Разведчик RF-4 Phantom II
Производитель: McDonnell Douglas (США) Государство: ИспанияГосударство: ЯпонияГосударство: ТурцияГосударство: ИранГосударство: ГрецияГосударство: ИзраильГосударство: Корея (южная)Первый полет RF-4B совершил 12 марта 1965 года, поставки самолетов продолжались с мая 1965 года по декабрь 1970-го. Всего было изготовлено 46 разведчиков, все они попали на вооружение морской пехоты. В мае 1965 года RF-4B поступили в эскадрилью VMCJ-3 на базе Эль Торо (El Toro), потом в VMCJ-2 в Черри Пойнт (Cherry Point) и в VMCJ-1 в Ивакуни (Iwakuni), Япония. Самолеты VMCJ-1 принимали участие в войне в Индокитае, действуя с октября 1966 года с базы в Да Нанге (Da Nang). Три RF-4B стали жертвами вьетнамских зенитчиков, еще один был потерян в результате аварии. С 1975 года оставшиеся RF-4B морской пехоты подверглись модернизации в рамках Project SURE (SURE - Sensor Update and Refurbishment Effort, Обновление Радиоэлектронного оборудования и Восстановление конструкции), она заключалась в усилении некоторых узлов планера, полной замене электропроводки и частичной - бортовой электроники. Так, вместо старой ИНС ASN-48 была установлена AN/ASN-92 CAINS (carrier aircraft inertial navigation system, инерциальная навигационная система для палубных самолетов), вместо РЛС бокового обзора APQ-102A - AN/APD-10B, вместо системы ИК разведки AN/AAD-4 - AN/AAD-5. Была установлена новая система передачи данных AN/ASW-25B. По сторонам воздухозаборников появились характерные гребни, скрывавшие проводку станции радиоэлектронной борьбы ALQ-126 или -126B, которая позволила отказаться от подвески под самолет разнообразных контейнеров с аппаратурой РЭБ.
Позже RF-4B прошли замену двигателей, J79-GE-8 уступили место J79-GE-10. Модернизированные самолеты поступили в эскадрилью VMFP-3 на базе Эль Торо, где были собраны все оставшиеся RF-4B. Через 15 лет, в августе 1990 года VMFP-3 была расформирована, а RF-4B - сняты с вооружения. В ВМС США их сменили палубные разведчики RF-18A, созданные на базе истребителя-бомбардировщика F/A-18 Hornet.
Модификация RF-4C RF-4C Fantom II - тактический разведчик, производимый американской фирмой McDonnell Douglas на базе тактического истребителя F-4C Fantom II. Программа разработки разведчика началась в 1962 году. Первый серийный самолет был выпущен 18 мая 1964 года. Всего было построено 499 самолетов. Для выполнения разведывательных задач на самолете установлены РЛС APQ-172, три разведывательные фотокамеры, позволяющие вести фотосъемку с высокой и низкой высоты , днем или ночью. На последних самолетах установлена система обнаружения, идентификации и местоопределения РЛС ПВО - ALQ-125 TEREC (Tactical Electronic Reconnaissance) или система дальнего фотографирования LOROP (Long-Range Oblique Photography) c камерой KS-127. Для самозащиты на самолете подвешены 4 УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder. RF-4C участвовал во многих операция ВС США, включая операцию "Буря в пустыне" в Ираке (1990-91) .
Модификация RF-4BЕще в техпредложении фирмы Макдоннелл от 1953 года по самолету Model 98 учитывалась возможность создания на базе истребителя специализированного палубного самолета-разведчика Model 98P. Тогда флот не проявил интереса к этому самолету, будучи полностью удовлетворен возможностями F8U-1P - разведывательной версии истребителя F8U Crusader. Однако появившиеся в начале 1962 года слухи о RF-110A, разведчике для ВВС на базе Фантома, способном вести разведку ночью - свойство, которым F8U-1P не обладали - заставили ВМС пересмотреть свое отношение к палубному Фантому-разведчику. Было принято решение о создании на базе истребителя F4H-1 всепогодного разведывательного самолета F4H-1P. В сентябре 1962 года из-за введения единой системы индексации авиационной техники разрабатываемый палубный разведчик получил обозначение RF-4B, а в феврале 1963 был подписан контракт на поставку 9 самолетов для Корпуса морской пехоты (КМП).
В общем RF-4B был весьма похож на RF-4C для ВВС. Вооружение на RF-4B отсутствовало, а основным отличием от F-4B была удлиненная на 4 фута 7/8 дюйма (1,241 м) носовая часть. В ней вместо радара AN/APQ-72 был установлен гораздо меньший моноимпульсный AN/APQ-99 фирмы Texas Instruments, работавший в J-диапазоне и оптимизированный для полетов на низких высотах в режиме огибания рельефа местности, а также могущий быть использованный для картографирования земной поверхности, а также три отсека для разведывательной фотоаппаратуры - Station 1, 2 и 3. В первом (Station 1) устанавливалась камера KS-87 для съемки вперед-вниз или строго вниз, во втором (Station 2) - KA-87 для низковысотной съемки, в третьем (Station 3) обычно размещалась или KA-55A или KA-91 для высотной панорамной съемки. На RF-4B можно было использовать также большие по габаритам камеры KS-91 или KS-127A. В отличие от RF-4C для ВВС, камеры на RF-4B устанавливались на подвижных основаниях, что давало возможность пилоту нацеливать их на объекты, находящиеся в стороне от маршрута полета. В задней кабине самолета сняли все органы управления и разместили там оператора разведывательных систем. В задней части фюзеляжа появились устройства отстрела дипольных ловушек-отражателей ALE-29A/B, по одному с каждого борта над двигателями. Для ночной фотосъемки в них заряжались осветительные бомбочки, которые выстреливались вверх по бокам самолета.
На RF-4B устанавливался радиолокатор бокового обзора (SLAR, Side Looking Airborne Radar) AN/APQ-102, обтекатели его антенн были расположены по бортам корпуса перед воздухозаборниками. Радар AN/APQ-102 мог отслеживать как неподвижные, так и движущиеся объекты, его возможности дополнялись системой AN/AAD-4 для разведки в инфракрасном диапазоне, которая размещалась снизу фюзеляжа сразу за антеннами SLAR. Кроме того, на самолете стояла система радиоразведки AN/APR-25/27, служившая для оповещения об облучении радаром противника и для определения его местоположения, а также система передачи данных ASW-25B. По обоим сторонам киля заподлицо располагались плоские антенны связного приемопередатчика ARC-105. Ориентация осуществлялась с помощью инерциальной навигационной системой ASN-48 фирмы Litton. Первые 34 RF-4B (BuNo 151975/151982 и 152089/153113) сохранили силовую установку и основную конструкцию F-4B, последние же двенадцать самолетов (BuNo 153114, 153115 и 157342/157351) отличались широкими колесами основных стоек шасси и "толстым" крылом, как на истребителях F-4J, причем последние три из них (BuNo 157349/157351) имели еще и измененные обводы носовой части, отчего стали еще более напоминать RF-4C ВВС США. Это изменение улучшило аэродинамику и увеличило внутренний объем отсека фотооборудования, но заставило отказаться от системы наведения камеры KS-87 на Station 2 и сделать ее неподвижной. Для убыстрения получения войсками разведывательной информации кассеты с отснятой пленкой могли быть сброшены в полете на низкой высоте.
экипаж, человек | 2 |
длина, м | 19.17 |
размах крыльев, м | 11.7 |
высота, м | 5 |
количество * тип силовой установки | 2 / ТРДФ J79-GE-15 |
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс | 2 * 4 950 / 2 * 7 700 |
масса пустого, кг | 13 760 |
масса взлетная, кг | 20 000 |
масса максимальная, кг | 26 330 |
масса нагрузки, кг | - |
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч | 1 200 / 2 300 |
практический потолок, м | 16 600 |
радиус действия, км | - |
дальность полета перегоночная, км | 2 590 |
максимальная эксплуатационная перегрузка | - |
вооружение | 4 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder |