Новости Авиация Сухопутные войска Флот Стрелковое оружие Армии мира Разработчики Типы военной техники Законодательство История Военные игры ОМП Это интересно

Ударный вертолет Ми-28 Havoc

Производитель: ОКБ имени Миля (Россия) Государство: Россия

Оборудование. Интегрированный комплекс бортового оборудования Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает: пилотирование с огибанием рельефа местности, как в ручном, так и в автоматизированном режиме с использованием картографической информации и трехмерного синтезированного изображения местности; поиск, обнаружение и распознавание целей; групповое применение вертолетов с автоматизированным распределением целей между ними; двусторонний обмен информацией о целях между вертолетами и воздушными или наземными командными пунктами. В состав комплекса входят: стабилизированная обзорно-прицельная станция оператора с оптическим, тепловым и телевизионным каналами наблюдения; тепловизионная станция летчика и лазерный дальномер; нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения летчика; система электронной индикации на цветных жидкокристаллических дисплеях; инерциальная и спутниковая навигационные системы, а также система навигации по физическим полям Земли; комплекс средств связи; надвтулочная РЛС кругового обзора. РЛС обеспечивает вертолету возможность вести поиск целей, используя для маскировки складки местности или деревья, выставив из укрытия только свою "макушку". Кроме того, РЛС Ми-28Н в отличие, например, от РЛС американского вертолета AH-64D Апач, способна обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач.

Силовая установка. На Ми-28Н установлены газотурбинные двигатели с электронной системой регулирования мощностью по 2 200 л. с. (2 * 1 618 кВт). Воздухозаборники оборудованы пылезащитными устройствами, а выхлопные патрубки - тепловыми экранами, которые снижают тепловое излучение вертолета в 1,5 раза.

Вооружение. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета "Атака" имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности. Она поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР "Игла" класса "воздух-воздух" применяется по принципу "пустил-забыл". Их пуск осуществляется оператором. Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон углов ее отклонения: в горизонтальной плоскости 220?, в вертикальной - 53?. Это делает вертолет менее уязвимым для противника. Размещение боезапаса непосредственно на турели значительно повышает надежность подачи снарядов (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию пушки экипаж может выбрать тип снаряда непосредственно во время боя. Летчик осуществляет прицеливание с помощью нашлемной системы целеуказания или без нее. В состав вооружения входят неуправляемые авиационные ракеты (калибр 80 и 130 мм) и авиационные пушки ГШ-23 калибра 23 мм, размещенные в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. Применение этого вооружения осуществляется летчиком. Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для этого на точки подвески устанавливаются специальные контейнеры.

В связи с созданием за рубежом усовершенствованных боевых вертолетов нового поколения (в 1975 г. начали проходить летные испытания опытные боевые вертолеты Белл АН-63 и Макдоннел-Дуглас АН-64) в МВЗ им. М.Л. Миля в конце 1970-х годов также началась разработка усовершенствованного боевого вертолета нового поколения Ми-28 с мощным высокоточным вооружением с большой дальностью действия и обзорно-прицельной системой с высокой разрешающей способностью и мобильностью. Для нового вертолета на основе опыта боевого применения вертолетов Ми-24 и Ми-8 была разработана оптимальная концепция по критерию стоимость - эффективность и использованы передовые технические решения, обеспечивающие высокие летные и эксплуатационные характеристики при допустимом техническом риске. Полномасштабная разработка вертолета началась в 1980 г., а 10 ноября 1982 г. совершил первый полет первый экспериментальный образец вертолета Ми-28 (летчик-испытатель Г.Р. Карапетян). Вертолет был меньше Ми-24, но несколько больше американского АН-64 Апач. Экипаж вертолета состоял из двух человек: летчика в задней кабине, обеспечивающего пилотирование вертолета и применение неуправляемого вооружения, и штурмана-оператора в передней кабине, обеспечивающего поиск, обнаружение, распознавание и уничтожение малоразмерных целей на предельных дальностях с применением управляемого высокоточного оружия и пушечной установки, а также вертолетовождение. В отличии от зарубежных боевых вертолетов, на Ми-28 предусмотрен специальный отсек, в котором могут разместиться при необходимости два человека, если потребуется срочно эвакуировать экипаж пострадавшего вертолета или самолета.

Для повышения живучести вертолета использовано не только бронирование кабины экипажа и отдельных агрегатов, но и конструктивно-компоновочные решения, обеспечивающие взаимное экранирование агрегатов и защиту более важных агрегатов менее важными, а также выбор материалов и размеров элементов конструкции, чтобы при их повреждении не происходило катастрофическое разрушение за время, достаточное для выполнения задания и возвращения на базу, широко применяется дублирование важных систем. Использование системы катапультирования экипажа было признано нецелесообразным, поэтому, учитывая, что большая часть полетов происходит на малых высотах, был применен ряд решений, позволяющих экипажу выжить, не покидая вертолет, при аварийном приземлении со скоростями и перегрузками, значительно превышающими нормальные. Конструкция несущей системы такая же, как и у Ми-24, но лопасти полностью выполнены из композиционных материалов и обладают высокой остаточной прочностью при боевых повреждениях. Двигатели разнесены на максимальное расстояние с целью исключения выхода из строя обоих при попадании ракеты в один из двигателей. Двигатели оснащены электронной системой регулирования и устройством подавления инфракрасного излучения. Большое внимание было уделено улучшению эксплуатационных характеристик, для чего сокращено число точек смазки благодаря использованию тканевых и эластомерных подшипников, применены встроенные средства автоматизированного контроля и облегчен доступ к силовой установке и отсекам оборудования. В результате общая трудоемкость технического обслуживания по сравнению с вертолетом Ми-24 уменьшилась в три раза, а по отдельным агрегатам - в девять раз.

Разработка вертолета Ми-28 задержалась из-за недостаточного финансирования, испытания первого из четырех опытных вертолетов, оснащенного всеми системами и оборудованием, началось только в январе 1988 г., а в мае 1989 г. вертолет Ми-28 впервые был продемонстрирован за рубежом на 38-й международной авиационно-космической выставке в Париже, а затем и на других международных выставках, вызвав большой интерес специалистов и посетителей. Обладая мощным вооружением и большим статическим и практическим потолком, вертолет Ми-28 может с большой эффективностью применяться в частях специального назначения и для борьбы с террористами, скрывающимися в труднодоступных местах, для уничтожения их техники и оборонительных сооружений. Разработан вариант для круглосуточного всепогодного применения Ми-28Н (ночной) с надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона и системой FLIR в носовой части фюзеляжа, постройка которого была завершена в 1995 г. Разрабатываются также морской вариант палубного базирования для огневой поддержки десантов и вариант, вооруженный УР класса воздух-воздух. Вертолет Ми-28 может перевозиться на военно-транспортных самолетах Ил-76, Ан-124, Ан-24 при минимальной разборке: снимаются только лопасти несущего и рулевого винтов. Время подготовки вертолета к вылету после выгрузки из самолета не превышает полутора часов.

Ми-28А. Предназначен для использования на театрах военных действий, отличающихся насыщенностью средств армейской противовоздушной обороны. Способен выполнять полеты днем и ночью на предельно малых высотах (5-15 м), используя защитный рельеф местности, обладает высокими летными характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищенностью от пуль стрелкового оружия и снарядов малокалиберной зенитной артиллерии. Проектирование Ми-28 началось в 1980 г., первый опытный вертолет поднялся в воздух 10 ноября 1982 г. На базе Ми-28 создан вертолет Ми-28Н ("ночной") с надвтулочной РЛС миллиметрового диапазона, позволяющей действовать днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в непосредственной близости от земли и естественных укрытий. В настоящее время проведены летно-конструкторские и первый этап государственных испытаний, завершен этап подготовки к серийному производству.

Оборудование. Приборное оборудование кабины летчика включает ИЛС и нашлемный прицел для управления пушкой, кабины штурмана-оператора - индикатор на ЭЛТ для отображения данных оптико-электронной системы. Имеются устройства подавления инфракрасного излучения и автоматы сбрасывания ложных тепловых целей. Система спасения экипажа на малых высотах включает энергопоглощающие кресла и шасси с двухкамерной амортизацией, которые обеспечивают экипажу выживание при аварийных посадках с большими (до 12 м/с) вертикальными скоростями встречи с землей. На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив крыло. В обзорно-прицельную станцию встроен лазерный дальномер, определяющий текущую дальность до цели и выдающий эту информацию в БЦВМ для вычисления поправок при стрельбе из пушки и неуправляемыми ракетами. Он также выдает данные, необходимые для проведения пусков управляемых ракет и выбора их оптимальной траектории в момент пуска.

Силовая установка. На Ми-28 установлены газотурбинные двигатели с электронной системой регулирования мощностью по 2 200 л. с. (2 * 1 618 кВт). Воздухозаборники оборудованы пылезащитными устройствами, а выхлопные патрубки - тепловыми экранами, которые снижают тепловое излучение вертолета в 1,5 раза.

Вооружение. Вертолет имеет подвижную пушечную установку НППУ-28 с модифицированной танковой пушкой 2А42 (калибр 30 мм; скорострельность 900 выст./мин, боекомплект 250 снарядов) на турельной установке в носовой части фюзеляжа. Пушка работает синхронно с прицелом и имеет такую же подвижность. В пределах визуальной видимости без использования увеличивающей оптики летчик также может наводить пушку и вести из нее огонь с помощью ИЛС либо нашлемного прицела. Под крылом на четырех точках подвески могут подвешиваться до 16 ПТУР "Штурм" с радиокомандной системой наведения или "Атака-В" с радиолокационной системой наведения и до 4 блоков НАР (калибр 80 мм по 20 ракет или 130 мм по 5 ракет), которые могут запускаться из обеих кабин. Кроме того, могут также крепиться контейнеры с гранатометами и пушками калибра 23мм, бомбы массой до 500 кг (общей массой до 2 000 кг). Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин.

Ми-28Н. Предназначен для использования на театрах военных действий, отличающихся насыщенностью средств армейской противовоздушной обороны. Способен выполнять задачи днем и ночью, на предельно малых высотах. В 1993 г. на базе Ми-28А началась разработка вертолета Ми-28Н с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения. Основа его боевого применения - полет ночью на предельно малых высотах. В случае полного отказа рулевого винта вертолет способен возвратиться на аэродром: компенсацию реактивного момента на скорости обеспечивает киль, посадка осуществляется по самолетному режиму или на режиме авторотации, когда реактивный момент близок к нолю. При значительных боевых повреждениях вертолета на предельно малых высотах система спасения обеспечивает выживание летчиков при падении с вертикальной скоростью 12 м/с. В начальный момент срабатывает система принудительного притяга. Силу удара гасят энергоемкое шасси и специальные энергопоглощающие кресла. На высоте полета более 100 м спасение экипажа с парашютом обеспечивает система аварийного покидания. Она приводится в действие у летчика и оператора раздельно. Благодаря тому, что кабина разделена бронеперегородкой, сводится к минимуму возможность одновременного поражения обоих членов экипажа. В случае ранения летчика оператор Ми-28Н может самостоятельно довести машину до аэродрома. В Ми-28Н, как и в Ми-28А, имеется отсек в задней части фюзеляжа, где могут разместиться до трех человек. Ми-28Н может быть доставлен в район боевых действий на самолете Ил-76.

экипаж, человек2
длина с вращающимися винтами, м21.6
диаметр несущего винта, м17.2
диаметр хвостового винта, м3.84
количество * тип силовой установки2 / ГТД Климов ТВ3-117
мощность силовой установки, л.с.2 * 2 215
масса пустого, кг7 000
масса взлетная, кг10 400
масса максимальная, кг11 200
масса нагрузки, кг1 605
скорость максимальная, км/ч300
практический потолок, м5 750
радиус действия, км460
максимальная эксплуатационная перегрузка3
вооружение встроенное30-мм пушка 2А42 с 300 патронами
вооружение подвесноена 4 узлах подвески: ПТУР, НУР, УР Р-60, 500-кг бомбы, или постановщики мин, контейнеры с пушками
Ми-28 Havoc на авиасалоне Ми-28 Havoc над карьером Рисунок Ми-28 Havoc Ми-28 Havoc на авиасалоне Ми-28 Havoc на фоне облаков Ми-28 Havoc над водой Схема вертолета Ми-28 Havoc Испытания кабины Ми-28 Havoc Пикирование Ми-28 Havoc Осмотр двигателя Ми-28 Havoc Пушка вертолета Ми-28 Havoc Вид спереди на Ми-28 Havoc Хвостовые винты Ми-28 Havoc Ми-28Н Havoc - вертолет, приспособленный к ночным операциям Кабина пилота и несущий винт Ми-28 Havoc Хвостовые винты Ми-28 Havoc крупным планом Предполетный осмотр Ми-28 Havoc Прицельное оборудование Ми-28 Havoc Ми-28 Havoc в Ле Бурже Ми-28Н Havoc в Жуковском Показ Ми-28 Havoc на авиашоу Ми-28 Havoc в Ле Бурже, вид на вертолет сзади Посетители авиасалона в Ле Бурже вокруг Ми-28 Havoc ПТУР и НУРС на пилоне Ми-28 Havoc 30-мм пушка 2А42, установленая на Ми-28 Havoc Ми-28 Havoc в полете Вид спереди на взлетевший Ми-28 Havoc Ми-28 Havoc на аэроднроме Ми-28 Havoc перед взлетом
RIN.ru

Copyright © RIN 2002- * Обратная связь