Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Штурмовик Су-39 Суперграч

Производитель: ОКБ имени Сухого (Россия) Государство: Россия

Силовая установка. Два ТРДР-195 (2 * 4 300 кгс), имеющие уменьшенную ИК-заметность. В перспективе предполагается установка более мощных и экономичных ТРДД. Ёмкость топливной системы увеличена до 4 890 л.

Вооружение. Вооружение штурмовика Су-39 размещается на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески и включает 16 сверхзвуковых противотанковых ракет Вихрь (Вихрь-М), имеющих возможность поражать и воздушные цели, летящие со скоростью до 800 м/с. Самолеты могут нести УР класса "воздух-поверхность" Х-29Т с телевизионным самонаведением или Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л с лазерным наведением, а также КАБ-500КР или КАБ-500Л калибром 500 кг. В комплекс вооружения входят, также, противорадиолокационные УР Х-58 или Х-31П. Самолет Су-25Т может оснащаться ракетами класса "воздух-воздух" Р-60М и Р-73 с ТГС. Су-25ТМ, кроме того, может нести ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности с радиолокационным наведением РВВ-АЕ, а также противокорабельные ракеты Х-35. Точность бомбометания достигает 2-5 м. Пушечное вооружение состоит из встроенной неподвижной установки НППУ-8 с пушкой ГШ-30 (30 мм, боекомплект 200 патронов), размещенной под фюзеляжем, а также двух-четырех подвесных пушечных установок СППУ-687 с пушкой ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов на каждую установку). Самолет может брать на борт до восьми блоков НАР С-8 (160 ракет) или С-13 (40 ракет), до восьми НАР С-24 или С-25. Неуправляемое бомбовое вооружение - до 32 боеприпасов калибром 100 км или до восьми - 250 или 500 км. Для поражения площадных целей возможна подвеска восьми КМГУ.

Cy-39: не числом, а умением (Владимир Карнозов)

В последнее время многие государства задаются вопросом: как уменьшить военные расходы без снижения уровня своей обороноспособности ниже черты разумной достаточности. ОКБ им. П.О. Сухого предлагает свой вариант ответа: "хочешь разоружения - перевооружайся". Смысл этой формулы заключается в замене устаревшей военной техники относительно небольшим количеством многоцелевых самолетов нового поколения. Перевооружение авиационных частей непосредственной поддержки сухопутных войск на самолеты Су-39 позволит сократить их численность в три раза. При этом число летательных аппаратов и военнослужащих, а значит и расходы на содержание армии, уменьшаются без ущерба для национальной безопасности. По мнению аналитиков, главной задачей авиации обороняющейся стороны в начальный период современной войны между двумя государствами будет уничтожение ударных бронетанковых соединений агрессора, или, по крайней мере, снижение темпов их продвижения вглубь национальной территории с тем, чтобы дать своим сухопутным войскам время на перегруппировку и организацию ответных действий. Штурмовики Су-39 способны решить такую задачу в радиусе до 800 км. Идея использования авиации против танков - не нова. В начале семидесятых годов США и СССР создали бронированные реактивные штурмовики А-10 и Су-25, успешно участвовавшие в боевых действиях. Поначалу второе пришествие относительно тихоходных "летающих танков", случившееся в эпоху сверхзвуковых скоростей, встретило непонимание и скептицизм со стороны военных. Генерал Шварцкопф, командовавший многонациональными силами во время войны с Ираком, признался, что только "Буря в пустыне" изменила его отношение к бронированным самолетам огневой поддержки: "Я понял, что штурмовики А-10 - незаменимы; без них мне было бы труднее одержать победу".

Но время не стоит на месте, и на сегодняшний день эффективность А-10 и Су-25 уже считается недостаточной. Они, в частности, не обеспечивают надежного поражения мобильных точечных целей в условиях низкой облачности и ночью. На замену устаревших самолетов в России разработан Су-39, представляющий собой глубокую модернизацию Су-25. Новый самолет предназначен для решения трех основных задач:

- Уничтожение танков, БМП, БТР и САУ на марше, поле боя и местах их сосредоточения перед вводом в бой в сложных метеоусловиях днем и ночью;
- Уничтожение морских целей типа быстроходных катеров, десантных барж, фрегатов и эсминцев;
- Уничтожение авиации сухопутных войск, ударных и тяжелых военно-транспортных самолетов на земле и в воздухе.

Процесс нанесения ракетно-бомбовых ударов самолетом Су-39 максимально автоматизирован. Полет по маршруту и выход на цель осуществляется автоматикой по данным, вводимым в бортовой вычислительный комплекс непосредственно перед вылетом. Текущие координаты самолета определяются с помощью спутниковых систем GLONASS и NAVSTAR с точностью до 15 м, либо в инерциальном режиме с коррекцией по оптическому локатору и радиолокатору. В момент выхода в район цели бортовой оптико-электронный прицельный комплекс "Шквал" начинает работу в режиме сканирования местности. В зависимости от высоты полета, он просматривает полосу шириной от 500 м до 2 км. Обнаружив цель на телевизионном экране, летчик производит привязку к цели, накладывает прицельную рамку и включает режим сопровождения цели телеавтоматом. Ведомый системой автоматического управления, самолет автоматически доворачивает на цель. При выполнении бомбовой атаки летчик удерживает боевую кнопку в нажатом состоянии до тех пор, пока не произойдет автоматическое отделение боеприпаса при прохождении расчетной точки сброса. В случае использования управляемых ракет летчик производит пуск нажатием на боевую кнопку и наблюдает результаты стрельбы на телевизионном экране. Повторный заход и выход из атаки осуществляются нажатием на соответствующие кнопки. При выполнении полета ночью задачи бомбометания и пуска лазерных ракет решаются низкоуровневой телевизионной системой "Меркурий", которая размещается в подвесном контейнере. В отличии от своих западных коллег, которые, в основном, используют тепловизоры в качестве пилотажных систем, специалисты ОКБ им. П.О. Сухого возлагают надежды на тепловизоры прежде всего как прицельные комплексы. Несмотря на заметный прогресс в развитии таких систем за последние годы, их разработчикам предстоит еще немало потрудиться над своими изделиями прежде чем те удовлетворят жестким требованиям самолетостроителей.

Благодаря высокой степени автоматизации полета, психологическая и физическая нагрузка на человека существенно снижается, что позволяет летчикам увереннее справляться с поставленной боевой задачей. Благоприятное влияние на морально-психологическое состояние пилота оказывает усиленная защита кабины, сварная титановая конструкция которой выдерживает попадания пуль, осколков и снарядов калибра до 30 мм. Важное отличие Су-39 от реактивных штурмовиков первого поколения - наличие на борту радиолокационного прицельного комплекса. При работе по земле, импульсно-доплеровская РЛС "Копье" обеспечивает всепогодность и круглосуточность применения самолета и выдачу предварительного целеуказания. Так, движущаяся по лесной дороге колонна танков обнаруживается на дальности свыше 20 км, железнодорожный мост - 100 км. Установка современной РЛС позволила включить в состав вооружения Су-39 новейшие ракеты типа "воздух-воздух" и "воздух-корабль". Теперь штурмовик может на равных вести дальний воздушный бой с истребителями, вооруженными радиолокационными ракетами типа "Спэрроу" и "AMRAAM". Ближний бой с Су-39 - не менее опасен. Тепловые ракеты Р-73Э, подвешиваемые под Су-39 для самообороны, считаются лучшими в мире, а мощная бортовая станция оптико-электронного подавления ставит помеху новейшей американской ракете "Супер Сайдуиндер" с высокой степенью вероятности. Для уничтожения Су-39 огнем 20-мм пушки "Вулкан" требуется добиться не менее тридцати попаданий - задача не из легких, особенно на низких высотах, где радиус и время разворота у штурмовика меньше, чем у существующих истребителей.

Глубокой модернизацией самолета Су-25 стал "противотанковый" штурмовик Су-39,предназначенный для применения в любое время суток и оснащенный новым высокоточныморужием - ракетным комплексом Вихрь с лазерно-лучевой системой наведения.Работы по созданию самолета начались в 1976 г. Штурмовик, способный бороться смалоразмерными, сильнозащищенными целями (в том числе танками стран НАТО нового поколения) первоначально предполагалось выполнить в двухместном варианте и оснастить ПТРК Радуга, однако в дальнейшем выбор был остановлен на перспективном ПТРК Вихрь,способным применяться одноместным самолетом. В качестве другого основного вооружения модернизированного штурмовика рассматривалась 45-мм перспективная пушка, подвижная в вертикальной плоскости, однако из-за сложностями сотработкой этой системы было решено оснастить самолет неподвижной двухствольной пушкой ГШ-30 (30 мм). Работы по установке нового комплекса вооружения на самолете Су-25 начались в 1980 г, рабочее проектирование модернизированного штурмовика Т8-М завершилось в 1982 году, постройка первого опытного образца (в него дорабатывался учебно-боевой самолет Т8-УБ) началась в 1983 году, а первый полет штурмовика состоялся 17 августа 1984 г., машинупилотировал летчик-испытатель А.Н. Исаков. Всего из самолетов Т8-УВ, построенных в Улан-Удэ, в Тбилиси в вариант Т8-М было доработано два опытных штурмовика, а также планер длястатиспытаний (проводились в СибНИА).

Затем Тбилисский авиазавод выпустил партию извосьми опытных самолетов. Государственные испытания Су-25Т завершены в сентябре 1993 г.,а в 1994 г. самолету было присвоено обозначение Су-39. По сравнению с исходным Су-25 новый штурмовик имел значительно более мощноевооружение, новое БРЭО и усовершенствованный комплекс боевой живучести. Первый серийный самолет совершил полет 26 июля 1990 г. В Тбилиси была собранаустановочная партия из12 штурмовиков, в 1994 г. часть этих самолетов была передана России. В дальнейшем, после распада СССР, серийное производство штурмовиков было освоено в Улан-Удэ. Для поставок за рубеж создан экспортный вариант - Су-25ТК, отличающийся составом БРЭО. Развитием штурмовика Су-25Т стал усовершенствованный самолет Су-25ТМ, первый полеткоторого состоялся в 1996 г. Серийное производство этого самолета освоено на заводе в Улан-Удэ. Сообщалось о намерении правительства Грузии заказать на тбилисском авиазаводе для собственных ВВС 50 самолетов Су-39. Однако эти планы могут быть реализованы лишь при тесном сотрудничестве с Россией.

Особенности конструкции. Конструкция самолета Су-39, в целом, подобна конструкции УБС Су-25УБ. Наместе кабины второго летчика расположен дополнительный мягкий топливный бак, а над нею - отсек для размещения дополнительного БРЭО. Пушечная установка перенесена подтопливный бак ?3 и смещена от оси симметрии самолета вправо на 273 мм. а освободившеесяпространство под кабиной занято БРЭО. Передняя пара шасси смещена влево от оси симметриина 222 мм. В хвостовой части фюзеляжа установлен дополнительный мягкий топливный бак.Кабина летчика герметизирована, что позволило поднять максимальную высоту боевого применения с 7 000 до 10 000 м. Повышена защищенность самолета. Общая масса средств боевой живучести Су-39 составляет 1 115 кг.

Общие системы. Самолет оснащен цифровой многоканальнойэлектродистанционной системой автоматического управления.Бортовая система активной безопасности автоматически предотвращает выход на недопустимыеполетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная сиспользованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролируетфизическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива,обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку. Имеется системаавтоматического гашения колебаний самолета в плоскости тангажа с использованием ПГО.

Летные характеристики. Максимальная скорость 950 км/ч; радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг: у земли - 400 км, на большой высоте - 700 км; перегоночная дальность с двумя ПТБ по 1 150 л и двумя - по 800 л - 2 250 км; рабочий потолок 10 000 м; посадочная скорость 230 км/ч; длина разбега 650 м; длина пробега 750 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5 g.

Массы и нагрузки.максимальная взлетная 20 500 (Су-25Т - 19 500), нормальная взлетная 16.500, максимальная боевая нагрузка 5 000 (Су-25Т - 4 400), - топлива во внутренних баках 3 840.

Оборудование. Самолет Су-25Т оснащен системой управления вооружением СУВ-25Т Восход, предназначенной для распознавания и автоматического сопровождения малоразмерных подвижных целей (танков, автомобилей, катеров и т. п.), целеуказания и автоматического наведения УР, а также для обеспечения стрельбы НАР и пушки. В состав комплекса входит круглосуточный автоматический прицельный комплекс Шквал (размещен в носовой части самолета и включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с блоком автоматического слежения за целью, а также лазерный дальномер-целеуказатель), система отображения информации (СОИ), центральная цифровая вычислительная машина, информационный комплекс вертикали и курса, доплеровский измеритель скорости и сноса, радиовысотомер, радиосистемы ближней и дальней навигации. Процесс навигации и атаки цели штурмовиком Су-25Т в максимальной степениавтоматизирован. Самолет автоматически выходит в район цели, на удалении 10-12 км от неевводится в действие телевизионная система, заранее ориентируемая в нужном направлении,затем летчик осуществляет контроль за выбором и автоматическим захватом цели, после чегосистема переходит на автосопровождение. После нажатия летчиком боевой кнопки компьютервыбирает необходимые боеприпасы и производит их пуск или сброс (пуск). После первогозахода на цель штурмовик способен в автоматическом режиме осуществить повторный заходили, по желанию летчика, вернуться на аэродром базирования (летчик может взять управлениесамолетом непосредственно перед посадкой). Точность навигации в автоматическом режимесоставляет 0,2% от длины пути, точность автоматического сопровождения малоразмернойподвижной цели на дальности 8 км - 0,6 м.

Су-25ТМ имеет усовершенствованный оптико-телевизионный прицельный комплекс Шквал-М, осуществляющий поиск и корреляционное опознавание цели в режимесканирования. Имеется режим автоматического полета к цели с точным выходом по времени: междуотдельными самолетами выдерживается строго определенный временной интервал, чтопозволяет проводить четко скоординированную групповую атаку с различных направлений. Другим новым элементом, введенным в комплекс БРЭО штурмовика, является подвесная РЛС трехсантиметрового диапазона Копье-25, являющаяся вариантом многоцелевой станции Копье, установленной на истребителе МиГ-21-93. РЛС позволяет применять самолет поширокому кругу воздушных, наземных и морских целей. Информация от подвесной РЛСвыводится на индикатор телевизионного типа, расположенный в правом верхнем углуприборной доски, а от телевизионной системы или подвесного тепловизора - на ИЛС. Станция имеет зону обзора +40?, дальность обнаружения целей класса "истребитель" (ЭПР 5 м2) - 57км. РЛС способна одновременно обнаруживать 10-12 целей и обеспечивать применение УР класса "воздух-воздух" по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг.

Еще одним вариантом подвески является контейнер с тепловизионным оборудованием. Усовершенствованный навигационный комплекс самолета Су-25ТМ дополнен блоком спутниковой навигации А-735. Обеспечен выход на цель в автоматическом режиме с точностьюдо 15 м вне зависимости от дальности полета. Бортовой информационный комплексобеспечивает возможность длительного полета на сверхмалых (до 15 м) высотах. Комплекс РЭБ, установленный на самолете Су-25ТМ, включает станцию радиотехническойразведки, систему активных помех в ИК-диапазоне, установленную в хвостовой части фюзеляжа, авиационные ложные цели, станцию активных радиотехнических помех Гардения. Усовершенствованный комплекс РЭБ, примененный на Су-25ТМ, включает встроенное и подвесное оборудование в контейнерном исполнении. В его состав входят: станция радиотехнической разведки, служащая для пеленгации всех типов РЛС противника, работающих в диапазоне 1,2-1,8 Ггц, а также определение наиболее опасной цели, ее координат и дальности до нее; малогабаритная станция активных радиотехнических помех, создающая уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи; станция оптико-электронных помех Сухогруз; устройство выброса ложных целей с комплектом 192 помеховых патрона; авиационные ложные цели для вскрытия и дезориентации комплексов ПВО противника, БРЛС самолетов и ракет с ГСН всех типов

Бортовая станция радиотехнической разведки "Пастель" предоставляет летчику Су-39 полную информацию о работающих наземных и воздушных РЛС, что позволяет ему не только своевременно подготовится к отражению атак истребителей, но и применить по наиболее опасным наземным РЛС противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-58УЭ. Если рабочая частота РЛС не попадает в диапазон головок самонаведения Х-31П и Х-58УЭ, ее выводят из строя с помощью лазерных ракет типа Х-25МЛ или "Вихрь". Основное назначения "Вихря" - поражение, прямым попаданием, современных танков и БМП с толщиной брони до 1 м. Вероятность уничтожения движущегося танка типа "Леопард-2" одной ракетой "Вихрь", выпущенной с Су-39 по целеуказанию от оптико-электронного комплекса "Шквал", составляет 0.8-0.85. В арсенале самолета есть и более тяжелые управлямые ракеты Х-29Л, Х-29Т и Х-25МЛ. Однако именно наличие "Вихрей" делает Су-39 действительно универсальным самолетом. Сверхзвуковая скорость, высокая точность попадания и относительно большая дальность стрельбы позволяют успешно применять эти ракеты по наземным, морским и воздушным целям. Так, например, вертолет типа "Апач" обнаруживается "Шквалом" на дальности 6 км и уничтожается "Вихрем" с вероятностью 0.9. Во время испытаний прямым попаданием ракеты был сбит самолет-мишень Ту-16. Боекомплект из 16 "Вихрей" позволяет штурмовику уничтожить в одном боевом вылете порядка 12 танков и вертолетов в любом сочетании.

Считается, что при атаке механизированных соединений противника самолетам штурмовой авиации целесообразно действовать совместно с противотанковыми вертолетами, эффективными над полем боя и малопригодными для действий в глубине вражеской обороны (по причине высокой уязвимости от огня ПЗРК, зенитной артиллерии и стрелкового оружия). Радиоэлектронные средства противодействия, комплекс боевой живучести и высокая скорость позволяют Су-39 выполнять боевые задачи над территорией противника с большой вероятностью возвращения на свой аэродром. Особо следует отметить, что с помощью "Вихрей" Су-39 может расстреливать танки противника оставаясь вне зоны действия его зенитных средств. Относительно небольшие величины минимальной дистанции до цели и разрешенной высоты пуска ракеты позволяют работать "Вихрем" в условиях ограниченной видимости (например, при метеоминимуме 2 км на 200 м). В условиях Европы, которая нередко прикрыта облачностью с нижней кромкой 200 м, только Су-39, вооруженный ракетами "Вихрь", может успешно бороться с подвижными бронированными целями.

Отработка "Шквала" и "Вихрей" была успешно завершена в 1993 году, в процессе государственных испытаний восьми самолетов Су-25Т. Всего было выполнено более 3000 полетов и около 40 пусков ракет "Вихрь". В настоящее время специалисты ОКБ им. П.О. Сухого проводят "привязку" РЛПК "Копье", ракет "воздух-воздух" и "воздух-корабль" к новой бортовой системе управления оружием. Завершается доработка второго опытного самолета - он будет нести "живую" РЛС. В августе к программе испытаний присоединится третий экземпляр Су-39, достраивающийся на авиазаводе в Улан-Уде. В будущем планируется построить еще несколько предсерийных Су-39. Исследования, проведенные НИИ МО, НИИ АС и ОКБ им. П.О. Сухого, по сравнительной эффективности выполнения 12 основных боевых задач самолетами Су-39, F-16, Мираж-2000-5, "Рафаль" и "Грипен", позволяют утверждать, что по критерию "стоимость - эффективность" российский штурмовик - лучшее средство сохранения национальной обороноспособности в современных условиях.

экипаж, человек1
длина, м15.53 (со штангой ПВД)
размах крыльев, м14.36
высота, м5.2
количество * тип силовой установки2 * ТРДР-195
тяга, кгс2 * 4 300
масса пустого, кг-
масса, взлетная, кг16 500
масса максимальная, кг20 500
масса нагрузки, кгдо 5 000
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч950
практический потолок, м18 000
радиус действия, км400 (у земли) или 700 (на высоте)
дальность полета перегоночная, км2 250 (с двумя ПТБ по 1 150 л и двумя - по 800 л)
максимальная эксплуатационная перегрузка6.5
вооружение встроенное30-мм пушка ГШ-30-1
вооружение подвесноена 8 узлах подвески: ПТРУРК Вихрь, УР Р-60, РБЕ-ДЕ, ПКР Х-3А1, Х-35, НУР, бомбы (в.т.ч. ядерные)
Су-39 Суперграч перед взлетом Су-25Т - прототип штурмовика Су-39 Суперграч Су-39 Суперграч до 1996 года назывался Су-25ТМ Су-39 Суперграч, вид спереди Кабина штурмовика Як-38 Forger Схема штурмовика Су-39 Суперграч Су-39 Суперграч на ВПП Су-39 Суперграч в Жуковском УР на пилонах штурмовика Су-39 Суперграч Су-39 Суперграч на МАКСе Су-39 Суперграч на аэродроме Приборная панель штурмовика Су-39 Суперграч Вид из кабины Су-39 Суперграч
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь