Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель F-104 Starfighter

Производитель: Lockheed Martin (США) Государство: ГерманияГосударство: Италия

Первый истребитель, способный совершать установившийся горизонтальный полет со скоростью, более чем в два раза превышающей скорость звука, F-104 сравнительно мало применялся в вооруженных силах США - страны, где он был создан. Но на протяжении почти четверти века он был одним из основных истребителей западноевропейских стран, поставлялся он и в другие страны мира, некоторые из которых до сих пор имеют его на вооружении, хотя уже к середине 1960-х годов его время практически прошло. F-104 разработан под руководством выдающегося американского конструктора К. Джонсона в соответствии с выпущенными ВВС США в декабре 1952г. требованиями к легкому дневному истребителю завоевания превосходства в воздухе, предназначенному для замены, начиная с 1956г. самолетов F-100 в составе тактического авиационного командования. При его создании был использован опыт, накопленный при проектировании опытного истребителя Локхид F-90 (1949г.) и экспериментального самолета Дуглас Х-3 (1952г.). Требования ВВС США основывались на опыте войны в Корее, которая показала превосходство, прежде всего по скороподъемности и высотным характеристикам, легкого советского истребителя МиГ-15 над более тяжелыми американскими F-86 и F-100. Тем не менее ВВС вначале предполагали разработку относительно тяжелого самолета с треугольным крылом и изменили свою позицию лишь после представления фирмой Локхид в ноябре 1952г. инициативного проекта легкого истребителя с прямым крылом. БРЭО самолета было упрощено: принесено в жертву достижению высоких летных характеристик, главным образом скороподъемности и максимальной скорости. По скороподъемности, достигавшей 250 м/с, будущий F-104 должен был намного превосходить любой современный истребитель.

После выпуска требований технические предложения поступили также от фирм Рипаблик и Норт Америкен, выбор в январе 1953г. фирмы Локхид был обусловлен не только высокими качествами ее проекта, но и желанием ВВС предотвратить монополию фирм Рипаблик и Норт Америкен на разработку и производство истребителей. 11 марта 1953г. был выдан контракт на постройку и испытания двух опытных самолетов XF-104, первый из которых совершил первый полет 4 марта 1954г. Было построено 52 (по сравнению с 17 планировавшимися) предсерийных самолетов YF-104A, летные испытания первого из которых начались 17 февраля 1956г. Самолет F-104A был принят на вооружение 26 января 1958г., но не в тактической авиации, как планировалось, а командованием ПВО (хотя самолет задумывался не как перехватчик) в связи с задержками по программе F-104 и острой нуждой, которую командование ПВО испытывало в промежуточном истребителе для заполнения "бреши" между снятым с эксплуатации F-102 и предполагавшимся к принятию на вооружение F-106. В 1960г. часть самолетов F-104A была передана ВВС национальной гвардии. Всего было построено 2 406 самолетов "Старфайтер" в различных модификациях, основными из которых являются:

F-104A - одноместный истребитель-перехватчик (поставки ВВС США завершились в декабре 1958г., построено 170 самолетов, включая предсерийные; снят с вооружения ВВС США в декабре 1969г., часть самолетов была передана Пакистану, Тайваню и Иордании);

F-104C - одноместный истребитель-бомбардировщик (поставлено ВВС США 77 самолетов с сентября 1958г. по июнь 1959г., сняты с вооружения ВВС национальной гвардии США в июле 1975г.);

F-104 широко использовался в США и ФРГ для различных экспериментов, в частности, в ФРГ на рубеже 1970 - 1980-х гг. испытывался самолет F-104G CCV со статически неустойчивой компоновкой. Три самолета NF-104A, оснащенные дополнительным ракетным двигателем LR-121 и струйной системой управления, использовались для подготовки американских астронавтов. Один из них 6 декабря 1963г. установил неофициальный мировой рекорд высоты полета 36 820 м. Один из F-104N, использовавшихся американским управлением NASA в качестве самолетов сопровождения при испытаниях экспериментальных машин, стал причиной катастрофы бомбардировщика Норт Америкен ХВ-70 "Валькирия", столкнувшись с ним в воздухе 8 июня 1966г.

Приведенное ниже описание самолета относится прежде всего к варианту F-104G.

Конструкция. Самолет нормальной схемы со среднерасположенным трапециевидным крылом. Выполнен без использования правила площадей (хотя конструкторы были информированы об открытии этого закона), имеет фюзеляж большого удлинения и относительно малое крыло, вследствие чего его называли "ракетой с человеком на борту". Максимальная эксплуатационная перегрузка 7,3 при минимальном запасе топлива, но обычно в полете перегрузка не превышает 5. Фюзеляж и крыло цельнометаллической конструкции, выполнены в основном из алюминиевого сплава 75ST. Крыло двухлонжеронное с обшивкой из монолитных фрезерованHa F-104G основой комплекса управления огнем и навигационного оборудования служит двухрежимная моноимпульсная РЛС Норт Америкен F-15A NASARR с антенной диаметром 0,60 м, работающая в режимах обзора местности и воздушного пространства. При обзоре местности РЛС выдает дальность до наземной цели для визуального бомбометания, плановое радиолокационное изображение местности для бомбометания в сложных метеоусловиях и изображение рельефа местности для навигации и обхода летчиком наземных препятствий в полете на малой высоте.

В режиме обзора воздушного пространства РЛС обеспечивает поиск и захват воздушной цели, пуск НАР на встречно-пересекающихся курсах, стрельбу из пушки и пуск УР при атаке из задней полусферы. Установлены также стрелковый прицел с неподвижной сеткой и вычислитель системы бомбометания. Навигационная аппаратура включает ИНС Литтон LN-3 с навигационной ошибкой 2,8 км/ч и радионавигационную систему TACAN, автоматическую систему счисления пути РН-14А. Предусмотрено использование системы радионаведения по командам с земли с директорной индикацией. Связное оборудование включает радиостанцию ДМВ диапазона. F-104S оснащен усовершенствованным вариантом R21G/H РЛС F-15G NASARR. F-104S ASA снабжен РЛС FIAR R21G/M1 "Сеттер", способной осуществлять поиск и обеспечивать поражение целей в нижней полусфере, ИЛС, новыми оборудованием РЭБ и системой опознавания госпринадлежности, навигационной системой и другой аппаратурой.

Вооружение. Встроенная шестиствольная пушка Дженерал Электрик М61 (20 мм, 300 патронов) установлена в носовой части фюзеляжа одноместных самолетов слева по борту, предусмотрена ее замена на дополнительный топливный бак емкостью 462 л; на двухместных самолетах отсутствует американский F-104A кроме пушки (которая на нем установлена с 1964г.), нес лишь две УР AIM-9B на концах крыла; на пакистанских F-104A использовалось также бомбовое оружие. F-104C с самого начала был оснащен и оружием класса воздух-земля, F-104G имеет пять точек подвески вооружения, рассчитанных на максимальную нагрузку 2 720 кг, F-104S - девять точек, на которых может подвешиваться нагрузка до 3 175 кг. Подвесное вооружение F-104G может включать обычные (в том числе калибра 907 кг) и ядерную (на F-104C - бомба Мк.28 в контейнере MN-1A на центральном подфюзеляжном узле) бомбы, УР класса воздух-воздух AIM-9 "Сайдуиндер" и воздух-поверхность AGM-12В "Булпап", HAP, управляемые бомбы, бомбовые кассеты, мины, баки с напалмом. На F-104S встроенная пушка снята для установки системы наведения УР AIM-7 "Спэрроу", которые подвешиваются на подкрыльных пилонах, могут подвешиваться блоки HAP, контейнер с пушкой М61 и боезапасом 725 патронов. F-104S ASA вооружен УР класса воздух-воздух "Аспид" IA средней дальности и AIM-9L малой дальности.

F-104G (G от Germany - для Германии) - экспортный многоцелевой всепогодный истребитель (первый полет 7 июня 1960г., построено 1 322, включая 139 фирмой Локхид для ФРГ, Греции, Норвегии и Турции, а остальные по лицензии в Канаде, в том числе 200 в варианте CF-104, и Западной Европе для Дании, Греции, Норвегии, Испании, Тайваня, Турции, Канады, Бельгии, ФРГ, Италии и Нидерландов);

RF-104G - тактический разведывательный вариант самолета F-104G (построено 194, из них 154 по лицензии в Западной Европе);

F-104J - всепогодный перехватчик для ВВС Японии (первый полет 30 июня 1961г., построено 210, из них 178 по лицензии в Японии фирмой Мицубиси);

F-104S (S - от Sparrow) - многоцелевой истребитель для ВВС Италии (первый полет опытного самолета в декабре 1966г., в 1968-1979гг. построено 246 по лицензии в Италии, включая 40 самолетов для Турции).

Выпускались также двухместные учебно-боевые и учебно-тренировочные самолеты F-104B (26 самолетов), F-104D (21), F-104F (30), TF-104G (181), TF-104J/F-104DJ (20), CF-104D.

Бортовые системы не представляли собой чего-то нового, но аэродинамика самолета была революционной и он отличался "футуристическими" (по тому времени) формами: вместо обычного для скоростных самолетов того времени стреловидного крыла "Старфайтер" имел крыло малого размаха, малого удлинения, очень тонкое с заостренными (как у ножа) передними и задними кромками - для предотвращения травм наземного персонала пришлось даже использовать защитные чехлы носков крыла. В мае 1958г. на F-104A были установлены мировые рекорды скорости 2 259,8 км/ч и высоты 27 812,7 м полета, в декабре 1958г. - три рекорда набора высоты: 3 000 м за 41,35 с, 15 000 м за 131,1 с, 25 000 за 266,03 с. 24 октября 1977г. на самолете F-104RB собственной сборки Д. Гринеймер установил мировой рекорд скорости 1 590,45 км/ч на базе 3 км на малой высоте (этот самолет был потерян в аварии в начале 1978г.).

В 1986-1991гг. 150 самолетов F-104S ВВС Италии были модернизированы в вариант F-104S ASA. Цена одного самолета F-104G составляла 1,42 млн долл. В начале 1960-х гг. вследствие высокой аварийности германских F104G в ФРГ (которая достигла 139 аварий на 100 000 летных часов) "Старфайтер" стал пользоваться репутацией трудного и опасного в пилотировании самолета, получив иронические прозвища "летающий гроб" и "поставщик вдов". Полагают, что причиной столь высокой аварийности F-104 в Люфтваффе послужило сочетание неблагоприятных факторов, в том числе малого опыта у наземного и летного персонала, сложных профилей полета и воздействия специфических погодных условий ФРГ на оборудование самолета. Впоследствии аварийность снизилась до уровня, сравнимого с уровнем других боевых самолетов НАТО.

Двигатель. Число и тип 1 ТРДФ Дженерал Электрик J79-GE-11A; статическая тяга 69,42/44,50 кН (7075/4535 кгс); статический удельный расход топлива на форсированном/нефорсированном режиме 1,97/0,83 кг/кгс*ч.

Массы и нагрузки. кг: максимальная полетная масса 13 170; нормальная взлетная масса без внешних подвесок 9 000; масса пустого самолета 6 350; запас топлива во внутренних баках 2 650; максимальная посадочная масса 10 430.

Летные данные. Максимальная скорость горизонтального полета без подвесок на высоте 12 190 м - 2 124 км/ч, на высоте 305 м - 1 473 км/ч; посадочная скорость 270 км/ч; скорость сваливания 232 км/ч; скороподъемность у земли 244 м/с; практический потолок 16 750 м; тактический радиус действия с 4 подвесными топливными баками при скорости 982 км/ч - 1 110 км; дальность полета нормальная 1 740 км, перегоночная 3 510 км; длина разбега при массе 9 906 кг - 902 м; длина пробега при массе 7 212 кг - 695 м.

Боевое применение. В 1965г. одна эскадрилья F-104C ВВС США была развернута в Дананге и использовалась для нанесения ударов по целям в Южном и Северном Вьетнаме, но понесла значительные потери и была отозвана обратно на базу в США. С середины 1966г. по июль 1967г. еще одно подразделение F-104C было направлено в Юго-Восточную Азию и применялось для выполнения ударных задач, пока не было заменено более эффективными самолетами F-4D.

Пакистанские F-104A применялись в индо-пакистанском конфликте в декабре 1971г. (в 1970г. Пакистану было поставлено семь самолетов из состава ВВС США; кроме того, по некоторым данным, в самом начале конфликта в Пакистан были переправлены 10 F-104A ВВС Иордании). F-104 использовались, главным образом, для дальних ударных операций, в частности, для ударов по индийским аэродромам, показав, по пакистанским сообщениям, хорошую результативность. Применялись они и для прикрытия ударных самолетов. По утверждению представителей Индии, в ходе 15-дневных военных действий с 3 по 17 декабря 1971г. было поражено девять пакистанских F-104. Четыре пакистанских F-104 были сбиты пушечным огнем и ракетами с ИК ГСН Atoll с самолетов МиГ-21: один 12 декабря близ аэродрома Джамнагар, а также один 17 декабря при атаке аэродрома в Раджастхане и два в этот же день близ Наяхор при выполнении задачи прикрытия атакующих пакистанских самолетов F-86 "Сейбр". В последнем случае F-104 попытались завязать маневренный воздушный бой, но значительно более поворотливые на горизонталях МиГи-21 легко одержали победу. Остальные F-104 были потеряны от огня малокалиберной зенитной артиллерии. Пакистан признал потерю лишь трех самолетов F-104. По пакистанским данным, F-104 сбили пять индийских самолетов (Су-7, "Нэт", "Канберра", "Ализе" и HF-24 "Марут").

экипаж, человек1
длина, м16.69
размах крыльев, м6.68 (без концевых баков)
высота, м4.11
количество * тип силовой установки1 / ТРДФ Дженерал Электрик J79-GE-11 А
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс4 535 / 7 075
масса пустого, кг6 350
масса, взлетная, кг9 000
масса максимальная, кг13 170
масса нагрузки, кг2 720
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 473 / 2 124
практический потолок, м16 750
радиус действия, км1 740
дальность полета перегоночная, км3 510
максимальная эксплуатационная перегрузка7.3
вооружение встроенное20-мм пушка М61 (300 патронов)
вооружение подвесноеУР AIM-9, AGM-12B, бомбы калибра 907 кг, НАР, напалм
F-104 Starfighter в авиамузее F-104 Starfighter ВВС Италии над средиземноморьем Схема истребителя F-104 Starfighter Взлет F-104 Starfighter ВВС США F-104 Starfighter итальянских ВВС на аэродроме F-104G Starfighter в Люфтваффе TF-104G Starfighter турецких ВВС TF-104 Starfighter Люфтваффе на ВПП Разведчик RF-104A ВВС Пакистана RF-104G- разведывательный вариант Старфайтера F-104G Starfighter ВВС Турции после взлета F-104 Starfighter на ВПП. Вид спереди F-104 Starfighter ВВС Нидерландов в полете На взлете - F-104 Starfighter итальянских ВВС F-104G Starfighter Люфтваффе в авиамузее TF-104G Starfighter ВВС Турции совершает посадку F-104 Starfighter итальянских ВВС перед посадкой TF-104G Starfighter в американском авиамузее Рисунок тигра на борту F-104 Starfighter Кабина F-104 Starfighter крупным планом Истребители Люфтваффе: F-104 Starfighter и МиГ-29 Fulkrum Эскадрилия F-104 Starfighter ВВС США F-104G Starfighter испанских ВВС F-104S Starfighter ВВС Италии Экспериментальная модель F-104 Starfighter F-104 Starfighter ВВС Греции F-104 Starfighter греческих ВВС, раскрашенный под тигра Посадка F-104 Starfighter итальянских ВВС F-104 Starfighter ВВС Италии
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь