Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель Су-35 Flanker-C

Производитель: ОКБ имени Сухого (Россия) Государство: Россия

Конструкция. Одноместный истребитель Су-35 имеет интегральную аэродинамическую компоновку и выполнен по схеме "триплан" с поворотным ПГО, установленным на наплыве крыла и значительно расширяющим маневренные возможности самолета благодаря уменьшению его балансировочного сопротивления. Это единственный в мире серийный статически неустойчивый истребитель такой схемы. По словам генерального конструктора М.П. Симонова, "мы получили великолепные результаты при использовании ПГО совместно с хвостовым горизонтальным оперением". На Су-35 применены аэродинамические усовершенствования, разработанные для палубного варианта Су-27К. Конструкция выполнена с использованием алюминиево-литиевых сплавов, широко применены КМ. По сравнению с Су-27 усилены стойки шасси, под крылом добавлены два узла внешней подвески. Катапультное кресло К-36 установлено с увеличенным углом наклона спинки.

Силовая установка. Установленные на Су-35 ТРДДФ АЛ-35Ф с цифровой электронной системой управления с полной ответственностью имеют увеличенную тягу (в классе 137 кН, 14 000 кгс) и больший межремонтный ресурс по сравнению с АЛ-31Ф, примененным на исходном Су-27. В килях самолета установлены дополнительные топливные баки. Имеется убирающаяся штанга-топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, расположенная слева перед кабиной.

Общесамолетное оборудование. Су-35 оборудован цифровой ЭДСУ (на исходном Су-27 - аналоговая система) с четырехканальной схемой резервирования в продольном канале и трехканальной схемой - в каналах бокового движения. Степень собственной продольной неустойчивости самолета составляет 20% САХ (по сравнению с 5% на исходном Су-27). Ни один другой серийный истребитель в мире не имеет в настоящее время столь высокой статической неустойчивости - это говорит об уверенности разработчиков в абсолютной надежности ЭДСУ, отказ которой в таких условиях был бы равносилен потере самолета. Повышению надежности системы управления полетом способствует и применение дополнительного органа продольного управления - поворотного ПГО. Использование ПГО и автоматической системы улучшения устойчивости и управляемости в канале рыскания позволяет сохранить управляемость на больших углах атаки.

Целевое оборудование. Самолет оснащен новой системой управления вооружением, включающей ЭВМ управления оружием для атак наземных целей, многофункциональную РЛС и оптоэлектронную систему. Многорежимная помехозащищенная РЛС (диаметр антенны значительно увеличен по сравнению с самолетом Су-27) имеет режим картографирования земной поверхности и атаки наземных целей, позволяет обнаруживать воздушные цели на дальности до 400 км, а наземные - на удалении до 200 км, одновременно сопровождать не менее 15 воздушных целей и не менее шести одновременно атаковать ракетами. Усовершенствованный оптико-электронный локатор смещен вправо, если смотреть из кабины (на исходном Су-27 он имеет центральное расположение). Он обеспечивает обнаружение, опознавание и автоматическое сопровождение целей. Дальность обнаружения в задней полусфере цели класса SR-71 составляет 90 км, пуск УР обеспечивается на дальности 60 км.

На самолете использована автоматическая защищенная система обмена данными о целях, подобная системе, установленной на МиГ-31. В типовой конфигурации на концах крыла установлено оборудование РЭБ. Использование цифровой системы управления открывает возможность применения на Су-35 (в экспортном исполнении) ряда западных систем, совместимых с цифровой техникой. В частности, на выставке Фарнборо-92 самолет Су-35 демонстрировался с контейнерной системой тепловидения и лазерного целеуказания GEC Ферранти TIALD, которая с успехом применялась в войне в Персидском заливе в 1991г. на самолете "Торнадо". Су-35 - один из первых (наряду с МиГ-29М) в России истребителей с многофункциональными экранными индикаторами, установленными в кабине вместо обычных индикаторов с круглыми шкалами. С правой стороны передней панели установлены два крупноформатных монохромных индикатора (которые в перспективе должны быть заменены на многоцветные). Еще два экранных индикатора расположены на боковых панелях. Ручка управления самолетом - центральная.

В 1980-х годах в России, практически одновременно с США, развернулись работы над истребителями пятого поколения примерно под те же требования, которые предъявляют США к истребителю ATF (F-22). Однако, как и у американцев, работы над принципиально новыми машинами затянулись. В условиях бюджетных ограничений наиболее приемлемым средством поддержания парка российских ВВС на высоком качественном уровне стала глубокая модернизация машин четвертого поколения и создание на их основе истребителей, которые условно можно отнести к "поколению 4,5". Одним из таких самолетов явился истребитель Су-35, известный вначале под обозначением Су-27М и представляющий собой многоцелевой вариант истребителя-перехватчика Су-27. В конструкции новой машины воплощены достижения в области аэродинамики, конструкционных материалов, двигателестроения и электроники конца 1980-х годов.

Су-35 разработан под руководством главного конструктора Н.Ф. Никитина и предназначен для действий не только по воздушным целям - он способен наносить дальние, высокоточные и мощные удары по тылам противника, поражать на большом удалении надводные корабли (от малозаметного катера до авианосца), вести борьбу с самолетами ДРЛО и РЭБ, а также с воздушными командными пунктами. Наземные (морские) цели могут быть атакованы без захода в зону объектовой ПВО. Самолет способен совершать полет на малых высотах, обходя и облетая препятствия, участвовать в координированных групповых действиях по воздушным и наземным целям. Все этапы полета и боевого применения автоматизированы, осуществляется автоматический контроль за состоянием бортовых систем. Опытный образец истребителя Су-35 впервые поднялся в небо в мае 1985г. Самолет впервые демонстрировался представителям прессы в феврале 1992г. в Мачулищах (близ Минска) во время показа авиационной техники главам стран СНГ, а осенью этого же года он был показан на авиасалоне Фарнборо-92 в Великобритании. Без сомнения, появление Су-35 существенно подняло планку, относительно которой должен идти отсчет характеристик истребителей пятого поколения. По маневренности на дозвуковых скоростях, поворотливости и характеристикам полета на больших углах атаки Су-35 явно превосходит все разрабатываемые за рубежом истребители пятого поколения, включая самолет F-22. По дальности полета без подвесных баков, концепции высокой интеграции обзорно-прицельной аппаратуры и системы управления вооружением (впервые отработанной на Су-27) истребитель Су-35 близок к F-22. Характеристики РЛС, проектируемой для самолета F-22, не разглашаются, но, по-видимому, ее отрыв от мощного и эффективного радиолокатора истребителя Су-35 будет сравнительно небольшим.

Американский истребитель пятого поколения в свою очередь явно превосходит самолет Су-35 в степени малозаметности (благодаря малозаметным формам планера), продолжительности крейсерского сверхзвукового полета (благодаря внутреннему размещению вооружения, меньшему аэродинамическому сопротивлению из-за отсутствия ПГО и, вероятно, большей экономичности двигателей) и, конечно, элементной базе кабинного и целевого оборудования. Однако эти преимущества не позволят самолету F-22 однозначно господствовать в воздухе и можно ожидать, что американцы, ставящие перед собой именно такую задачу, попытаются существенно повысить уровень возможностей своего перспективного истребителя в процессе его проектирования (в этом случае возникнет ситуация, обратная той, что сложилась при проектировании Су-27, когда конструкторы ОКБ им. П.О. Сухого подвергли свой почти готовый проект полной переработке по результатам новой оценки американского истребителя F-15).

Вооружение. Су-35 не имеет в настоящее время аналогов по широте применяемого ассортимента вооружения, предназначенного для действий по воздушным, наземным и морским целям. В конфигурации истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-35 на внешних узлах может нести до 14 ракет - больше, чем любой другой истребитель в мире. Ракетное вооружение размещается на восьми крыльевых точках подвески (шесть под крылом и две на его концах), под мотогондолами и между ними под фюзеляжем. Оно включает УР класса воздух-воздух сверхбольшой, средней и повышенной дальности (Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М) с активными, полуактивными и пассивными радиолокационными и ИК ГСН. Для ударов по наземным и надводным целям на самолете устанавливаются ракеты с телевизионным, телекомандным, тепловизионным, а также лазерным наведением (Х-25, Х-29, Х-59), противорадиолокационные (Х-31, Х-58 и другие) и противокорабельные крылатые и аэробаллистические ракеты (Х-31А, Х-35, Х-15 и другие), управляемые (калибром до 1500 кг) и свободнопадающие авиабомбы, бомбовые кассеты и НАР. В крыльевом наплыве сохранена встроенная пушка ГШ-30 (30 мм, 1500 выстр./мин).

Массы и нагрузки, кг: нормальная взлетная с неполной заправкой топливом и с УР класса воздух-воздух 25 700; пустого самолета 18 400; боевая нагрузка 8 000.

Летные данные. Максимальная скорость на большой высоте 2 440 км/ч, у земли 1 400 км/ч; практический потолок 18 000 м; дальность полета максимальная без ПТБ и дозаправки в полете более 4 000 км, с дозаправкой в полете более 6 500 км; максимальная эксплуатационная перегрузка 9,0.

Самолет Су-35 до настоящего момента не применялся в конфликтах и не поставлялся за рубеж. Кодовое обозначение НАТО - Flanker-C.

экипаж, человек1
длина, м19.65 - 23.3
размах крыльев, м14.7
высота, м5.87 - 6.43
количество * тип силовой установки2 * ТРДДФ АЛ-35Ф
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс2 * 14 000 / 2 * 20 000
масса пустого, кг18 400
масса, взлетная, кг25 700
масса максимальная, кг -
масса нагрузки, кг8 000
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 400 / 2 440
практический потолок, м18 000
радиус действия, км -
дальность полета перегоночная, км4 000 (с ПТБ и дозаправкой - 6 500)
максимальная эксплуатационная перегрузка9
вооружение встроенноеодноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, 1500 выстр./мин, 150 патронов)
вооружение подвесноеУР Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77, Р-73, Р-73М, Р-60М, Х-25, Х-29, бомбы калибром до 1 500 кг, НАР
Су-35 Flanker-C на посадке Су-35 Flanker-C в полете Посадка Су-35 Flanker-C с тормозным парашютом Вид на носовую секцию Су-35 Flanker-C Открытый фонарь кабины Су-35 Flanker-C Су-35 Flanker-C на авиашоу в Сеуле Двойка Су-35 Flanker-C в полете Схема истребителя Су-35 Flanker-C Су-35 Flanker-C в Ле Бурже Су-35 Flanker-C набирает высоту Су-35 Flanker-C на фоне заката Взлет истребителя Су-35 Flanker-C Истребитель Су-35 Flanker-C и его арсенал Вид на ПГО и фонарь кабины Су-35 Flanker-C Ракетное вооружение Су-35 Flanker-C РЛС истребителя Су-35 Flanker-C Высший пилотаж в исполнении Су-35 Flanker-C Вид сзади на Су-35 Flanker-C Су-35 Flanker-C на аэродроме Вид снизу на Су-35 Flanker-C Су-35 Flanker-C перед заходом на посадку Су-35 Flanker-C перед взлетом Вид сверху на Су-35 Flanker-C
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь