Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Транспортный самолет Ан-2 Кукурузник (Colt)

Производитель: ОКБ Антонова (Украина) Государство: РоссияГосударство: УкраинаГосударство: АлбанияГосударство: Ангола

В марте 1940 года О.К.Антонову, работавшему на заводке ?23 в Ленинграде, было поручено разработать аналог немецкого лёгкого самолёта Физелер Fi.156. Работая над аналогом, получившим обозначение "самолёт ?2" (ОКА-38), Антонов предложил создать на его базе военно-транспортный "самолёт ?4", отличительными особенностями которого были звездообразный двигатель М-62, лёгкий фюзеляж и бипланная коробка крыльев. Тогда военные отвергли идею самолёта-биплана, но после войны Антонов вернулся к ней вновь. В 1945 году О.К.Антонов, будучи заместителем главного конструктора ОКБ-115, обратился к А.С.Яковлеву с предложением разработать самолёт собственной конструкции и получил от него согласие. Проект "самолёта ?4" был полностью переработан. От прежнего проекта осталась только бипланная коробка. В марте 1946 года новосибирский филиал ОКБ-115 был преобразован в самостоятельное ОКБ-153. Его главным конструктором был назначен О.К.Антонов. Основной задачей нового КБ была разработка транспортного самолёта "Т" с мотором АШ-62ИР. Параллельно разрабатывался сельскохозяйственный вариант с двигателем АШ-21. Первый прототип, обозначенный СХА, был построен в 1947 году. 31 августа 1947 года лётчик-испытатель П.Н.Володин впервые поднял его в небо. В декабре в НИИ ВВС начались его Государственные испытания, которые продолжались до марта 1948 года. В июле того же года завершились испытания второго прототипа с двигателем АШ-21.

23 августа 1948 года самолёт под обозначением Ан-2 был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ. Серийное производство было организовано на заводе ?473 в Киеве. Первый серийный Ан-2 (в транспорном варианте) впервые поднялся в небо 6 сентября 1949 года. Ан-2 построен по аэродинамической схеме расчалочного биплана. Фюзеляж цельнометаллический (Д-16Т, Д-16АТ) полумонокок балочно-стрингерного типа. Крылья прямые, двухлонжеронные, образованы двояковыпуклым несимметричным профилем Р-II-ЦАГИ. Коробка крыльев одностоечная с I-образными стойками. Верхнее крыло снабжено автоматическими предкрылками по всему размаху, щелевыми нависающими закрылками и элерон-закрылками. На нижнем крыле установлены только щелевые закрылки. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым колесом. В зимнее время предусмотрена установка лыжного шасси. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения АШ-62ИР с четырёхлопастным воздушным винтом. На самолётах первых серий устанавливался деревянный винт В-509А-Д7 диаметром 3,6 м с саблевидными лопастями. Похже он был заменён на металлический АВ-2 с прямыми лопастями. Запас топлива размещён в 6 крыльевых баках (в верхнем крыле). В левом борту установлена грузовая дверь размером 1,46x1,53 м, а в ней - пассажирская меньших размеров (0,81x1,42 м). Фонарь кабины лётчиков выполнен выпуклым с боков для обзора назад и вниз.

Самолёты Ан-2 разных модификаций широко использовались в сельском и лесном хозяйстве, для первозки пассажиров и грузов на местных авиалиниях, тренировки парашютистов в аэроклубах и частях ВДВ, аэрофотосъёмки и геологоразведки, разведки льдов, рыбы и морского зверя, для решения многих других задач. Ан-2 зарекомендовал себя как простой и очень надёжный самолёт. Бипланная схема с развитой механизацией крыла позволила достич очень малых взлётной и посадочной скоростей, что позволило применять самолёт с тех площадок, где раньше могли использоваться только лёгкие самолёты У-2 (По-2) и Як-12. Его можно было встретить на всех континентах Земли, включая Антарктиду. К январю 1987 года на Ан-2 было перевезено 370 миллионов пассажиров, выполнено 96% авиахимработ. Эксплуатация самолёта продолжается и в настоящее время. Дальнейшим развитием Ан-2 стал турбовинтовой Ан-3. В боевых условиях применялся в Венгрии в 1956 году, в Лаосе в 1960-1962 годах, во Вьетнаме в 1963-1973 годах, в Кампучии в 1970 и 1979 годах, в Афганистане в 1980-1989 годах, в Никарагуа в 80-х годах, в Югославии в начале 90-х годов, в Нагорном Карабахе (и армянами, и азербайджанцами). Всего построено более 15500 самолётов Ан-2 разных модификаций. Выпускался по лицензии в ГДР, Китае и Польше. Поставлялся на экспорт в 38 стран мира, в том числе: Афганистан, Бразилию, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Исландию, Китай, Кубу, Никарагуа, Румынию, Францию, Чехословакию, Югославию.

Последние 4 Ан-2 в Польше изготовлены в 2002 году по заказу Вьетнама. В Китае производство продолжается до сих пор. В настоящее время в мире продолжает эксплуатироваться около 6000 самолётов. В Германии существует "Общество любителей Ан-2".

Модификации самолёта:

СХА - первый прототип (транспортный). Отличался двигателем АШ-62ИР. Первый полёт 31 августа 1947 года.
СХА-2 - второй прототип (сельскохозяйственный). Отличался двигателем АШ-21.
Ан-2А - противоаэростатный (опытный). Отличался артиллерийской установкой ПВ-61 с 23-мм двухствольной пушкой АО-9 (ГШ-23). Изготовлен в 1963 году.
Ан-2М - модернизированный сельскохозяйственный. Отличался увеличенным вертикальным оперением, удлинённым фюзеляжем, доработанным капотом двигателя, изолированной от действия химикатов кабиной пилота, новой сельскохозяйственной аппаратурой, отсутствием второго управления. В конструкции использованы стеклопластики. Разработан в 1963-1964 годах. Первый полёт 20 мая 1964 года. Выпускался с 1965 года в транспортном варианте на заводе N464 в Долгопрудном.

Ан-2П (An-2P) - пассажирский. Салон оборудован мягкими сиденьями на 12-14 пассажиров и звукоизоляцией.
Ан-2R - польский вариант Ан-2СХ. Выпускался на заводе PZL в Милеце с августа 1960 года.
Ан-2С - санитарный. Предназначен для перевозки 6 больных на носилках с 2 сопровождающими.
Ан-2СХ - сельскохозяйственный. Отличается баком для химических веществ в фюзеляже, устройствами для опыления и опрыскивания под нижним крылом и фюзеляжем. В 1954-1959 годах на заводе ?473 в Киеве изготовлено 879 самолётов.
Ан-2Т (An-2T) - транспортный, почтовый. Пассажирские сиденья в салоне отсутствуют. Первый полёт 6 сентября 1949 года. Выпускался на заводе ?473 в 1949-1962 годах, затем в Польше.

Ан-2ТД (An-2TD) - транспортно-десантный на 12 парашютистов. Широко эксплуатировался в аэроклубах ДОСААФ (затем РОСТО).
Ан-2ТП (An-2TP) - грузопассажирский. В салоне вдоль бортов расположены жёсткие откидные сиденья на 12 пассажиров.
Ан-2Ф (БНР, НРК, НАК) - ночной разведчик-корректировщик (опытный). Отличался застеклённой кабиной штурмана в хвостовой части фюзеляжа, броневой защитой двигателя и кабины экипажа, двухкилевым оперением. Вооружение состояло из 2 20-мм пушек Б-20, 4 авиабомб САБ-100-50 и ФОТАБ-50-35. Разработан в 1947-1949 годах. Изготовлен в июле 1948 года. Первый полёт в апреле 1949 года.
Ан-3 (первый с таким названием) - противоаэростатный (проект). Отличался двигателем М-62Р с 2 турбокомпрессорами ТК-19, артиллерийской установкой ПВ-61, отсутствием нижнего крыла. Разработан в 1958 году.
Ан-3 - с турбовинтовым двигателем ТВД-20.

Ан-4 (Ан-2В) - поплавковый вариант Ан-2Т. Отличался 2 однореданными поплавками с водяными рулями, винтом АВ-2Р с реверсом. Разработан в 1951 году. Выпускался серийно. Применялся на Севере и в Сибири на речных авиалиниях.
Ан-4 - лесопожарный. Отличался устройством для забора и выливания воды в поплавках.
Ан-6 "Метео" (ЗА-ТК, Ан-2ЗА) - самолёт для высотных метеорологических исследований (зондирования атмосферы). Отличался наличием кабины наблюдателя в хвостовой части фюзеляжа, 2 турбокомпрессорами ТК-19, воздушным винтом В-513-Д13, противооблединительной системой, составом оборудования. Разработан в 1946-1948 годах. Первый полёт 21 марта 1948 года. Выпускался в 1956-1958 годах. В 1953-1954 годах на Ан-6 устаногвлено 2 международныйх рекорда высоты.
An-2 Geofiz - польский для геофизических исследований.
An-2M - польский вариант Ан-2В.

An-2PK - салон. Отличался комфортабельным салоном на 5 пассажиров. Выпускался в Польше.
An-2P-Photo - самолёт для аэрофотосъёмки. Выпускался в Польше.
An-2PR - самолёт-ретранслятор. Выпускался в Польше.
Y-5 - китайский вариант Ан-2.

экипаж, человек2
длина, м12.74
размах крыльев, м18.176 (нижнего - 14.2)
высота, м4.13
количество * тип силовой установки1 / ПД Швецова АШ-62ИР
мощность двигателей, л.с.1 000
масса пустого, кг3 474
масса, взлетная, кг4 660
масса максимальная, кг5 250
максимальная скорость, км/ч253
практический потолок, м4 440
радиус действия, км540
дальность полета перегоночная, кмнет данных
максимальная эксплуатационная перегрузканет данных
оборонительное вооружениеотсутствует
масса нагрузки, кг1 320
виды загрузки12 пассажиров
Ан-2 Кукурузник, принадлежавший ДОСААФ СССР Ан-2 Кукурузник, произведенный в Польше Ан-2 Кукурузник с опознавательными знакими ВВС ГДР Ан-2 Кукурузник в музее Ан-2 Кукурузник у ангара Ан-2 Кукурузник ВВС России Ан-2 Кукурузник ВВС Литвы Латвийский Ан-2 Кукурузник Ан-2 Кукурузник ВВС Эстонии Венгерский Ан-2 Кукурузник Ан-2 Кукурузник ВВС Македонии Ан-2 Кукурузник ВВС Чехии Остов самолета Ан-2 Кукурузник Ан-2 Кукурузник ВВС Венгрии Двигатель Ан-2 Кукурузник Ан-2 Кукурузник ВВС СССР Ан-2 Кукурузник, собственность венгерского авиаклуба Самолеты Ан-2 Кукурузник на аэродроме Ан-2 Кукурузник очень популярен среди авиалюбителей Парашютист выпрыгивает из Ан-2 Кукурузник 60% Ан-2 Кукурузник произведено в Польше Ан-2 Кукурузник в музее, Польша Ан-2 Кукурузник российских ВВС Ан-2 Кукурузник ВВС Словакии на взлете Экспозиция Ан-2 Кукурузник Ан-2 Кукурузник, принадлежащий Аэрофлоту Польский Ан-2 Кукурузник в германском музее Ан-2 Кукурузник ВВС Румынии
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь