождает корабли ВМС США P-3 Orion на аэродроме P-3 Orion на заснеженной полосе P-3 Orion ВМС США на аэродроме P-3 Orion перед взлетом P-3 Orion P-3K Orion ВВС Новой Зеландии P-3N Orion норвежских ВВС P-3 Orion в полете P-3 Orion сбрасывает ИК ловушки P-3 Orion ВВС Нидерландов Голландский P-3 Orion на посадке P-3 Orion перед взлетом Четверка P-3 Orion ВВС Нидерландов P-3 Orion на аэродроме P-3 Orion ВВС Новой Зеландии Схема P-3 Orion Летающая лаборатория на базе P-3 Orion P-3 Orion
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь