Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Истребитель Су-17/20/22 Fitter

Производитель: ОКБ имени Сухого (Россия) Государство: РоссияГосударство: УкраинаГосударство: Ангола

Су-17 - одноместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с крылом изменяемой геометрии, одним двигателем и трёхстоечным убираемым шасси. Истребитель-бомбардировщик. Создан в ОКБ, руководимым Генеральным конструктором П.О. Сухим. Ведущий конструктор Н. Зырин. Прототип был создан на базе серийного Су-7БМ и получил название Су-7ИК (С-22И). Был поднят 2 августа 1966 г. лётчиком-испытателем В.С. Ильюшиным. В 1967 г. опытный экземпляр нового самолета, под обозначением Су-7ИГ, был показан публике на воздушном параде "Домодедово". В 1970 г. новая машина, получившая название Су-17, была принята на вооружение. Главным отличием от своего предшественника стало крыло изменяемой геометрии. Для упрощения конструкции и быстрейшего запуска в серийное производство, поворотными выполнили только концевые части крыльев (подвижная часть крыла была установлена примерно на половине каждой консоли). В результате проведенные доработки (в сравнении с Су-7) не привели к существенному изменению технологии производства. В первых модификациях Су-17 предназначался для поражения наземных, надводных и воздушных целей, а также ведения тактической воздушной разведки (разведывательное оборудование размещалось в контейнерах под крылом).

Начиная с модификации Су-17М4 снижение требований к скоростным характеристикам истребителей-бомбардировщиков, предназначенных преимущественно для действий на малых высотах с околозвуковой скоростью, позволило отказаться от регулируемого воздухозаборника. В результате проведенной модернизации максимальная скорость снизилась с 2 300 км/ч у Су-17М3 до 1 850 км/ч у Су-17М4. Положительной стороной модернизации явилось существенное облегчение и упрощение конструкции планера. Планер самолёта выполнен из алюминиевых сплавов. Подвижные консоли крыла изменяют угол стреловидности от 30 0 до 63 0. Неподвижная СЧК имеет фиксированный угол стреловидности по передней кромке 63 0. Лётчик размещается в отапливаемой и вентилируемой гермокабине, закрываемой фонарём, крышка которого откидывается вверх-назад при помощи сервопривода. На фонаре кабины расположен перископ для обзора задней полусферы. На модификациях до Су-17М2 включительно применены катапультные кресла КС-4С-32, на последующих К-36ДМ класса 0-0.

Самолет оснащен трехстоечным шасси с одинарными баллонами на колесах. Применение пневматики низкого давления позволило эксплуатировать самолет с аэродромов, имеющих травяное покрытие. Самолет для уменьшения длины пробега снабжен тормозным парашютом. Установленный на Су-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер "Клён-ПС", стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. На первых серийных Су-17 устанавливались ТРДФ, развивающие тягу на форсаже 9 600 кг. У АЛ-21Ф3 подобная характеристика составляет 11 200 кг, у Р-29БС-300 аналогичную величину. Встроенное вооружение на всех модификациях состоит из двух 30-мм пушек НР-30, установленных в центроплане, с боезапасом 80 выстрелов на ствол. Боевая нагрузка общей массой до 4 000 кг подвешивается на 6 пилонов: 2 фюзеляжных и 4 подкрыльевых. На Су-17М3 количество подфюзеляжных пилонов увеличено на 2. Су-17М4 имеет уже 10 пилонов: 4 подфюзеляжных и 6 подкрыльевых. Боевая нагрузка повышена до 4 250 кг. При этом 2 центральных подкрыльевых пилона предназначены исключительно для подвески УР класса воздух-воздух Р-60.

Первые серийные Су-17 не несли управляемого оружия класса воздух-поверхность. На последующих модификациях этот недостаток был устранён, и на 2 внутренних подкрыльевых пилона подвешиваются УР либо КАБ различных типов. Су-17М поначалу брали Х-23М и противорадиолокационные Х-28. Позднее номенклатура была расширена возможностью подвески Х-25 и Х-29Л. Су-17М2 также несли все вышеупомянутые системы. Данная модификация первой в семействе Су-17 получила на вооружение УР Р-60. Су-17М4 способны нести наиболее разнообразную гамму управляемого вооружения: бомбы КАБ-500л; корректируемые ракеты С-25Л; УР типов Х-25МЛ/МР, Х-27, Х-29Л/Т; противорадиолокационные УР Х-25МП, Х-27, Х-58.

Су-20 - экспортный вариант Су-17М с упрощённым БРЭО и сокращённой номенклатурой вооружения; выпущен в 1972 г., построена малая серия;

Су-22 - экспортный вариант Су-17М2, оснащённый ТРДФ Р-29БС-300, который позднее устанавливался на самолётах других экспортных модификаций; выпускался с 1976 г.;

Су-22М - экспортный вариант Су-17М3; выпущен в 1977 г.;

Су-22М3 - экспортный вариант Су-17М3 с более совершенным, по сравнению с с Су-22, БРЭО; выпускался с 1982 г.;

Су-22М4 - экспортный вариант Су-17М4; двигатель АЛ-21Ф3; выпускался с 1984 г.;

Су-22УМ - экспортный вариант Су-17УМ; выпускался с 1976 г.;

Су-22УМ3 - экспортный вариант Су-17УМ3; выпуск осуществлялся с 1982 г.;

Су-22УМ3К - учебно-боевой вариант Су-22М4, также предназначался для поставок на экспорт; выпускался с 1983 г.

Все модификации берутся в блоках НУРС типов С-5, С-8 либо С-13, а также одиночные НУРС С-24 и С-25. Среди других типов подвесного вооружения числятся свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; бомбокассеты РБК-250 и РБК-500, пушечные контейнеры КМГУ; зажигательные баки. Под СЧК также оборудуются 2 1156-л или 830-л ПТБ. Су-17 и Су-17М оснащались бомбоприцелом ПБК-2 и стрелковым АСП-5НД-7. На Су-17М2 вместо последнего был установлен более совершенный АСП-17. Для наведения УР Х-23М применялась аппаратура управления "Дельта", размещённая в подвесном контейнере. Для наведения Х-25Мл и Х-29Л использована лазерная станция "Прожектор", также размещённая в подвесном контейнере. На Су-17М2, помимо данной станции, установлен лазерный дальномер-целеуказатель "Фон-1400".

На Су-17М3 вместо него установлен более совершенный "Клён-54", прицел АСП-17, индикатор прямой видимости, станция предупреждения о радиолокационном излучении "Сирена-3" и др. БРЭО. Также установлены отстреливатели ловушек и диполей КДС-23 и АСо-2В. Некоторые самолёты для контроля результатов бомбометания имеют камеру АФА-39. Самолёты начали поступать в части ВВС СССР с 1972 г., а позднее и авиации ВМС. Использовались вплоть до распада Советского Союза, после чего оказались в составе вооружённых сил Беларуси, России, Узбекистана, Украины. По некоторым данным, несколько машин было приобретено Арменией. В настоящее время в странах СНГ Су-17 либо сняты с вооружения, либо находятся в процессе снятия. Су-17 поставлялись в Алжир, Анголу, Афганистан, Болгарию, Сирию, Чехословакию (после распада оказались в ВВС как Чехии, так и Словакии). В ряде этих стран самолёты уже сняты с вооружения, во многих ещё эксплуатируются.

Разновидности самолета:

Су-17 - первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков.

Су-17М - модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.;

Су-17М2 - вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.;

Су-17М3 - дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.;

Су-17М4 - вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.;

Су-17УМ - двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3;

Су-17УМ3 - двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.;

экипаж, человек1 (на модификациях УМ - 2)
длина, м18,9
размах крыльев, м13,7 (в сложеном виде - 10,03)
высота, м4,97
количество * тип силовой установки1 / ТРД АЛ-7Ф-1-250
тяга бесфорсажная / форсажная, кгс9 600 / -
масса пустого, кг9 600
масса, взлетная, кг14 000
масса максимальная, кг16 280
масса нагрузки, кг4 500
максимальная скорость у земли / на высоте, км/ч1 350 / 2 230
практический потолок, м16 500
радиус действия, км -
дальность полета перегоночная, км2 300
максимальная эксплуатационная перегрузка -
вооружение встроенноедве 30-мм пушки НР-30
вооружение подвесноеУР воздух-воздух, УР воздух-земля, НУР, бомбы
Су-17 Fitter в пикировании Пуск НУРСов истребителем Су-17 Fitter Истребители Су-17/22 Fitter сбрасывают бомбы Су-17/22 Fitter ВВС СССР готовится к взлету Су-17 Fitter заходит на цель Су-17УМ Fitter на взлете Эскадрилия Су-17УМ Fitter на аэродроме Бомбовый арсенал Су-17 Fitter Подвеска тяжелой бомбы на Су-17 Fitter Схема истребителя Су-17 Fitter Су-20 Fitter польских ВВС Су-17 Fitter с ПТБ Польский Су-20 Fitter на консервации Посадка чешского Су-12 Fitter с тормозным парашютом Су-22М4К Fitter с эмблемой ВВС ГДР Су-22УМ3К Fitter с блоками НУРС и ПТБ Су-22УМ3К Fitter. На переднем плане - оружейная тележка с бомбами Су-22 Fitter ВВС Ливии в пикировании Су-17 Fitter в авиамузее Су-17М Fitter египетских ВВС Су-22 Fitter ВВС Перу Су-17 Fitter ВВС ГДР в полете Ливийский Су-17 Fitter Су-17 Fitter Люфтваффе на взлете Варианты раскраски Су-17 Fitter ВВС ВМС СССР Су-17 Fitter в российском музее Су-17 Fitter на аэродроме. Рядом - крыло Су-25 Frogfoot Кабина Су-22 Fitter Су-22 Fitter ВВС Венгрии на аэродроме Су-17УМ Fitter ВВС СССР Су-17УМ Fitter в музее на Поклонной горе
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь