Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель F-21 Kfir

Производитель: Israel Aircraft Industries (Израиль) Государство: СШАГосударство: ИзраильГосударство: КолумбияГосударство: ФилиппиныГосударство: ТайваньГосударство: Эквадор

Первая публичная демонстрация истребителя Кфир, состоявшаяся 14 апреля 1975г. в аэропорту Бен Гурион, сопровождалась неофициально распространявшейся информацией о том, что истребители этого типа принимали участие в арабо-израильской "октябрьской войне" 1973г. и что на вооружении ВВС Израиля уже находится более сотни таких самолетов. Однако "утечка" информации была, по-видимому, официально организована с целью создать впечатление, что Израиль уже не зависит от зарубежных поставок современного оружия, и поднять тем самым моральный дух израильского общества, переживавшего очередные экономические трудности. На самом деле официальный показ двух серийных Кфиров совпал лишь с началом поставок самолетов этого типа на вооружение израильских ВВС.

Франция долгое время была главным поставщиком вооружений в Израиль и наложенное президентом де Голлем в 1967г. эмбарго на поставку военной техники в эту страну стало тяжелым ударом для Израиля, который незадолго до этого заказал 50 истребителей-бомбардировщиков Мираж 5J в дополнение к поставленным ранее 75 истребителям Мираж IIICJ/BJ. В сложившейся ситуации израильское правительство решило развивать собственную авиационную базу. Помимо модернизации имевшихся Миражей IIICJ, в кратчайшие сроки было налажено собственное производство истребителей Нешер (первый полет первого опытного самолета состоялся в сентябре 1969г.), фактически представлявших собой копию Миража 5J (этот вариант Миража разрабатывался во Франции в соответствии с израильскими требованиями и представители заказчика сумели получить исчерпывающую информацию о его конструкции и системах, контролируя его проектирование и подготовку к предполагавшемуся производству на заводах фирмы Дассо, а также с помощью платных осведомителей) с несколько отличавшейся системой управления огнем. И наконец, 19 октября 1970г. поднялся в воздух опытный самолет Кфир (переоборудованный из Мираж IIICJ), отличавшийся установкой американского двигателя Дженерал Электрик J79-GE-17 (вместо французского SNECMA "Атар"9С на Миражах и Нешере). В июне 1973г. начались летные испытания второго опытного самолета, уже полностью построенного израильской фирмой IAI. Израиль добился лицензии на производство американского двигателя в связи с тем, что он имел повышенную тягу и улучшенную экономичность по сравнению с французским и, кроме того, давал преимущества стандартизации, так как стоял на истребителях Макдоннелл-Дуглас F-4E Фантом, закупленных у США и поступавших на вооружение ВВС Израиля с сентября 1969г. Самолет Кфир строился в следующих модификациях:

Кфир С. 1 - исходный одноместный серийный вариант. В 1975-1976гг. построено 27 самолетов;

Кфир С.2 и ТС.2 - соответственно одно- и двухместный учебно-тренировочный варианты с улучшенной аэродинамикой. В 1976-1983гг. построено 185 самолетов С.2/ТС.2, большинство из которых впоследствии переоборудованы в вариант С.7/ТС.7;

Кфир С.7 и СТ.7 - соответственно одно- и двухместный учебно-тренировочный усовершенствованные варианты. Кфир С.7 разработан и построен в 1982-1983гг., поставки начались в августе 1983г.;

Силовая установка. ТРДФ J79-J1E, установленный на самолете "Кфир"С.7, является вариантом двигателя J79-GE-17, производимом по лицензии в Израиле. Воздухозаборники боковые, полукруглые с регулируемыми полуконусами. Расход воздуха 77 кг/с, степень повышения давления 12,4, длина 5,3 м, диаметр 0,99 м, масса 1 740 кг. Топливо размещается в пяти фюзеляжных и четырех встроенных крыльевых баках. Возможна подвеска сбрасываемых топливных баков под крылом и одного под фюзеляжем емкостью до 1 700 л. Имеется система дозаправки топливом в полете.

Общесамолетные системы. Установлены две независимые гидравлические системы с рабочим давлением 21 МПа (210 кгс/кв.см.). Первая система используется для привода рулей и уборки-выпуска шасси, вторая приводит в действие рули, тормозные щитки, шасси, тормоза колес. Резервированная система электроснабжения питается от двух генераторов мощностью 115 кВ·А (115 В, 400 Гц), приводимых от двигателя через приводы постоянной частоты вращения. Источником постоянного тока являются два трансформатора-выпрямителя напряжением 28 В и никелево-кадмиевая аккумуляторная батарея (24В, 40А·ч). Имеются две независимые системы кондиционирования, одна из которых обслуживает кабину летчика, другая - отсеки радиоэлектронного оборудования.

Целевое оборудование. На Кфир С.7 используется импульсно-доплеровская РЛС управления огнем Элта EL/M-2001B, обеспечивающая обнаружение и атаку воздушных целей на фоне подстилающей поверхности, имеющая режимы поиска морских це- лей, картографирования при сжатии импульсов и обеспечения полета при следовании рельефу местности и обходе наземных препятствий. Установлены также многофункциональная навигационно-бомбардировочная система S-8600 с вычислителем воздушных параметров, навигационно-прицельная система IAI/Элбит WDNS 391, автоматизированная система управления оружием Элбит 82, система опознавания государственной принадлежности, средства РЭБ.

Вооружение. Две пушки DEFA 552 (30 мм, по 140 патронов) под воздухозаборниками двигателей. Девять узлов наружной подвески оружия, контейнеров с оборудованием РЭБ или сбрасываемых топливных баков (пять подфюзеляжных и по два под консолями крыла). В конфигурации перехватчика самолет может нести две УР класса воздух-воздух "Сайдуиндер", "Питон"3 или "Шафрир"2. Для действий по наземным целям могут подвешиваться одна бомба M118 калибром 1 360 кг, две бомбы по 360 или 450 кг, до четырех бомб калибром 227 кг или УР класса воздух- поверхность "Шрайк", "Мейврик" или планирующая бомба GBU-15 на подфюзеляжных узлах и две бомбы по 450 кг или шесть бомб по 227 кг на подкрыльных узлах. Возможна подвеска кассетных бомб, пусковых блоков с НАР, баков с напалмом и контейнеров с оборудованием РЭБ.

Размеры. Размах крыла 8,22 м; длина самолета 15,65 м; высота самолета 4,55 м; площадь крыла 34,80 кв.м.; угол стреловидности крыла по передней кромке 60,35 град; размах ПГО 3,73 м; площадь ПГО 1,66 кв.м.

Двигатели. Число и тип - 1 ТРДФ Дженерал Электрик J79J1E; статическая тяга форсированная / нефорсированная 84,0 / 53,3 кН (8 570 / 5 435 кгс).

Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная масса 16 500; масса пустого самолета в варианте перехватчика 7 285; типовая боевая масса при выполнении задач перехвата при 50%-ном запасе топлива во внутренних баках и с 2 УР "Шафрир" 9 400, при атаке наземных целей с подвесными топливными баками (2 * 1 300 л) и 7 бомбами по 227 кг - 14 670; запас топлива во внутренних баках 3 245 л, максимальный в подвесных баках 4 700 л; максимальная масса нагрузки на внешних узлах 5 775.

Летные данные. Максимальная скорость на высоте 11 000 м - 2 440 км/ч; боевой потолок 17 680 м; боевой радиус действия с резервом топлива на 20 мин при выполнении задач перехвата с подвесными баками (1 * 825 л + 2 * 1 300 л) и с 2 УР "Шафрир" 776 км, при атаке наземных целей при полете по профилю большая-малая-большая высота с бомбами (2 * 362 кг + 2 * 227 кг), 2 УР "Шафрир" и подвесными баками (1 * 1 300 л + 2 * 1 700 л) 1185 км; скороподъемность у земли 240 м/с; перегоночная дальность с подвесными баками (1 * 1 300 л + 2 * 1 700 л) 3 230 км; длина разбега при максимальной взлетной массе 1 450 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 7,5.

Боевое применение. Истребители Кфир широко использовались в арабо-израильских столкновениях, участвуя в воздушных боях и в операциях по наземным целям. По западным данным, в воздушной стычке 2 июня 1979г. с самолета Кфир был сбит сирийский истребитель МиГ-21. Это произошло во время израильской операции по подавлению предполагаемых баз террористов в Южном Ливане. Для выполнения удара были привлечены самолеты F-4 Фантом и А-4 Скайхок. Прикрытие ударных самолетов осуществлялось шестью самолетами F-15 и двумя истребителями Кфир. Наведение всей группы производилось самолетом ДРЛО Е-2С. 8-12 сирийских истребителей МиГ-21 предприняли попытку перехвата ударной группы. В завязавшемся воздушном бою было сбито шесть самолетов МиГ-21 (из них пять - истребителями F-15), а несколько других повреждено. Из шести сбитых самолетов четыре были поражены ракетами с ИК ГСН, один - ракетой "Спэрроу" с РЛ ГСН и один - пушечным огнем с близкого расстояния. Интенсивным было применение истребителей Кфир в арабо-израильском конфликте 1982г.

F-21A - обозначение 25 самолетов Кфир, переданных в аренду ВМС и корпусу морской пехоты США, которые использовали эти истребители в 1985-1989гг. во время учений в качестве самолетов условного противника (для имитации советских истребителей МиГ-23 в учебных эскадрильях "Агрессор"). Позднее F-21A были заменены истребителями Дженерал Дайнэмикс F-16N, имитирующими российские МиГ-29.

Помимо более 200 самолетов, построенных для ВВС Израиля, 25 истребителей Кфир поставлены Колумбии и Эквадору, 58 - заказаны Филиппинами и Тайванем. Остальные возможные поставки на экспорт блокировались США в связи с использованием американского двигателя на самолете. К началу 1993г. на вооружении ВВС Израиля состояли четыре эскадрильи с более чем 125 самолетами Кфир С.7/СТ.7: самолеты трех эскадрилий используются в качестве перехватчиков, одной - в качестве ударных самолетов.

Конструкция. Кфир представляет собой одноместный однодвигательный моноплан с низкорасположенным крылом. Конструкция крыла и вертикального оперения Кфира С.1 была практически такой же, как у Миража. Основные конструктивные отличия планера состояли главным образом в укорочении и увеличении диаметра хвостовой части фюзеляжа в связи с установкой двигателя J79, имевшего меньшую длину по сравнению с "Атаром" и повышенную температуру газов перед турбиной. Было также усилено шасси и значительно изменено приборное оборудование. Вариант Кфир С.2 из "бесхвостки" превратился в "утку", так как на нем было введено неподвижное ПГО по бокам воздухозаборников. Это позволило повысить подъемную силу на больших углах атаки и увеличить реализуемые углы атаки, а также уменьшить балансировочное сопротивление самолета вследствие дестабилизирующего эффекта ПГО. Дополнительное улучшение маневренности и ВПХ самолета Кфир С.2 было достигнуто установкой уступов по передней кромке консолей крыла. Небольшие горизонтальные гребни, появившиеся по бокам носового обтекателя самолета, помогли улучшить его путевую устойчивость на больших углах атаки. На варианте Кфир С.7 по сравнению с С.2 установлена модификация двигателя с повышенной форсированной тягой, увеличена взлетная масса и усовершенствовано оборудование, добавлены два дополнительных узла внешней подвески.

На Кфир С.7 кессонное крыло имеет обшивку из механически обработанных панелей с монолитным подкреплением. Удлинение крыла 1,9, относительная толщина профиля у корня/на концах 4,5/3,5%. Установлены двухсекционные элевоны и небольшие внутренние рули, используемые для автоматической стабилизации самолета по тангажу. У носка крыла на верхней и нижней поверхностях установлены небольшие тормозные щитки. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в соответствии с правилом площадей. Кабина летчика герметическая с системой кондиционирования и кислородной системой. Катапультное кресло Мартин-Бейкер IL10P обеспечивает аварийное покидание самолета в полете и на стоянке. На двухместном учебно-тренировочном варианте ТС.7 кресла установлены последовательно. Фонарь кабины открывается назад-вверх. Основные органы управления системами самолета расположены на ручке управления и РУД. Киль с рулем направления, сильно выдвинутый вперед форкиль треугольного сечения служит каналом заборника для подачи охлаждающего воздуха к форсажной камере. Под хвостовой частью фюзеляжа имеется небольшой подфюзеляжный киль. Шасси трехопорное, убирающееся, с одноколесными стойками. Передняя стойка управляемая с демпфером колебаний "шимми", убирается назад, основные стойки убираются внутрь к фюзеляжу. Амортизаторы масляно-пневматические, тормоза колес дисковые с автоматами торможения. Пневматики бескамерные низкого давления. Колея шасси 3,20 м, база 4,87 м.

экипаж, человек1
длина, м15.65
размах крыльев, м8.22
высота, м4.55
количество * тип силовой установки1 / ТРДФ Дженерал Электрик J79J1E
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс5 435 / 8 570
масса пустого, кг7 285
масса, взлетная, кг14 670
масса максимальная, кг16 500
масса нагрузки, кг5 775
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч - / 2 440
практический потолок, м17 680
радиус действия, км1 185
дальность полета перегоночная, км3 230
максимальная эксплуатационная перегрузка7.5
вооружение встроенноеДве пушки DEFA 552 (30 мм, по 140 патронов)
вооружение подвесноена 9 узлах подвески: УР Сайдуиндер, Питон 3 или Шафрир 2; бомбы калибром 1360 кг, 360, напалм
Kfir C.7, вид спереди Kfir, вид снизу Kfir С.2 в авиамузее Kfir С.2 - экспонат авиамузея Kfir С.2 на экспозиции Истребитель Kfir С.7 Kfir С.7 в музее Kfir С.7 с блоками НУРС на подвеске Kfir С.7 на экспозиции Схема истребителя Kfir С.7 Kfir над городом Звено истребителей Kfir в порту Демонстрация арсенала истребителя Kfir Kfir на ВПП Двойка Kfir над морем Подготовка Kfir к вылету Истребители Kfir сопровождают штурмовик A-4 Skyhawk Истребители Kfir над пустыней Kfir на фоне заката Kfir атакует... Kfir на взлете Звено Kfir на аэродроме Kfir на последней стоянке
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь