Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Транспортный вертолет Ми-4 Hound

Производитель: ОКБ имени Миля (Россия) Государство: РоссияГосударство: АлбанияГосударство: Алжир

Вертолет Ми-4 является первым военно-транспортным вертолетом в отечественных вооруженных силах. Создание Ми-4 было ускорено возросшей ролью вертолетов в вооруженных силах, подтвержденной на практике в военных действиях в Корее, особенно при высадке вертолетами в 1951 г. морского десанта в Инчоне. Разработка, летные испытания и внедрение вертолета Ми-4 в серийное производство были осуществлены в рекордный срок - в течение одного года: 5 октября 1951 г. было подписано постановление правительства о создании вертолета и началась его конструктивная разработка, а уже в июне 1952 г. первый опытный вертолет ВД-12 совершил первый полет (летчик-испытатель В.В. Виницкий) и в этом же году начал производится серийно. В 1953 г. первые серийные вертолеты Ми-4А успешно прошли войсковые испытания и стали поступать в вооруженные силы. По своим летно-техническим характеристикам и грузоподъемности вертолет Ми-4 значительно превосходил все зарубежные вертолеты. Имея такую же компановку силовой установки с поршневым двигателем, установленным в наклонном положении в носовой части фюзеляжа, как у вертолета Сикорский S-55, созданного в 1949 г., вертолет Ми-4 превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза, перевозя нагрузку 1 200 кг в нормальном варианте и 1 600 кг в перегрузочном. Просторная грузовая кабина вмещала 12 десантников с личным вооружением и боеприпасами и 16 десантников в перегрузочном варианте или грузы массой до 1 600 кг, и была снабжена грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом - решение, которое стало традиционным в дальнейшем для военно-транспортных вертолетов.

Под фюзеляжем в носовой части была предусмотрена гондола для стрелка с пулеметом калибра 12,7 мм на турельной установке. На всех вертолетах Ми-4 использовалась одна и та же силовая установка - специально разработанный для него вариант поршневого двигателья воздушного охлаждения АШ-82В взлетной мощностью 1 250 кВт / 1 700 л.с., разработанный ОКБ им. В.Д. Швецова. При разработке и доводке вертолета Ми-4 был решен ряд сложных научно-технических проблем, среди которых устранение флаттера лопасти несущего винта, повышение динамической прочности несущего и рулевого винтов и увеличение ресурса основных агрегатов. Вертолеты Ми-4 серийно производились в 1953-66 гг. на вертолетном заводе в г. Казани, где было построено примерно 3 200 вертолетов различных модификаций, из которых более 700 в 1956-66 гг. поставлены за рубеж в 24 страны; кроме того вертолеты Ми-4 под обозначением Z-5 производились в 1958-79 гг. по лицензии в КНР в г. Харбине, где было построено 545 вертолетов. В 1955 г. на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет из Москвы до полярной станции "Северных полюс-5" протяженностью более 5 000 км. На вертолетах Ми-4 в 1956-65 гг. были установлены 8 междкнародных рекордов, а в 1958 г. на всемирной выставке в Брюсселе вертолет был удостоен золотой медали. Вертолет Ми-4 широко использовался в вооруженных силах СССР, где в ВВС были сформированы вертолетные полки, в каждом из которых имелось 60 вертолетов. Вертолеты Ми-4 широко использовались в военных действиях в разных странах мира, в том числе и в Афганистане. По данным на середину 1995 г. в вооруженных силах различных стран используется 555 вертолетов Ми-4. Вертолеты Ми-4 стали основой для создания большого числа модификаций для вооруженных сил, перечень которых и основные особенности конструкций приводятся ниже:

Ми-4А - базовая модификация, основной транспортно-десантный вертолет вооруженных сил стран Варшавского Договора в 1950-1970 гг.

Ми-4С - спасательный вертолет для ВВС и ВМФ, модификация Ми-4А, оснащен спасательной лебедкой грузоподъемностью 156 кг и снаряжением для спасательных операций над сушей и морем.

Ми-4ПС - поисково-спасательный вертолет; разработка была начата в 1958 г.; оснащен оборудованием для работы в труднодоступных районах, РЛС Рубин-В, УКВ радиокомпасом Приток, радиокомпасом АРК-54, автопилтом АП-81, связной радиостанцией РСБ 5/230, дополнительными топливными баками, спасательной лодкой ЛАС-5М и надувными баллонетами.

Ми-4М - противолодочный вертолет, в 1959 г. предъявлен на государственные испытания, в 1963 г. принят на вооружение авиации ВМФ; оснащен гидроакустической станцией "Баку" и магнитомером АПМ-60; может нести 18 гидроакустических буев РГНБ; вооружение составляет 100 глубинных бомб ПЛАБ-МК, вертолет оснащен оптическим прицелом ОПБ-1Р.

Ми-4МЭ - экспортный вариант Ми-4М, разработан в 1963 г., поставляется в ряд стран.

Ми-4Т - вертолет-торпедоносец, развитие Ми-4М, без магнитометра и РЛС, был снабжен воздушной рамочной антенной СПАРУ-55, прицелом НКПБ-7 в дополнение к оптическому прицелу ОПБ-1Р, контейнером для гидроакустических буев и двухстворчатым контейнером для авиационной торпеды АТ-1, увеличенный запас топлива обеспечивал дальность до 500 км; вертолет мог использоваться в варианте морского бомбардировщика с бомбовой нагрузкой до 500 кг из глубинных бомб разного калибра.

Ми-4АВ - вооруженный вариант Ми-4А, первый отечественный транспортно-боевой вертолет для непосредственной поддержки наземных войск, на ферменных пилонах по бокам фюзеляжа могли подвешиваться на 6 балочных держателях авиационные бомбы, контейнеры с НАР калибром 57 мм и пусковые установки для четырех ПТУР Фаланга с радиокомандной системой наведения; вертолет был снабжен оптическим визором Ш121, коллиматорным прицелом ПКВ и оптическим прицелом ОПБ-1Р; в 1967-1968 гг. в вариант Ми-4АВ было переоборудованно 200 вертолетов Ми-4А.

Ми-4П - пассажирский, для перевозки 10 пассажиров и 200 кг груза. Вертолеты Ми-4П обслуживали около 100 вертолетных линий, в том числе в Москве для доставки пассажиров от центрального аэровокзала до аэропорта; был построен также ряд пассажирских вертолетов для правительственных перевозок с улучшенной планировкой кабины и обтекателями колес на опорах шасси.

Ми-4СХ - сельскохозяйственный, с опрыскивателем для жидких химикатов, с баком емкостью 1 600 кг или распылителем для твердых химикатов массой до 1 000 кг.

Ми-4Л - противопожарный вертолет для борьбы с лесными пожарами; в грузовой кабине устанавливались два бака емкостью по 500 л и размещались 8 пожарных со снаряжением.

экипаж, человек1-2
длина, м16.8
высота, м4.4
диаметр главного винта, м21.0
диаметр хвостового винта, м-
количество * тип силовой установки1 * ПД Швецов АШ-82В
мощность силовой установки, л.с.1 * 1 725
масса пустого, кг5 270
масса взлетная, кг7 350
масса максимальная, кг7 800
масса нагрузки, кг1 600 (10 пассажиров или 12-16 солдат или 8 больных на носилках)
скорость максимальная, км/ч210
практический потолок, м6 000
радиус действия, км410 (с ПТБ - 660)
вооружение встроенное12.7-мм пулемет ТКБ-481 (200 патронов)
вооружение подвесноеотсутствует
Ми-4А Hound ВВС ГДР Ми-4 Hound в музее Ми-4 Hound ВВС Польши Ми-4 Hound ВВС ГДР в музее Ми-4 Hound в оригинальной окраске Схема вертолета Ми-4 Hound Ми-4 Hound в венгерском музее Ми-4 Hound в музее Ми-4 Hound китайской сборки Ми-4 Hound в чешском музее Ми-4 Hound, вид на шасси Ми-4 Hound ВВС Финляндии в музее Ми-4 Hound, вид на несущий винт Ми-4 Hound вид сзади на Ми-4 Hound Ми-4 Hound ВВС ГДР Ми-4 Hound ВВС ГДР десантирует пехоту Ми-4 Hound на реконструкции
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь